Литургия преждеосвященных даров: последование

Литургия преждеосвященных Даров — это главнейшая торжественная служба Великого поста. Во время этого богослужения таинство преложения хлеба и вина в плоть и кровь Господни не совершается, а предлагаются для причащения верных Дары, освященные на прежде бывшей полной литургии св.

Василия Великого или св. Иоанна Златоуста. Литургия преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту: в среду и пятницу первых шести недель поста, в первые три дня Страстной седмицы, а также в дни святых, которым на утрени положен полиелеос.

Литургия преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров: последование

Происхождение Литургии преждеосвященных Даров

В древности благочестивые христиане имели святое обыкновение причащаться святых Даров за каждой Литургией. Но в дни Великого поста, как особые дни печали, отцы Церкви не могли совершать такого радостно-торжественного богослужения, как святая Литургия.

В то же время им не хотелось оставлять благочестивых христиан без причащения, хотя бы и на одну неделю. Ввиду этого Церковью и было установлено предлагать для причащения Дары, освященные раньше.

Установление Литургии преждеосвященных Даров относится к первым временам христианства, а окончательное ее образование и письменное изложение приписывается св. Григорию Двоеслову, папе Римскому, жившему в VI веке.

Особенности Литургии преждеосвященных Даров

Литургия преждеосвященных Даров совершается в соединении с часами и вечернею. Сначала читаются часы 3-й, 6-й и 9-й, затем вечерня и, наконец, литургия. Вечерня заменяет собой литургию оглашенных и начинается возгласом полной литургии «Благословено Царство».

Далее следует чтение псалма 103, великая ектения и стихословие кафизмы с тремя малыми ектениями. После кафизмы поется «Господи воззвах» со стихерами.

В это время священник вынимает из Дарохранительницы, которая находится на престоле, преждеосвященный Агнец и кладет его на дискос, поставленный на жертвенник. Затем вливает в чашу вино с водою, для более удобного преподания верующим св. Даров, и покрывает дискос и потир покровами.

Все это делается только со словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», так как все молитвословия уже были произнесены на ранее совершенной полной литургии.

После вечернего входа и прокимна обычно читаются две паремии: одна из книги Бытия о грехопадении прародителей и их изгнании из рая и дальнейших событиях, другая — из книги Притчей, побуждающая любить и искать Божественную премудрость. По прочтении первой паремии Царские врата отворяются.

Диакон возглашает: «Премудрость прости», а священник, держа в руке кадило и три сплетенные вместе зажженные свечи, обращаясь на восток, крестообразно осеняет, возглашая: «Свет Христов», и, обращаясь на запад, осеняет также народ, говоря: «Просвещает всех». В древности обряд этот имел особенное значение.

В дни Великого поста в храме было много оглашенных, которые крестились в день Пасхи, и вот этих оглашенных перед литургией верных осеняли зажженной свечей в знак того благодатного света, который они получат в крещении. Это осенение совершалось при открытых Царских вратах.

А так как оглашаемые не должны были видеть святыни алтаря, то, в сознании своего недостоинства, они преклонялись до земли. Теперь это делают и все верные в покаянные дни поста. Далее чтец читает вторую паремию.

После нее Царские врата открываются, и для большего возбуждения покаянного чувства поется стих 140 псалма Дaсz и3спрaвитъ моли1тва моS, я4кw кади1ло предъ тоб0ю. воз8дэsніе рyку моeю, жeртва вечeрнzz со стихами:

  1. ГDи воз8вaхъ къ тебЁ;
  2. Положи2 гDи хранeніе ўстHмъ мои1мъ, и3 двeрь њграждeніz њ ўстнaхъ мои1хъ (перевод: и огради двери уст моих);
  3. Не ўклони2 с®це моE въ словесA лукaвствіz, непщевaти вины2 њ грэсёхъ (перевод: не допусти сердце мое до лукавых оправданий в грехах моих).

Литургия Преждеосвященных Даров: последованиеКоленопреклонные молитвы на литургии Преждеосвященных Даров

Присутствующее в храме молятся в это время, наклонившись до земли, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение в знак возношения Богу приносимых молений. После пения этих стихов священником пред престолом произносится молитва св.

Ефрема Сирина с земными поклонами. Последними ектениями литургии оглашенных заканчивается собственно вечерня.

Далее следует самая Литургия преждеосвященных Даров, то есть литургия верных в сокращенном виде: исключаются те ее части, которые относятся к освящению св. Даров.

Последование Литургии преждеосвященных Даров

Самая Литургия преждеосвященных Даров начинается или чтением Евангелия, если оно положено, или же сугубой ектенией. За сугубой ектенией следует ектения об оглашенных. Со среды 4-й седмицы поста присоединяется еще особая ектения о готовящихся к просвещению, т.е. крещению.

После молитв за оглашенных произносятся две ектении от лица верных, как и за полной литургией. Во время произнесения этих ектений священник тайно молится о неосужденном причащении Тела и Крови Христовых, которые уже предлежат на жертвеннике.

Вместо обычной «Херувимской песни» поется особая песнь, содержанием своим примененная к Дарам, уже освященным:

Нhнэ си1лы нбcныz с8 нaми неви1димо слyжатъ: се бо вх0дитъ цRь сlавы: се жeртва тaйнаz совершeна дарми2 прин0ситсz. Вёрою и со стрaхомъ пристyпимъ, да причaстницы жи1зни вёчныz бyдемъ. Аллилyіа.

Ныне силы небесные (т.е. св. Ангелы) с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы: се жертва тайная совершена (уже освященная) дарми приносится (торжественно переносится).

Верою и со страхом приступим, да причастницы жизни вечные будем (чтобы быть участниками вечной жизни). Аллилуиа.

Перед словами «Верою и со страхом приступим»…, как и в полной литургии, перед «Яко царя», Дары переносятся чрез северные двери с жертвенника на престол. При этом диакон на главе несет дискос со св. Агнцем, а священник в правой руке — чашу с вином. Как и на литургии Златоустовой возглашается: «Всех вас да помянет Господь Бог» и т. д.

Литургия Преждеосвященных Даров: последование

По поставлении св. Даров на престол совершаются: приготовление верующих к причащению, раздробление св. Агнца, самое причащение, благодарение за причащение и отпуст. Все это происходит в том же порядке, как и на полной литургии.

Не бывает только возношения Тела Христова при словах: «Святая святым», потому что оно уже было совершено на литургии полной, и священник только прикоснется к св.

Агнцу, возглашая: «Преждесвященная Святая святым».

Причастный стих поется на преждеосвященной Литургии всегда один и тот же: «Вкуси1те и3 ви1дите, ћкw блaгъ гDь. Аллилyіа»; а вместо «Благословен грядый во имя Господне»… поется: «Благословлю Господа на всяко время».

Заамвонная молитва — особая, великопостная: «Владыко вседержителю». В ней священник молит Господа, чтобы Он помог нам сохранить истинную веру, победить грех и неосужденно дожить и поклониться святому Христову воскресению.

По прочтении 33 псалма литургия оканчивается обычным полным отпустом.

Источник: https://ruvera.ru/prejdeosvyashennaya_liturgiya

Литургия Преждеосвященных Даров

Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века.

Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды, от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою.

На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил.

Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце и собрашася и в ложах своих лягут.

Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими, тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время.

Давшу Тебе им соберут, отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости, отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих, призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся.

Читайте также:  Когда Крещенский Сочельник

Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

Солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.

Благословляй, душа моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма, славословием и благолепием облекся Ты, одеваясь светом, как одеждою, простирая небо, как покров из кожи.

Ты скрываешь в водах горние чертоги Свои, назначаешь облака для восхождения Своего, шествуешь на крыльях ветров, творишь Ангелов Своих духами, и служителей Своих – пламенем огня, Ты утвердил землю на основании её, – не наклонится она во век века. Бездна, как одежда – покрывало её, на горах встанут воды; от угрозы Твоей они побегут, от звука грома Твоего убоятся.

Восходят на горы и сходят на равнины, на место, которое Ты назначил для них, – предел положил, которого не перейдут, и не обратятся, чтобы покрыть землю. Ты посылаешь источники в ущельях, посреди гор пройдут воды, напоят всех зверей полевых, дикие ослы утолят жажду свою, при них птицы небесные поселятся, из среды скал издадут голос.

Ты орошаешь горы с высот Своих, – от плода дел Твоих насытится земля, – произращаешь траву скоту и зелень на службу людям, чтобы извести хлеб из земли, и вино, веселящее сердце человека, чтобы лицо его сияло от елея, и хлеб сердце человека укрепит.

Насытятся деревья на равнине, кедры ливанские, которые Ты насадил, – там птички совьют гнёзда, жилище аиста возвышается над ними. Горы высокие – оленям, скала – убежище зайцам. Сотворил Он луну для указания времён, солнце познало закат свой.

Ты простёр тьму, и настала ночь; в ней будут бродить все звери лесные, молодые львы, рыча в надежде добыть и разыскать от Бога пищу себе. Взошло солнце, и они собрались, и в логовах своих улягутся, – выйдет человек на дело своё и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил; исполнилась земля творений Твоих.

Это море великое и обширное, там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там проплывают корабли, там этот дракон, которого Ты сотворил, чтобы насмехаться над ним. Все от Тебя ожидают, что Ты дашь им пищу в своё время. Когда Ты дашь им, они её соберут, отверзешь руку Твою – всё насытится благом.

А отвратишь лицо Твоё – смятутся, отнимешь дыхание их – и исчезнут, и в прах свой возвратятся. Пошлёшь Духа Твоего – и будут созданы, и обновишь Ты лицо земли. Да будет Господу слава вовеки, возвеселится Господь о делах Своих Он взирает на землю и приводит её в трепет, касается гор – и они дымятся. Буду петь Господу всю жизнь мою, воспевать Бога моего, пока существую. Да будет сладостна Ему беседа моя, а я возвеселюсь о Господе. Да исчезнут грешники с земли и беззаконники – так, чтобы не было их. Благословляй, душа моя, Господа!

Солнце познало закат свой. Ты простер тьму, и настала ночь. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты сотворил.

Источник: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya/lit05.shtml

Великий пост |

Литургией Преждеосвященных Даров называется Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

  • Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.
  • В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет первой части полной литургии — проскомидии; б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных;
  • О Великопостных Часах
  • Церковные службы часов, освящающие определенное время дня, связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории.
  • Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата.
  • Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день.

в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии); г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.

На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы.

  1. На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.
  2. На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.
  3. Служба часов, совершаемая во время Великого: поста, имеет в сравнении с вседневными (великопостными) часами свои особенности.
  4. На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду).

На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами.

На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.

В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», с великими (земными) поклонами.

Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

Последование 3-го, 6-го и 9-го Часов

Великопостные часы начинаются возгласом священника: Благословен Бог наш…

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный…Трисвятое по «Отче наш».

Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся… (трижды).

Затем на третьем часе следует чтение трех псалмов: «Услыши, Господи, правду мою…» (16-й псалом); «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…» (24-й псалом) и «Помилуй мя, Боже…» (50-й псалом).

Час шестой читается непосредственно по окончании третьего часа и начинается возглашением чтеца: Приидите, поклонимся… (трижды), затем читаются три псалма: «Боже, во имя Твое спаси мя…» (53-й), «Внуши, Боже, молитву мою…» (54-й) и «Живый в помощи Вышняго…» (90-й псалом).

Девятый час следует за шестым и начинается с чтения «Приидите, поклонимся…» (трижды), затем читаются псалмы: «Коль возлюбленна селения Твоя…» (83-й псалом); «Благоволил еси. Господи, землю Твою…» (84-й псалом) и «Приклони, Господи, ухо Твое…» (85-й псалом).

По прочтении трех псалмов чтец на каждом часе произносит: Слава и ныне… Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне… Затем он читает рядовую кафизму.

По прочтении 1-го антифона (иначе, первой «Славы») кафизмы чтец произ носит: Слава Отцу, я Сыну, и Святому Духу, а хор поет: И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Молитва 99 имен божьих: избавление от негативных воздействий

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Далее чтец произносит: И ныне… И читает второй антифон кафизмы.

Затем повторяются краткие молитвословия в том же порядке, как и после первого антифона.

По прочтении третьего антифона кафизмы чтец произносит: Слава, и ныне… Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды).

После стихословия кафизмы священник, став пред царскими вратами, произносит постовой тропарь часа.

На третьем часе (глас 6-й): Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благйй, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. 1-й стих: Сердце чисто созижди во мне… 2-й стих: Не отвержи мене от Лица Твоего…

На шестом часе (глас 2-й): Иже в шестый день же и час на Кресте при гвождей в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. 1-й стих: Внуши. Боже, молитву мою… 2-й стих: Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.

На девятом часе (глас 8-й): Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. 1-й стих: Да приближится молитва моя… 2-й стих: Да внидет прошение мое пред Тя, Господи…

Хор по произнесении священником тропаря поет его в первый раз. По произнесении священником 1-го стиха хор поет тропарь во второй раз и по произнесении 2-го стиха поет его в третий раз.

Во время произнесения священником тропаря (или стиха) певцы и все молящиеся совершают коленопреклонение, а во время пения хором тропаря священник и молящиеся преклоняют колена.

  1. В среду и пяток сырные тропарь часа священник произносит нараспев, а чтец читает его.
  2. В праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, храма и великого святого читается тропарь празднику, а постовой тропарь оставляется.

Священник после пения тропаря часа произносит: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Чтец: И ныне… И Богородичен часа.

На третьем часе: Богородице, Ты еси Лоза истинная… На шестом часе: Яко не имамы дерзновения… На девятом часе: Иже нас ради рождейся от Девы.

На шестом часе после Богородична чтец произносит, Тропарь пророчества (т. е. тропарь, который по своему содержанию имеет отношение к далее Читаемому пророчеству (паримии). Хор поет этот тропарь дважды (второй раз — на «Слава, и ныне»).

Затем священник возглашает: Вонмем. И чтец перед чтением паримии произносит прокимен Триоди (например: глас шестый: Спаси, Господи, люди Твоя…), но самое слово «прокимен» чтец не произносит.

Хор поет прокимен Триоди. Читается паримия;из книги пророка Исаии, а по прочтении поется другой прокимен Триоди.

На третьем и девятом часах (после Богородична); и на шестом часе (после второго прокимна) читаются следующие молитвы:

На третьем часе: Господь Бог благословен… На шестом часе: Скоро да предварят ны щедроты Твоя… На девятом часе: Не предаждь нас до конца…

Если на часах бывает чтение Евангелия (в первые три дня Страстной седмицы), то молитвы, положенные после Богородична, читаются после евангельских чтений или паримии (как на шестом часе).

После молитвы часа чтец читает Трисвятое по «Отче наш».

Священник: Яко Твое есть Царство…

Чтец: Аминь.

Далее на третьем часе: Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры словцы явлей… «Слава…» — Скорое и известное даждь утешение… «И ныне» — Надежда, и Предстательство, и Прибежище христиан…

На шестом часе: Спасение соделал еси посреде земли… «Слава…» — «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий…» «И ныне,..»: в понедельник, вторник и четверг — «Милосердия сущи Источник…»; в среду и пятницу вместо «Милосердия сущи Источник…» — Крестобогородичен: Препрославлена еси. Богородице Дево…

На девятом часе: Просветивый земныя Крестом… «Слава» — Яко разбойник исповедаяйся, вопию Ти, Блаже… «И ныне» — Нас ради Распятаго приидите, вси, воспоим. На часах вместо указанных кондаков читаются в положенные дни, например, в Великий понедельник, и другие кондаки (см. Последование часов в Триоди постной).

Далее чтец: Господи, помилуй (40 раз); Иже на всякое время… Господи, помилуй (трижды), Слава, и ныне… Честнейшую Херувим… Именем Господним благослови, отче.

Священник возглашает: Боже, ущедри ны…

После этого возгласа священник на каждом часе произносит молитву св. Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. — И совершает великий (земной) поклон. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

— Великий поклон. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. — Великий поклон и 12 поклонов малых, т. е.

поясных, с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго».

Далее священник произносит всю молитву св. Ефрема Сирина без разделения на части и совершает один великий поклон.

  • На третьем и шестом часах полагаются 16 поклонов, а на девятом часе, если далее следуют изобразительны (а не междочасие), полагается только три великих поклона.
  • Молящиеся также совершают поклоны.
  • После поклонов читается заключительная молитва часа и начинается следующая служба: после третьего часа — служба шестого часа, затем девятого часа и чин изобразительных.

Молитва третьего часа: Владыко Боже Отче Вседержителю… Молитва шестого часа: Боже и Господи сил… Молитва девятого часа: Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш…

Добавить в блог

Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров (святого Григория Двоеслова) Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров Литургией Преждеосвященных Даров называется Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину св.

Источник: http://velikiypost.paskha.ru/bogosluzhenie/liturgiya/

Литургия Преждеосвященных даров

Литургию Преждеосвященных Даров можно, не преувеличивая, назвать сердцевиной или центром великопостных богослужений. В некоторых старинных рукописных служебниках она называется «Литургией Великой Четыредесятницы». И, действительно, она является самым характерным богослужением этого священного периода года.

Название этой службы раскрывает нам саму ее сущность: она является именно литургией «Даров Преждеосвященных». Этим она отличается от литургии св. Василия Великого и литургии св. Иоанна Златоуста, на которых совершается Евхаристия – приношение и освящение даров. Во время «Литургии Великой Четыредесятницы» нам предлагаются Святые Дары «преждеосвященные», т. е.

уже заранее освященные на одной из предшествующих литургий, которая служилась в иной день. Предлагаются нам эти Святые Дары, чтобы мы имели возможность причащаться от них и освящаться ими.

Другими словами Литургия Преждеосвященных Даров – это, в сущности, не «литургия» в том смысле, как бывают обычные литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого, а особый чин Причащения.

Чтобы понять причины возникновения чина приобщения преждеосвященными Святыми Дарами, надо обратиться к его истории. Его корни восходят к древнейшей практике Церкви. В первые века христианской истории верующие приступали к Святым Тайнам на каждой литургии.

Существовал даже обычай, что верующие, когда не было литургии среди недели, причащались частным образом от Святых Даров, оставшихся от воскресной литургии.

И на основании этого обычая выкристаллизовалось в монастырях особое последование молитвы: все монахи молились совместно перед Причастием, и затем они также совместно благодарили Бога, Который их сподобил стать причастниками Святых Таин.

Это совершалось после вечерни или же после 9-го часа (около трех часов пополудни), так как древние отшельники постились до позднего часа, вкушая пищу обыкновенно только один раз в день, вечером. Со временем это последование молитв принимало облик краткой службы, несколько похожей на чинопоследование литургии.

Так возникло то, что ныне именуется «последованием изобразительных», которое в современной практике совершается после шестого или девятого часа. Само название «изобразительная» указывает на то, что в этой краткой службе, в какой-то мере, «отображается» чин литургии. А в этом отношении оно оказалось предшественником нашей Литургии Преждеосвященных Даров.

Во время Великого Поста полная литургия совершается только по субботам и воскресеньям.

Древний церковный обычай, который был подтвержден правилами соборов, запрещает совершение литургии в будни Великого Поста, так как эти дни должны быть всецело посвящены посту и покаянию.

Совершение Божественной Литургии не соответствовало бы скорбному характеру этих дней. Литургия является пасхальной тайной, праздником Церкви, наполненным радостью и духовным ликованием.

Однако, здесь возникал вопрос. Как говорит св. Василий Великий, верующие его времени привыкли причащаться, кроме суббот и воскресных дней, еще, по крайней мере два раза в неделю – в среду и пятницу.

Читайте также:  Можно ли венчаться второй раз с другим человеком

Но как причащаться без литургии? Ответ был дан уже заранее: от Святых Даров, освященных на одной из предшествующих литургий. Мы находимся во время Великого Поста. Но пост в те времена означал полное воздержание от всякой пищи до наступления захода солнца.

А Причастие Святых Даров должно было увенчать, закончить постный день. Поэтому оно должно было, в эти дни, иметь место уже после вечерни.

Чин Литургии Преждеосвященных Даров так и состоит из вечерни, в конце которой предлагаются Святые, Преждеосвященные Дары и читаются приготовительные молитвы перед Причащением, совершается само Причащение и возносятся, после него, благодарственные молитвы.

Связь этой службы с Великим Постом придает ей особый, «скорбный» характер. Престол и священные сосуды, содержащие Св. Тайны покрыты покровцами темного цвета. Молитвы исполнены чувствами смирения и умиления.

Вообще, вся служба носит характер особой таинственности.

Первая часть Литургии Преждеосвященных Даров состоит из великопостной вечерни, только с некоторыми особенностями. Священник облачается в темные священные одежды.

Сама вечерня начинается не возгласом, обычным для вечерни («Благословен Бог наш…»), а начальным возгласом литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…».

Таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост.

Потом читается, как на других вечернях, псалом 103-й – «предначинательный», начинающийся словами «Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело…».

Этот псалом, восхваляющий Бога – Творца всего мира, является как бы «предисловием» вечерни, а, вместе с ней, и всего круга повседневных служб, так как по ветхозаветному преданию, вечер с наступающей ночью считается началом дня или же суток.

После этого «предисловия», диакон (или, вместо него, сам священник) приглашает верующих к совместной молитве, произнося Великую или Мирную ектенью: «Миром Господу помолимся…».

Потом читаются псалмы 119-й по 133-й. Эти псалмы представляют собой 18-ю кафизму или главу из книги псалмов — Псалтири. Эти псалмы называются «песнями восхождения»; в древности, еще в ветхозаветные времена, их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним.

В то время, когда на клиросе читаются эти псалмы, священник в алтаре приготовляет Святые Дары на жертвеннике: переносится на жертвенник Преждеосвященный Ангец (Тело Христово, напоенное Честной Его Кровью), оставшийся после воскресной или субботней литургии.

Потом вливается в чашу неосвященное вино с водой, и покрываются священные сосуды, как это делается перед обычной лиутргией. Все это совершается молча, без каких-либо молитв.

Богослужебный устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной литургией, на которой освящались Св. Дары.

По окончании этих приготовлений и чтения 18-й кафизмы, вечерняя служба продолжается пением отрывков из обычных вечерних псалмов, начинающихся словами «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…».

Далее вставляются те церковные песнопения – стихиры на «Господи, воззвах», — которые на данный день указаны в богослужебных книгах.

И при окончании этих песнопений, священнослужители совершают обычный вечерний вход – шествие в алтарь через царские врата, которое завершается молитвой «Свете Тихий».

Вслед за вечерним входом предлагаются два чтения – «паремии» – из Ветхого Завета: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей Соломоновых. Между двумя этими чтениями совершается обряд, напоминающий те времена, когда Великий Пост был посвящен приготовлению людей к крещению.

Во время первого отрывка из Ветхого Завета священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании первого чтения священник берет эту свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира.

Стоящая на Евангелии во время чтения Ветхого Завета свеча, символически указывает на то, что все пророчества свершились во Христе, Который просветил Своих учеников, чтобы «они могли разуметь писания». Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся.

Свет Крещения, соединяющий людей со Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

После второго ветхозаветного чтения начинается посреди храма торжественно-умилительное пение: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя». Слова эти из 140 псалма. Во время этого пения совершается в алтаре каждение перед св. престолом и жертвенником. Пение это повторяется шесть раз, и при этом вставляются другие стихи из того же псалма.

В практике Русской Церкви, после пения этих стихов читается великопостная молитва преп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».

Затем следует прилежное моление о всех членах Церкви, а также об оглашенных и, начиная со среды 4-й недели Поста – особенно о тех оглашенных, которые в этом году приготовляются «ко святому просвещению», то есть к Таинству Крещения, которое в древности совершалось в Святую и Великую Субботу. И уже после отпущения всех оглашенных начинается вторая часть Литургии Преждеосвященных Даров: чин Причащения.

Наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Внешне этот Вход похож на Великий Вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно иной.

В полном Евхаристическом богослужении Великий Вход есть перенесение (приношение) еще не освященных Даров: Церковь приносит себя, свою жизнь, жизнь своих членов и все творение в жертву Богу, включая эту жертву в единую и совершенную жертву Христа. Вспоминая Христа, Церковь вспоминает всех тех, кого Он воспринял, для их искупления и спасения.

Перенесение Святых Даров символически изображает явление Христа и завершение поста, молитвы и ожидания, — приближение той помощи, утешения, радости, которых мы ждали.

Торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на св. престол сопровождается древней песнью: «Ныне силы небесные…». Вот русский перевод этой молитвы: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь Славы. Вот Жертва Тайная, уже освященная, переносится. С верою и любовью приступим, чтобы быть участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

Вход со Св. Дарами, уже освященными, совершается с крайним благоговением, и все верующие в храме падают ниц. В практике Русской Церкви после Великого Входа вторично на Литургии Преждеосвященных Даров читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

Начинается теперь непосредственное приготовление к святому Причащению, заключающее в себе, преимущественно, молитву Господню «Отче наш». Этой молитвой всегда завершается приготволение к Причастию. Произнося ее, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем Дух Христов, как собственный, Его молитву к Отцу, как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь, как наши собственные.

Потом совершается Причащение духовенства под пение причастного стиха – «Вкусите и видите, яко благ Господь!», и затем причащение мирян.

Богослужение заканчивается, и священник возглашает: «С миром изыдем!». В заключение всей службы, произносится молитва «заамвонная».

«Заамвонными» называются заключительные молитвы обычной литургии и Литургии Преждеосвященных Даров оттого, что священник произносит эти молитвы стоя близ того места, где когда-то возвышался среди храма древний «амвон» – т. е. особенная каменная кафедра, откуда читалось Евангелие.

«Заамвонная» молитва Литургии Преждеосвященных Даров отличается особой красотой выражения. В ней отражается связь между служением Литургии Преосвященных Даров и постным временем.

Святая Четыредесятница – время подвигов, время тяжкой борьбы со страстями и грехами. Но победа над невидимыми врагами несомненно будет дана всем, которые, по выражению «заамвонной» молитвы – «добрым подвигом» подвизаются.

И уже недалек от нас день святого Воскресения.

Божественная Литургия Преждеосвященных Даров – одна из самых прекрасных и умилительных служб Церкви. Но, вместе с тем, она является и неким настойчивым призывом к частому Причащению Св. Христовых Таин.

В ней слышен голос из глубины веков, голос живого, древнего предания Церкви. Голос этот говорит, что нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни — причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса Христа.

Ибо Христос есть, по словам ап. Павла – «жизнь наша» (Кол. 3: 4).

Источник: https://stjohndc.org/ru/o-pravoslavii/pravoslavnoe-bogoslujenie/liturgiya-prezhdeosvyashchennyh-darov-protvpotapov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector