Что делать с вербой с прошлого года: ответ батюшки

Вербное Воскресенье в церкви архангела Михаила. Гомель.Так быстро летит время. Кажется, только вчера был новый год, а позавчера Пасха, как уже снова пришло Вербное Воскресенье, снова Пасха через несколько дней. Мне интересно, Вербное Воскресенье — это для вас лично праздник? Как вы его празднуете? Какие обычаи соблюдаете? Ходите ли в церковь светить вербовые веточки? Или для вас это самый обычный выходной или рабочий день, когда надо копать и сеять в огороде, когда каждая минута в поле дорога?

А вы знаете, когда надо рвать веточки вербы для освящения и что делать с прошлогодними?

Что делать с вербой с прошлого года: ответ батюшки

За неделю до Пасхи православные христиане празднуют Вход Господен в Иерусалим.

В этот день во всех церквях освящают веточки вербы. Это очень древний праздник со своими обычаями и традициями, о которых в Библии ничего не написано. А ведь многие даже не знают, как правильно собирать и святить вербу, а после хранить ее дома.

Вот как вы собираете веточки вербы? Правильно, перед тем, как пойти в церковь или уже прямо по пути находим дерево вербы или куст котиков, обдираем с него нужное количество веток или покупаем прямо у церкви, благо, там продаются букетики в избытке, становимся в шеренгу и ждем батюшку, который ходит по кругу или по квадрату и огромному количеству перевоплотившихся в набожных людей специально обученным веником обливает вербочки, головы, одежду.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Когда Иисус Христос на осле въезжал в Иерусалим, он прекрасно знал, что ему уготовано судьбой. Город встречал его радостно, устилая дорогу под его ногами листьями пальмы. Поэтому символом праздника Входа Господня в Иерусалим, являются листья пальмы. Но в наших климатических условиях пальмы не растут, а Пасха приходит очень рано, то считается, что верба распускается первой и ее веточки идеально подходят для этой цели.

По традиции, веточки вербы для Вербного Воскресенья рвут накануне праздника, в Лазареву субботу, или за пару дней до него. Букетик надо ставить в воду и в церковь необходимо нести свежие, незавявшие веточки. Количество прутиков в букете должно быть нечетным

Правильно освещать вербу в субботу.Накануне Вербного Воскресенья, вечером в субботу, в храмах проходят праздничные богослужения – Всенощная. Вот на эту службу и надо приходить с веточками вербы и свечами. После чтения Евангелия, священник произносит особую молитву, обходит людей, держащих вербы, с кадилом и окропляет их святой водой.

Именно на этой службе верующие прихожане получают благодать.Повторное окропление происходит утром в воскресенье, после литургии. Как правило, перевоплотившиеся в набожных народ идет на освящение веточек утром, даже незаходя в церковь, выстраиваются кругом, выходит священник и мы знаем, что происходит.

Народ пришел получать благодать! Но этому окроплению молитва та особая молитва уже не предшествует.Так что, происходит то, что происходит. Пришли, постояли, даже поругаться несколько раз успели прямо в церковном дворе, ветки в сумку и домой праздновать. Про поругались я не придумала.

Сама вчера несколько раз слышала «что вы стали передо мной? Вам места другого мало?», «отойдите дальше, вы батюшку мне закрываете, на меня вода святая не попадет!». Так и хотелось сказать, что ей даже бочка святой воды не поможет.

Как люди не понимают, что все гораздо глубже и серьезнее, чем тот спектакль, который они устраивают?

Не зря же священники возмущаются, что Вербное Воскресенье сегодня превратилось из праздника, посвященного Господу, в день освящения вербы.

Люди приходят в церковь не для того, чтобы восхвалять Христа, вспоминать о его чудесных деяниях, а просто окропить святой водой вербовые прутики у них в руках. Принесет ли это какую-либо пользу душе и телу? Служители церкви сомневаются. За истинной благодатью надо приходить на Всенощное богослужение.

Что делать с освященной вербой после праздника?

После освящения веточки вербы нужно принести домой и хранить в красном уголке, разложив за иконами, а можно поставить в вазочку, чтобы прутики высохли или в воду, тогда растение долго будет свежим или пустит корни. Можно будет посадить где-то во дворе или в другом месте.

Сколько веточек вербы нужно ставить дома?

Дома нужно ставить количество веточек вербы, равное количеству членов семьи, либо любое нечетное.

Свою вербу раздавать никому ни в церкви, ни после нее нельзя. Если кто-то, кто сам не может пойти в церковь на окропление и просит вас это сделать, то для этого человека надо собрать отдельный букетик.

Сколько должна стоять верба после Вербного Воскресенья?

Куда девать прошлогоднюю освященную вербу?

Традиции славян.

Освященные ветки вербы стоят в доме до следующего Вербного воскресенья, то есть целый год.Освященные в церкви веточки вербы приобретают характер святыни. Священники советуют прошлогодние освященные веточками закопать там, где не ходят люди, не справляют нужду животные. Где-то в саду или на дачном участке.Можно бросить в реку, сжечь в печи или на костре. Можно так же скормить животным.

По приходу из церкви домой вербой принято символически стегать всех домочадцев, особенно, детей. Считается, что тогда растение передает им силу и здоровье, при это приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля!»

Считается, что почки вербы после освящения можно есть, чтобы защитить себя от болезней и бед, забеременеть или окончить успешно какое-то важное дело.Вербой набивают подушку покойнику, кладут ее в гроб, чтобы душа его попала в Рай.Священники эти народные традиции считают абсурдными.Веточки вербы — это не оберег. В духовном смысле дом от зла охраняет молитва и вера тех, кто в нём живет. Если в доме творится безбожие и разгул, то никакие вербочки, иконочки и кропления, никакие крестики на стенах не спасут.Что делать с вербой с прошлого года: ответ батюшкиЧто делать с вербой с прошлого года: ответ батюшкиЧто делать с вербой с прошлого года: ответ батюшкиЧто делать с вербой с прошлого года: ответ батюшкиЧто делать с вербой с прошлого года: ответ батюшкиЧто делать с вербой с прошлого года: ответ батюшкиЧто делать с вербой с прошлого года: ответ батюшки

Что делать с вербой с прошлого года: ответ батюшки

Источник: https://anonimusi.livejournal.com/659209.html

«Освященную вербу нельзя выбрасывать»

АП выяснила, как праздновать Вербное воскресенье и обязательно ли мыться в Чистый четверг

Сегодня, 13 апреля  — Вербное воскресенье, которое всего на неделю отделяет нас от Пасхи.

О вербохлесте и Чистом четверге, о разнице между церковными традициями, народными обычаями и магическими ритуалами АП рассказал пресс-секретарь Благовещенской епархии иерей Святослав Шевченко: «Вообще верба символизирует пальмовые ветви.

По церковному этот праздник называется Вход Господень в Иерусалим, по евангельскому повествованию, в этот день жители Иерусалима встречали Спасителя  с пальмовыми ветками в руках. У нас пальмы не растут, но первый кустарник, который распускает почки весной, — это верба.

Поэтому в России верба стала символом праздника. Каждый приходит в храм с веточками вербы в знак того, что он тоже  встречает Спасителя. Потом эти вербы освящают, и каждый уносит освященную веточку домой.  Обычно дома их ставят в вазу или кувшин. Некоторые делают такую икебану, комбинируя  вербу  с живыми или засушенными цветами».

  • Что делать с вербой с прошлого года: ответ батюшки
  • Что делать с вербой с прошлого года: ответ батюшки

— Как  поступить с прошлогодней освященной вербой? Выбрасывать ее, как известно, нельзя?  

— Некоторые люди, по народной традиции, втыкают  освященные вербочки, как свежие, так и прошлогодние, по углам земельного участка, который вот-вот будет возделываться.

Считается, что освященная верба имеет особую благодать. У меня есть знакомый батюшка, который собирает кору с прошлогодней освященной вербы и заваривает вместе с чаем.

В коре вербы есть полезные вещества, который применяется как витамин. Я пил такой чай, довольно вкусно.

Освященную в церкви вербу действительно выбрасывать  вместе с бытовыми отходами нельзя. Можно ее сжечь в печке или скормить скотине вместе с сеном.

Жителям городских квартир  можно прогуляться до ближайшей проточной речки и пустить вербу по водам. Либо закопать в землю на садовом участке.

Точно также можно поступить с яичной скорлупой от пасхальных яиц, если они были освящены в храме. Освященное нельзя осквернять.

— За Вербным воскресеньем начинается Страстная седмица. У людей большой популярностью пользуется Чистый четверг  — считается, что в этот день надо мыться, делать уборку, красить яйца и печь куличи. Это действительно так?

— Надо различать церковную традицию, народные обычаи и языческие ритуалы. Это совершенно разные вещи, которые не нужно путать! Церковные традиции — это все, что в храме и на околохрамовой территории.  В храме совершаются таинства и священнодействия. Церковь не регламентирует, когда красить яйца, печь куличи, когда убираться дома.

Читайте также:  Молитва Матроне Московской о замужестве дочери: сильная молитва

Но народ по благочестивой традиции выбрал для этого четверг, чтобы заранее  все сделать  для подготовки к празднику и потом больше не суетиться. Только  яйца в субботу покрасить, чтоб свежие были, и все.  Что касается подготовки пасхальной снеди — тут люди сами решают, когда им удобнее.

Это если говорить о  благочестивых народных традициях.

Об истории главного христианского праздника, о подготовке к нему, о пасхальной службе  расскажет книжно-иллюстративная выставка «Праздник всех праздников», которая откроется 15 апреля в областной библиотеке.

Но есть еще третья категория — это  околоцерковные языческие суеверия и даже магические манипуляции.  Например, когда катают пасхальное яичко вдоль хребта скотины, чтоб она не болела, или  умываются водой с яйца. Это суеверия из той же области, что если выкупаться в проруби на Крещение,  то смоешь все грехи.

Или еще в  народе говорят: вербохлест — бей до слез, якобы похлопал  вербой, и все грехи убежали от человека.  Конечно, в шутку похлестать друг дружку вербой  можно, но не надо в это вкладывать какой-то магический смысл: я совершаю несколько действий, которые привлекут ко мне успех.

Церковь призывает православных христиан в таких ритуалах не участвовать.

— Слышала, что  еще есть обычай — если яйца покрашены в Чистый четверг и освящены в храме, то такое яйцо может год пролежать и не испортиться.

— Я сталкивался с таким странным явлением, когда наши прихожане приносили домой яйца, полученные от епископа во время пасхальной службы, и ставили на божницу. И удивительное дело, яйцо не портилось. Оно внутри скорлупы скукоживалось, мумифицировалось. Мне кажется, это из разряда «По вере вашей и будет вам».  Но не у всех так  получается.

СЛУЖБЫ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Страстная седмица, которая начнется в понедельник,  стоит особняком, она не является частью Великого поста, который длится 40 дней и завершится в воскресенье. Семь дней Страстной седмицы — это отдельный период, в который вспоминается крестный путь Спасителя, его последние дни земной жизни.

Страстной понедельник

  • Читается Евангелие о бесплодной  смоковнице,  на богослужении вспоминаются беседы Спасителя с учениками.

Страстной вторник

  • На богослужении вспоминаются проповедь Спасителя в Иерусалимском храме и притчи, изложенные в Евангелии

Страстная среда

  • Страстная среда — это воспоминание о предательстве Спасителя Иудой и напоминание верующим, что мы тоже иногда можем своими  поступками отрекаться от Спасителя, в каком-то смысле предавать его.

Страстной четверг

Воспоминание о Тайной  вечере, последнем  ужине Христа со своими учениками, во время которого было основано таинство Причастия.

Обычно в дни Великого поста в четверг  литургии не служатся, но в этот четверг  служится литургия Василия Великого, на которой верующие стараются причаститься.

И в этот же день заготавливаются запасные Святые Дары на весь год, чтобы причащать больных и умирающих.

В четверг вечером проходит служба 12 Страстных Евангелий, которая сопровождается  зажжением свечей в руках молящихся. Люди по ночному городу вереницей  расходятся по домам и стараются донести горящие свечки до дома, до своих домашних лампад.

Страстная пятница

Самый скорбный день Страстной седмицы,  вспоминается арест Спасителя и его распятие на кресте. На середину храма ставится гробница и  выносится плащаница с изображением умершего Спасителя, снятого с креста. В этот день происходит чин погребения Плащаницы,  символизирующий  похороны Спасителя. Совершается погребальный крестный ход вокруг храма.

Страстная суббота

В субботу служба необычная.  В середине службы священники из черных и фиолетовых великопостных облачений  переодеваются в  белые одежды. Великая суббота — предвкушение Воскресения Христа.

Источник: https://www.ampravda.ru/2014/04/12/047696.html

Что делать с прошлогодней освященной вербой, куда ее девать, можно выбрасывать?

Все, что вы осветили в церкви, выбрасывать нельзя, считается грехом. Если вам не нужна освещенная веточка вербы с прошлого года, можно отнести ее к дереву на улицу и воткнуть в землю. Можно конечно и отнести в церковь, но многие стесняются этого делать.

Что делать с вербой с прошлого года: ответ батюшки

Все , что освятили в церкви нельзя выбрасывать как обычный мусор, сами священники предупреждают, не знаете, что делать с освященной вербой прошлого года, принесите вербу в церковь. Вообще, разрешается вербу опустить в ближайшее озеро, ветки приткнуться к берегу, там и останутся на природе.

Можно вербу не уносить далеко, если рядом нет реки, можно около деревьев воткнуть.

По православию все должно быть на пользу, а не просто использовано и выброшено, живая природа к живой , человеческие отношения отдельного от животных, каждому свое, поэтому не принято выбрасывать просто так освященные ветки вербы

Прошлогодняя верба освященная, что с ней делать, куда девать?

Все верования людей основаны на рациональных правилах жизни, которые преподносились духовными наставниками прошлых веков в качестве аксиом. Так растения, которые были освящены в церквях запрещалось относить на свалку.

Конечно же, иначе средневековые помойки, наполненные хорошо высушенным растительным топливом полыхали бы и «дарили» городам неповторимый чад.

Что же делать с веточками вербы, которые остались с прошлогоднего Вербного воскресенья?

Можно отнести ее на природу и там оставить — прекрасное удобрение для растений. Так же эти веточки могли отнести на кладбище, или положить в гроб умершему человеку. Сегодня на кладбище немного иные порядки, а вербу можно отнести в церковь, где ее сожгут.

Есть и совсем дикий вариант утилизации: сделать из веток метлу, вымести ею дом, а потом сжечь во дворе. Когда освященная верба заполыхает, непременно подойдет соблазнительная ведьма и попросит огоньку для папироски.

Может подойти и разгневанный дворник, если, конечно, он балуется черной магией.

Вербное воскресенье считается большим праздников для верующих людей. В этот день срывают веточки вербы и ставят их дома в вазочку, также букетики вербы раздают в церкви и продают около рынков.

Верующие идет в храм на молитву и освящают вербу у батюшки. Такие букеты могут стоять дома не один год, но есть предание, чтобы каждый год добавлять новую веточку в старый букет.

Принято старые веточки отпустить в воду, имеется в виду река и воды унесут ее. Можно относить такую вербу в храм и там разберутся, что с ней сделать. Сжигают их там в специальной печи. А также можно пойти в лес и положить ее рядом с кустом растущей вербы.

Что делать с вербой с прошлого года: ответ батюшки

Вербное воскресенье очень большой в церкви. В этот день Иисус Христос въехал в город Иерусалим. Его встречали пальмовыми веточкам, а у нас в РФ они не растут, зато верба есть как первое растение (куст) пробуждающееся после зимы.

Православные в этот день стремятся пойти в храм, чтобы собранную вербу освятить, затем ее приносят домой и она у них стоит весь год.

После того как веточки освященные простояли, надо набирать свежих и многие не знают что делать со старыми.

  • Веточки можно отнести на речку и пустить по воде
  • Освятить дом можно так же вербой
  • Отнести в церковь и отдать, там произведут сжигание с молитвами
  • Отнести в лес и положить с растущими кустиками вербы.

Источник: https://faston24.ru/chto-delat-s-proshlogodnej-osvyashhennoj-verboj-kuda-ee-devat-mozhno-vybrasyvat/

Протоиерей Александр Авдюгин. Батюшкин сон

Всем известно, что каждый наш сон из трёх источников начало имеет. Первый – не частый, добрый, раздумья вызывающий и лишь со временем понимаемый – от Бога; второй – регулярно нас беспокоящий, со страхами и ужастиками – от лукавого; третий же, как подтверждают святые отцы, – от любезного и любимого желудка исходит.

Отец Стефан данный богословский изыск знал, всецело его поддерживал и частенько в приходских беседах использовал, отвечая на вопросы прихожанок типа: «Ох, батюшечка, сон мне приснился непонятный». Причём количество подобных вопрошений всегда строго от календаря церковного зависело. Как только пост Великий в полную меру вступал, так сны имели свойство преумножаться.

Священник для себя данную закономерность следующей теоремой определил: днём за собой сами присматриваем, грешить стараемся поменьше, да и молимся в пост больше, чем в дни скоромные. То есть лукавого от себя отгоняем и силы ему на пакости всякие не даём. Ночью же это отродье, видя нашу постельную безпомощность, нас и атакует смущениями разными да картинами прелестными.

Читайте также:  Как правильно молиться дома, чтобы бог услышал молитву и помог

Теорема вполне правдоподобная получалась, да вот только в этом году никак она с самим отцом Стефаном не согласовывалась. Дело в том, что не успел пост начаться, как стал батюшку сон донимать, причём один и тот же, только с деталями разными.

Знал отец Стефан, что подвижники веры и благочестия советуют сны свои при себе держать, никому о них не рассказывать, чтобы окружающих в смущение не вводить, но когда в очередную ночь опять тот же сонный ролик повторился, не выдержал. Решил к духовнику поехать.

Духовник жил далековато. Почти у границы с сопредельным восточным государством приход его располагался. Село небольшое, но с храмом.

Церковь во времена не столь далёкие выстояла по причине того, что местному колхозу лень было новый амбар для хранения зерна и прочих сельхозпродуктов сооружать, так как просторный каменный храм всё в себя вмещал.

Как только времена изменились и под крышей церковной молитва зазвучала, колхоз приказал долго жить, и вскоре энергичный, хотя и немолодой уже настоятель вернул храму первоначальный вид и рядом ещё один церковный домик соорудил, с крестильной и трапезной.

Что делать с вербой с прошлого года: ответ батюшки

Энергичного делателя на ниве духовной в епархии приметили, сан ему повысили, а вскоре и в духовники его местное священство избрало. Именно к этому священнику, в село дальнее, отец Стефан и направился.

Духовник был в храме. С двумя прихожанками беседовал. Увидел отца Стефана и обрадовался. После того как поздоровались да расцеловались, пригласил духовник приехавшего священника к разговору.

– Ты вот, батюшка, послушай, чего мне тут рассказывают…

Грустный отец Стефан, весь в мыслях о своих непонятных и настырных снах, не сразу и переключился на иную тему, но когда разобрался, о чём толкуют женщины, немного от грустных раздумий отошёл.

Просили прихожанки у духовника ветки вербы, которые с прошлого года, по их мнению, с Вербного воскресенья, в церкви должны неукоснительно храниться. На заверения и утверждения отца Петра (так духовника величают), что не осталось у него данных веток годичной данности, женщины внимания не обращали, вернее, словам священника абсолютно не верили.

– Батюшка, – безапелляционно заявила старшая из них, – вы нам тут сказки-то не рассказывайте. Грех это! Во всех канонах давным-давно прописано, что верба эта год после Входа Господнего храниться в церкви должна. Вам ли, старому священнику, не знать! Видно, вы себе бережёте…

Младшая из просящих была менее радикальна. Она просто умилённо смотрела на настоятеля и раз за разом повторяла: – Дайте хоть пару веточек, батюшечка. Жалко вам, что ли? Мы их в общий пучок вложим и дело сделаем.

  • Отец Стефан, никак не понимающий смысла и толка данной необычной просьбы, всё-таки в разговор встрял:
  • – И зачем вам эти праздничные старые ветки? Через три недели, даст Бог, доживём и новые освятим…
  • Старшая укоризненно посмотрела на чужого священника, взглядом оценила его молодость и, решив, что не перед кем ей тут объясняться, отмахнулась: мол, вы тут ещё мешаете…
  • Разъяснил сам духовник:
  • – Понимаешь, отец, кур они решили на Благовещение вербой этой погонять.

– Каких кур? – не понял отец Стефан.

– Своих да соседских, – продолжил духовник. – Доказывают мне, что если вербой, которую мы в прошлом году освящали, утром на Благовещение куриц своих вместе с петухами погонять хорошенько, то они к Пасхе яиц нанесут несметное количество.

– Вот именно, отец Петр, много нанесут, – утвердительно констатировала старшая прихожанка.

Отец Стефан, уже намерившись сказать горячую проповедь о языческом происхождении данных верований, был остановлен властным взглядом и жестом духовника.

– Так, сёстры мои дорогие, – решительно ответствовал духовник. – Помните, в прошлом году после службы на праздник к нам целый автобус детишек из детского дома привозили?

– Помним, как не помнить, – затараторили обе женщины. – Обед мы им тут при храме готовили.

– Вот, – продолжил отец Петр, – им я всё, что осталось с освящения, и роздал. Ничего не оставил. Уж простите.

Данное объяснение подействовало. Переглянулись прихожанки, головами покивали, повздыхали. Видно, ребятишек этих горемычных вспомнили. Попросили благословения, да и ушли…

– Вот, отец Стефан, двадцать пять лет при этом приходе, и как ни пытаюсь эти поверья искоренить, не получается, – начал объяснять духовник. – То ветки им вербные подавай, то сны расшифруй.

Отец Стефан даже ойкнул от неожиданности и покраснел:

– Так я, отец Петр, тоже ведь со сном собственным.

Пришёл черёд удивляться духовнику. Не ожидал, видимо, он такого коленкора. Знал духовник, что отец Стефан – священник образованный, начитанный, проповеди говорить умеющий и к приметам всяким, поверьям и прочему сугубо народному околоправославному творчеству непримиримый.

– Это как же, отче, со сном-то? – удивлённо и сокрушённо смотря на отца Стефана, спросил духовник. – За 60 километров приехал мне сон рассказать? И чего же такое тебе приснилось?

– Да я уже, батюшка, спать ложиться боюсь, – начал отец Стефан. – Каждую ночь снится, что еду я на машине на службу, но по другой дороге. Храм мой в стороне остаётся. Понимаю, что не туда еду, но повернуть не могу.

Забор какой-то длинный каменный по левую сторону, а потом здание большое, на церковь не похожее, но с большим крестом на крыше. Встречают меня люди незнакомые, вовнутрь ведут, в зал большой, а в конце зала возвышение какое-то. Я туда захожу, а там за ширмой престол стоит с крестом и Евангелием.

Понимаю, что это алтарь, и ищу место, где жертвенник должен стоять. Нахожу, но он далеко-далеко, к нему идти надо долго, а пол под ногами гнётся и проваливается. Понимаю, что надо мне службу начинать, а ни алтарника, ни пономаря – никого нет.

Да и в голове постоянно вертится, чего я тут делаю, меня же на приходе ждут? И вот так, отче, каждую ночь, одно и то же, – закончил отец Стефан.

– Да, батюшка, интересно рассказываешь, – задумчиво произнёс духовник. – Тут тебе и крест, и алтарь, и Евангелие, и службу творить надобно.

– Да в том-то и дело, отец Петр! – искренне воскликнул священник. – Отмахнулся бы я от сна этого, мало ли что снится, но ведь одно и то же постоянно. Я уже и бояться начал.

Духовник решительно надел на рясу епитрахиль и пригласил отца Стефана в алтарь.

– Давай-ка, отче, грехи твои вспомним. Хоть и исповедовался ты недавно, но может, что запамятовал или в чём неискренен был.

Встал на колени пред Престолом Божиим отец Стефан, руки на Евангелие положил и голову на них склонил. Постарался всё припомнить, чего греховного в себе находил.

После исповеди, уже за чаем с сушками, сказал духовник и слово своё, к проблеме отца Стефана относящееся:

– Ты, батюшка, постарайся всё же о сне меньше думать. Бога об этом попроси. Дни сейчас постовые, нелёгкие, на искушения богатые, так что к молитве почаще прибегай. Думаю, что разъяснится все вскоре.

Затем, подумав немного, добавил:

– И всё же крест тебе снится, Евангелие, алтарь… Ох, на всё воля Божия.

На этом и распрощались. И хотя и не сказал духовник ничего конкретного, но как-то стало спокойнее на душе отца Стефана, да и сон с того дня прекратился.

В службах и заботах весенних пребывал священник, к светлому Христову Воскресению вместе с приходом готовился.

Неожиданно, перед самым вербным праздником, который Входом Господним в Иерусалим правильно именуется, вызвали отца Стефана в епархию. Обычно в дни эти к архиерейскому оку не приглашают.

Страстная седмица да сама Пасха административные епархиальные заботы в сторонку отодвигают. Поэтому с тревогой ехал отец Стефан в областной центр, перебирая в голове все возможные и невозможные причины данного вызова.

Кажется, всё по полочкам разложил и варианты обдумал, но то, что едет он за исполнением своей недавней тревоги, никак не предполагал.

Читайте также:  Икона «Нерушимая стена» значение, в чём помогает: куда вешать

В епархии ждать долго не пришлось. Отца Стефана тут же в кабинет архиерейский пригласили.

Владыка встретил с улыбкой доброжелательной. О делах приходских расспросил, за усердие поблагодарил, а затем и главное сказал:

– Я понимаю, отец Стефан, что перед Пасхой хлопот предостаточно, но я тебе ещё одни добавлю. Недалеко от твоего прихода завод был кирпичный и посёлок при нём. Просят меня жители посёлка этого, чтобы на Христово Воскресение служба там была. Они клуб под храм уже приспособили. Ты, пожалуйста, туда съезди, престол там освяти на Страстной седмице, а на Пасху и службу соверши.

Отец Стефан растерялся:

– Владыка святый, а как же у меня на приходе? Там-то кто будет? Вы меня навсегда переводите?

Архиерей подошёл к совершенно расстроенному священнику, руку ему на плечо положил и успокоил:

– Ты, батюшка, не расстраивайся. Никто у тебя приход не забирает, а вот помощника дельного, служить умеющего и тебя любящего, ты получишь.

И архиерей назвал священника, которого отец Стефан не то что знал, а сам его лет пять-шесть назад в семинарию рекомендовал.

Дорога в посёлок, где некогда было громадное строительное предприятие, была вся в ямах и колдобинах. По левую сторону, когда отец Стефан доехал до поселения, долго тянулся серый, длинный, каменный заводской забор.

На центральной площади посёлка, за дежурным памятником Ленину, простирающего свою руку в сторону брошенного завода, стояло большое здание бывшего клуба, на фасаде которого был сооружён большой, покрашенный зелёной краской деревянный крест.

Батюшку обрадованно встретили. Повели вовнутрь. Большой зал, где раньше показывали фильмы, проводили собрания и смотрели концерты художественной самодеятельности, заканчивался, естественно, возвышением, сценой с занавесом.

Батюшка поднялся вверх, отодвинул занавес и обомлел. В центре сцены стоял престол. На нём лежали крест и Евангелие. В дальнем левом углу расположилась угловая тумбочка, приспособленная под жертвенник. Когда отец Стефан направился от престола к жертвеннику, доски пола под его ногами прогибались и потрескивали…

Хорошо, что батюшка в алтаре один был.

Никто не видел, как он плакал. Хотя и радостными эти слёзы были.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/69870.html

Сжечь или выкинуть: что делать с освященной вербой

Православные отмечают Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. За неделю до Пасхи в храмы освящать вербу приходят даже далекие от Церкви люди. Правда, даже не все верующие знают, что делать с ее ветками после.

Несколько десятилетий назад, чтобы освятить вербу в храме, православным нужно было провернуть целую спецоперацию, пишет РИА Новости.

Сначала срезать веточки — в ближайшем парке или на даче, да так, чтобы никто не увидел и не сообщил «куда надо». Затем надо было обернуть ветки в газету (авось сойдет за колбасу) и только уже в церкви можно было избавиться от этой маскировки.

«Народу в храмах было много. В некоторых московских церквях на Вербное воскресенье служили не только две литургии, но и два всенощных бдения», — вспоминает настоятель храма Святых новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа.

А потом — все по той же «конспиративной» схеме: дома освященную вербу ставили в красный угол.

Но так, чтобы не бросалась в глаза, — от греха подальше, как говорится.

И все-таки даже в разгар антирелигиозной кампании в СССР православные соблюдали эту благочестивую традицию. Возможно, потому, что Вербное воскресенье — один из самых «народных» православных праздников. В этот день и сегодня во многие храмы приходит больше людей, чем даже на Пасху.

Вербное воскресенье-2019: значение и традиции праздника

«Это один из пиковых дней по посещаемости. Может быть, сказывается народная традиция причащаться в первое воскресенье после Великого поста (который кончается в пятницу — ред.) и целый год больше не заходить в церковь — она распространена в регионах западнее Москвы.

Поэтому на Вербное воскресенье в храм прямо целыми бригадами приходят наши братья с Украины, которые здесь работают и живут, чтоб раз в год исповедаться и причаститься», — объясняет отец Кирилл.

Пальмы по-русски

Сам обычай освящать ветки вербы — очень давний. Правда, когда именно он появился, неизвестно. Во всяком случае, с вербой связан целый пласт различных поговорок и примет. Например: «Нет вербы — нет весны».

В фольклор верба вошла благодаря евангельской истории о входе Иисуса Христа в Иерусалим.

За пять дней до своей крестной смерти и наступления праздника иудейской Пасхи он велел ученикам привести к нему «ослицу и молодого осла».

«И положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна («Спаси нас!» — ред.

) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: «Кто Сей?» Народ же говорил: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского», — свидетельствует евангелист Матфей.

Пальмы постилали перед Христом неспроста. Так по древнему обычаю встречали царей после победоносной военной кампании — «чтобы путь был мягок».

Обычай в Церкви прижился. До сих пор в странах с мягким климатом в христианских храмах освящают пальмовые ветви. А в католической церкви есть еще одно название праздника (в этом году его отмечали 14 апреля) — Пальмовое воскресенье.

«Перестали доверять»: о чем должен напомнить праздник Благовещения

«В славянском языке этот день назывался «неделей ваий», то есть веток. А поскольку пальмы у нас не растут и зелени в это время еще толком нигде нет, то символом одного из главных христианских праздников стала верба.

Только она зацветает так рано, а ведь именно цветение символизирует жизнь и победу над смертью», — объясняет церковный публицист протоиерей Максим Первозванский и подчеркивает, что настоящее название праздника все-таки не Вербное воскресенье, а Вход Господень в Иерусалим.

«Нигде не записано»

Многие знают, что в праздник Входа Господня в Иерусалим в храмах ветки вербы окропляют святой водой — по уставу чин освящения ваий должен совершаться накануне вечером, но и сейчас во многих храмах, как повелось с советских времен, это делают и на литургии непосредственно в день праздника.

Но что делать с уже освященными ветками? Не выбрасывать же.

«До революции ветки просто сжигали — печки ведь были в каждом доме. Сейчас у нас в храме тоже так делается: мы их сжигаем наряду с записками о поминовении», — говорит настоятель храма Мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.

  • Есть еще традиция ставить освященную вербу в вазу до праздника Пасхи, либо хранить дома у икон в течение года.
  • «Верба ведь не вянет, в отличие от пальмы: буквально позавчера мы с детьми обнаружили, что в одной из комнат незнамо сколько лет лежит маленькая вербная веточка и выглядит так, словно только что распустилась», — рассказывает протоиерей Максим Первозванский.
  • А можно потом эту веточку, например, посадить?

«Да, можно. Но она все же освященная, поэтому лучше не сажать ее в городских дворах, где собачки все «орошают». Лучше посадить ее на даче», — советует отец Кирилл Каледа.

Впрочем, единообразия в вопросе утилизации освященной вербы нет.

Календарь питания в Великий пост 2019

«Православные люди стараются подходить к этому благоговейно. В нашей семье принято так: когда мы выезжаем за город, берем с собой освященные веточки и сжигаем их на костре», — рассказывает отец Максим.

Хотя, по его словам, никакого богохульства или святотатства не будет, если ветви просто отправить в мусорное ведро — правилами это никак не прописано. «Правда, лично у меня рука не поднимется так сделать», — заключает священник.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/society/20190421/1028723183/szhech-vykinut-chto-delat-osvyashchennaya-verba.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector