Одним из праздников, установленных в память о важнейших событиях в земной жизни Иисуса Христа, является Сретение Господне, отмечаемое на 40-й день после Рождества и завершающее собой связанный с ним цикл торжеств. В Православном церковном календаре он занимает особое место, поскольку олицетворяет собой рубеж между эпохами Ветхого и Нового Завета.
По Закону Моисееву
Чтобы в полной мере понять, что за праздник Сретение Господне, необходимо не только обратиться к тексту 2-й главы Евангелия от Луки, где содержится описание этого события, но и коснуться также религиозных традиций еврейского народа, изложенных в Ветхом Завете. Согласно Закону Моисееву, приведённому в книгах Исход, Левит и Числа, женщина, родившая сына, в течение 40 дней считалась нечистой и не допускалась во храм. Этот обычай отчасти сохранился и до наших дней, хотя и не имеет столь строгой установки.
По истечении этого срока мать была обязана прийти с ребёнком в Иерусалимский храм и принести Богу очистительную и благодарственную жертву ─ ягнёнка и одну голубку.
Если же семья, в которой родился ребёнок, была бедна, то допускался меньший размер жертвоприношения. Так поступали все жёны израильские.
Главный смысл этого действа заключался в посвящении себя Богу и выражении Ему благодарности за ниспосланного младенца.
Из евангельских текстов явствует, что Пресвятая Дева Мария не имела нужды в очищении, поскольку Рождество Младенца Иисуса явилось следствием непорочного зачатия, совершённого наитием Святого Духа, но по Своему глубочайшему смирению Она пришла с младенцем Иисусом Христом во храм, чтобы исполнить предписание Закона. В качестве жертвоприношения Она смогла принести с Собой лишь двух малых голубок, так как весьма стеснённые материальные обстоятельства не позволяли большего.
Встреча небесного и земного
Ключ к пониманию того, что за праздник Сретение Господне, даёт само это слово, пришедшее к нам из церковнославянского языка. «Сретение» в переводе означает «встреча». Однако в данном случае в нём заложен более глубокий смысл, чем тот, который придаётся ему в обыденной речи.
Сын Божий, воплотившийся и принявший человеческое естество, впервые был принесён во храм, являвшийся не чем иным, как Домом Божьим.
В дальнейшем Иисус Сам, говоря о нём, употребляет выражение «Дом Отца Моего». Следовательно, принесение Его во храм ─ это встреча (сретение) Бога-Сына и Бога-Отца.
Не служителей храма с Девой Марией и принесённым Ею Младенцем, а именно земная встреча двух Божественных ипостасей.
Из евангельских текстов известно, что впоследствии Иисус Христос будет часто бывать во храме, а следовательно, и многократно встречаться с Отцом, но на сороковой день после Рождества это случилось впервые, и поэтому считается одним из главных праздников. Его отмечают не только православные христиане, но и католики, и протестанты.
Распространено и ещё одно объяснение того, что значит Сретение Господне.
Сретение, то есть встреча Младенца Иисуса, произошла в данном случае не только с Его Отцом Небесным, незримо пребывавшем во храме, но и в лице праведного Симеона и пророчицы Анны (о них будет сказано ниже) со всеми людьми мира.
Это вполне очевидно, поскольку, согласно бытовавшему в то время обычаю, израильские матери не показывали своё дитя посторонним до его принесения во храм. Таким образом, первые 40 дней жизни ребёнок был скрыт от людских глаз.
Праведный Симеон
Евангелист Лука повествует также о праведном старце Симеоне, жившем в Иерусалиме и пришедшем в тот день во храм.
На нём следует остановиться подробнее, поскольку ему в Евангелии отведена весьма важная роль.
Из Священного Предания известно, что Симеон входил в число 72-х мудрецов, которые по поручению египетского царя Птоломея занимались переводом Священного Писания с древнееврейского языка на греческий.
Ему выпало работать над текстом Книги пророка Исайи, и когда он дошёл до знаменитых слов «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», то впал в сомнение ─ как непорочная дева может родить? Сочтя это простой опиской составителя Книги, он в переводе вместо слова «Дева» хотел поставить «Жена», что более соответствовало его понятиям о человеческой природе, но внезапно появившийся ангел остановил его руку. Посланник Божий изрёк пророчество, согласно которому Симеон не вкусит смерти, пока не убедится в истинности слов пророка Исайи.
Из жития праведного Симеона Богоприимца (объяснение этой прибавки к имени будет дано ниже), составленного епископом Русской православной церкви Димитрием Ростовским, известно, что в ту пору ему было 60 лет ─ возраст сам по себе преклонный, но во исполнение пророчества он прожил ещё 300 лет, прежде чем в Вифлееме появился на свет Младенец Иисус. По некоторым данным, он даже стал священником Иерусалимского храма, заняв место убитого старца Захарии ─ отца Иоанна Предтечи.
Одно из церковных преданий, дошедших до наших дней, дополняет приведённый выше рассказ весьма любопытным фактом. Даже после явления ангела Симеона не оставляли сомнения в возможности рождения Младенца от Девы.
И вот однажды, идя по берегу реки, он бросил в воду перстень, сказав при этом, что лишь обретя его вновь, поверит в истинность предсказания. На следующий день Симеон купил в одном из селений рыбу и, разделывая её, обнаружил внутри свой перстень.
После этого чуда все сомнения его оставили.
Исполнение пророчества
Но вернёмся к Евангелию от Луки. Пребывая в более чем преклонных летах, праведный Симеон не мог оставить этот мир в силу откровения, данного ему свыше.
В день, когда Пресвятая Богородица и Её обручник ─ праведный Иосиф, совершили Принесение во храм Младенца Иисуса, он по Божественному внушению явился туда и стал не только свидетелем, но и участником событий.
Это положило начало исполнению Божественного откровения.
Подойдя ко Святому Семейству, он принял из рук Девы Марии Младенца Иисуса (за что был впоследствии наречен Богоприимцем) и изрёк пророчество о спасении мира.
Его текст, представленный в статье, на протяжении многих веков звучит в православных храмах, став одной из наиболее известных молитв. Начинается она словами «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка…».
Обратившись же к Матери Богомладенца, он открыл многое из того, что предстоит пережить и Ей Самой, и всему израильскому народу.
Ещё одной участницей этого великого события стала 84-летняя пророчица Анна, долгие годы пребывавшая во вдовстве и неотлучно находившаяся в Иерусалимском храме. На склоне лет она посвящала свои дни постам и молитвам. Подойдя вместе с праведным Симеоном ко Святому Семейству, она также славила Бога, а затем передала весть о явлении в мир Спасителя всем жителям Иерусалима.
Роль праведного Симеона и пророчицы Анны в Священной истории весьма велика.
До Рождества Христова весь народ израильский на протяжении многих веков жил ожиданием прихода в мир Мессии-Спасителя, и лишь им двоим, последним праведникам Ветхого Завета, суждено было воочию узреть Его Пришествие.
В лице Иисуса Христа произошло неслитное и нераздельное единение человека с Божеством, что они не только сподобились видеть, но и всенародно засвидетельствовали. Именно поэтому Сретение Господне вошло в число главных христианских праздников.
Когда же он был установлен?
На этот вопрос исследователи не могут дать точного ответа. Однако имеющиеся в их распоряжении исторические документы свидетельствуют о том, что до IV века цикл важнейших годовых христианских праздников включал в себя лишь Пасху, Пятидесятницу (День Святой Троицы) и Богоявление.
В течение последующих двух столетий древнецерковный богослужебный календарь пополнился праздниками рождественского цикла.
Поскольку есть все основания полагать, что в их число вошло и Сретение Господне, смысл которого непосредственно связан с явлением в мир Спасителя, принято считать именно этот период временем его установления.
Эта гипотеза имеет документальные обоснования. Самыми ранними из них являются путевые записи, составленные на рубеже IV и V веков западноевропейской паломницей Этерией, посетившей Святые места и подробно описавшей увиденное там в своих дневниках.
В этом первом христианском памятнике подобного жанра Сретению Господню ещё не даётся самостоятельный литургический заголовок, и автор упоминает его лишь как 40-й день после Рождества, что косвенным образом подтверждает предположение о более позднем включении праздника в богослужебный цикл.
Тем не менее, судя по записям благочестивой и весьма любознательной паломницы, уже тогда этот день отмечался с большой торжественностью.
Этерия описывает многолюдные шествия, подобные тем, что совершаются обычно на Пасху.
Кроме того, по её словам, во всех храмах читался тот фрагмент Евангелия, где описывается приношение Младенца Иисуса в Иерусалимский храм и его встреча праведными Симеоном и Анной.
Месточтимый религиозный праздник
Следующим по хронологии историческим памятником, охватывающим эту тему, является армянский Лексионарий ─ церковная книга, содержащая тексты различных богослужений, с их ми и пояснениями.
Написана она была в середине V столетия, и включает в себя молитвы, читавшиеся на Сретение Господне.
Что за праздник отмечался в тот день, Лексионарий даёт достаточно полное представление, но в нём, как и в путевых записях паломницы Этерии, он ещё литургически не озаглавлен, а вновь упоминается лишь 40-м днём от Рождества Христова.
На основании двух упомянутых выше исторических памятников большинство современных исследователей делает вывод о том, что в период V-VI веков Сретение Господне хоть и отмечалось с большой торжественностью, но являлось лишь месточтимым праздником Иерусалимской церкви.
Совершавшиеся же в этот день молебны и шествия носили характер религиозных мистерий, позволявших их участникам в исторической обстановке пережить события сорокового дня земной жизни Спасителя и даже стать их участниками. Именно благодаря топографическому реализму всего происходившего этот ещё официально не установленный христианский праздник был уникален и не мог воспроизводиться в других поместных церквях.
Праздник, спасший Византию
Литературные источники более позднего времени (главным образом византийские) указывают на то, что в богослужебном календаре Константинопольской церкви этот праздник был официально учреждён в середине VI века, поле чего стал общегосударственным торжеством. Однако и в данном случае датировка этого события весьма расплывчата и не поддаётся более конкретному уточнению.
В «Четьих-Минеях» ─ церковной книге, предназначенной для чтения, а не для богослужения, на каждый день года содержатся определённые жития святых и рассказы о православных праздниках.
В разделе, относящемся ко 2 (15) февраля, приводится легенда об установлении торжества по случаю Сретения Господня. Из неё мы узнаём о том, что в 541 году на Византийскую империю обрушилось сразу два бедствия ─ эпидемия моровой язвы и землетрясение.
Ежедневно тысячи жителей страны либо находили смерть под обломками рушащихся зданий, либо умирали, поражённые страшной болезнью.
И вот когда уже казалось, что Божий гнев готов окончательно уничтожить некогда могучую и процветавшую империю, одному благочестивому мужу было чудесное явление. Посланник Небесных Сил открыл ему, что все бедствия, постигшие Византию, прекратятся, как только её народ начнёт отмечать праздник Сретения Господня.
Сей муж передал услышанное Константинопольскому патриарху, и когда наступило 2 (15) февраля, то есть 40-й день после Рождества Христова, по всей стране были совершены торжественные богослужения.
И действительно, земные толчки сразу прекратились, а вместе с ними отступила и смертоносная эпидемия.
Правивший в те годы император Юстиниан Великий в память об этом чудесном событии издал указ, согласно которому устанавливался новый христианский праздник ─ Сретение Господне.
Исторические свидетельства легендарных событий
Несмотря на то что события, изложенные в «Четьях-Минеях», более напоминают благочестивое сказание, нежели исторический обзор, в действительности они основаны на вполне реальных фактах. Например, из целого ряда независимых друг от друга источников абсолютно достоверно известно о землетрясении, постигшем Византию именно в указанный год.
Кроме того, из документов, составленных в период правления Юстиниана I, со всей очевидностью следует, что и эпидемия моровой язвы также не является выдумкой, а действительно унесла в тот год тысячи жизней.
Так что вполне логично допустить, что поражённые этими бедствиями византийцы искали защиту у Бога и прибегли к такому радикальному, по их мнению, средству, как установление нового религиозного праздника.
Праздник христиан всего мира
Со временем традиция отмечать 15 февраля Сретенье Господне распространилась почти на весь христианский мир, хотя в разных конфессиях этот праздник именовался по-разному.
Если на православной Руси его название всегда оставалось неизменным, то в Западной Церкви оно менялось.
В течение длительного времени Сретение именовали Днём Очищения, а в 70-х годах минувшего века вошло в обиход следующее название: Праздник Жертвоприношения Господня.
Отметим также, что на вопрос о том, какого числа Сретение Господне, не все христианские церкви дают однозначный ответ. Например, армяне отмечают этот праздник на день раньше, то есть 14 февраля. Также и представители многих направлений Старообрядческой, или, как её принято сейчас называть, Единоверческой церкви, считают правильным отмечать праздник по старому стилю- 2 февраля.
Испокон века в календаре, принятом Русской православной церковью, среди двунадесятых праздников, то есть входящих в число наиболее значимых, указывается и Сретение Господне. Богослужение в этот день совершается по особому чину и отличается необычайной торжественностью. Во время праздничной литургии исполняются тропарь, кондак и величание Сретению.
Важно помнить, что этот праздник установлен в память события, стоящего на рубеже двух эпох, ─ периодов Ветхого и Нового завета. В себе он заключает как радость от явления в мир Спасителя, так и грусть, переполнившую сердце Девы Марии от слов Симеона Богоприимца, открывшего ей в тот день, что Её Сыну предстоит крестными мучениями и смертью искупить людские грехи.
Отмечая его, очень важно оставить в прошлом все дурные помыслы и наполнить сердца христианской любовью к ближним.
Молитвы о её даровании в этот день принято возносить перед иконами «Сретение Господне», «Симеоново пророчество», а также богородичным образом «Умягчение злых сердец» (фото иконы приведено выше).
Очень важно отметить праздник совершением каких-либо добрых дел и оказанием помощи тем, кто в ней нуждается.
Приметы и обычаи, связанные со Сретением Господним
Известно, что с этим праздником связано немало обычаев. Сретение Господне, например, испокон веков считалось наилучшим моментом для того, чтобы сделать предложение будущей невесте. Очевидно, полагали, что в этот день женские сердца наиболее отзывчивы.
Если же согласие было получено ещё заранее, то именно в праздник Сретения старались обвенчаться, поскольку надеялись, что браки, заключенные в этот день, будут самыми счастливыми.
Когда же по истечении должного срока аист приносил молодой чете награду за их любовь, то и наилучшим днём крещения младенцев также считалось Сретение Господне.
Ещё со времён Киевской Руси вошло в обычай по погоде, выдавшейся в этот день, строить прогнозы относительно того, какой в этот год будет весна.
Считалось верной приметой, что если 2 (15 февраля) светит солнце, а мороз не слишком сильно щиплет нос и уши, то весна будет ранняя и дружная.
Если же в праздничный день небо затянуло тучами и за окном не смолкает вьюга, то рассчитывать на скорое тепло не приходилось.
Касались народные приметы и будущего урожая. Так, если в праздничное утро чуть свет выпадал снег, то с уверенностью говорили, что хлеба в этом году вызреют рано, и урожай будет обильным.
Если же снегопад начинался в середине дня, это тоже никого не смущало, но свидетельствовало лишь о том, что колосья нальются в обычное для них время. Опасение мог вызвать вечерний снег, но и тут оптимисты уверяли, что он сулит не бескормицу, а вызревание поздних сортов зерновых.
Что же касается садоводов, то они считали ветреную погоду в день Сретения предвестником обильного урожая. Как ни странно, но безветрие в этот день ничего хорошего им не сулило.
Узнав в общих чертах, что за праздник — Сретение Господне, какой смысл кроется в евангельском событии, заложившем его основу, и взяв на заметку связанные с ним народные приметы, в очередной раз 15 февраля придём в церковь и под звуки праздничных песнопений воздадим хвалу Спасителю мира!
Источник: https://www.syl.ru/article/345119/sretenie-gospodne—chto-za-prazdnik-kogda-ego-otmechayut
15 февраля 2019 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы
Сретение Господне — в чем смысл праздника?
Сретение Господне – это встреча с Господом. В этот день Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм.
Сретение Господне в 2019 году — 15 февраля
15 февраля – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви – Сретение Господне. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
Как произошло Сретение Господне?
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык.
Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».
Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».
Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.
— Вознесение
Что означает слово Сретение?
Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.
Но почему Сретение, а не Встреча? – размышляет митрополит Вениамин (Федченков).
Праздник Сретения Господня становится известен с IV века, а на Западе – с V века.
Песнопения Сретения Господня
Тропарь Сретения Господня
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.
Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.
Кондак Сретения Господня
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже, / но умири во бранех жительство / и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.
Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим, / и руки Симеона благословивший, / заранее, как надлежало, / и ныне Ты спас нас, Христе Боже. / Но огради миром среди войн народ Твой / и укрепи тех, кого* Ты возлюбил, / Единый Человеколюбец.
Величание Сретения
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.
Иконы Сретения Господня
Первая икона Сретения
Сретение. Иосиф Бродский
Сретение. Читает Иосиф Бродский
Анне Ахматовой
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
- Святой Симеон и пророчица Анна.
- И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама, - в то утро, затеряны в сумраке храма.
- Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться, - в то утро Марию, пророчицу, старца.
- И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно, - покоясь на крепких руках Симеона.
- А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня. - Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
- реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это - Дитя: Он – Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». – Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
- Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
- кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица, - что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
- И старец сказал, повернувшись к Марии:
- «В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам. - И тем же оружьем, Мария, которым
- терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко - в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
- Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
- для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому - к белевшему смутно дверному проему.
- И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного: - но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
- Он шел по пространству, лишенному тверди,
- он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою - душа Симеона несла пред собою
- как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось. - Светильник светил, и тропа расширялась.
- 16 февраля 1972
Архимандрит Кирилл (Павлов) о Сретении Господнем
Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам.
Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами.
Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.
— Радость встречи. Пасха
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) о Сретении Господнем
«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28). Так звал к Себе во время Своей земной жизни Божественный Учитель, Господь наш Иисус Христос.
Он звал к Себе труждающихся и обремененных, Он звал к Себе несчастных и обездоленных, Он звал к Себе всех тружеников и страдальцев земли.
Его Божественный голос проникал в человеческие души, потрясал умы и влек к Нему сердца людей.
Так зовет и нас с вами, дорогие братие и сестры, Христос, обещая дать покой душам нашим. Покой души – какое это счастье для человека.
Что может быть в жизни нашей дороже этого покоя?! Можно иметь полное жизненное довольство, можно иметь в пользовании все удобства жизни, все блага мира сего, можно считать себя счастливым в семейной и общественной жизни, но если на душе не будет покоя, то, увы, счастье наше будет далеко не совершенным.
Можно ли назвать истинным счастьем то, что временно и скоропреходяще? Сегодня мы в славе и почете, а завтра можем быть в презрении и поношении. Сегодня кричим «осанна», а завтра – «распни», сегодня мы в силе и здравии, завтра – в немощах и болезнях, сегодня мы живем, а завтра пелена смерти может затянуть наши глаза, и гроб станет нашим последним достоянием здесь, на земле.
Он согреет нас Своей любовью. Он утешит нас. Он простит все вины наши пред Ним, Он забудет все оскорбления, какие так часто мы наносим Ему, Он вернет нам Свое благоволение, и в лоне бесконечной любви мы обрящем покой душам нашим. Аминь.
Источник: https://www.pravmir.ru/sretenie-gospodne-istoriya-smysl-citaty-video/
Что за праздник Сретение Господне
Пятнадцатого февраля некоторые люди недоумевают, почему в церквях стоит колокольный звон и прихожане в большом количестве спешат в Божий храм.
Неосведомленного человека интересуют вопросы: Сретение Господне, что это за праздник и как себя вести в знаменательный день. Христиане боятся нарушить какие-либо церковные запреты, не разбираясь в сути ограничений.
Сретение обозначает «встреча», поэтому следует более детально поговорить, о каком судьбоносном знакомстве идет речь.
История праздника
О Сретении Господнем стоит начать повествование с 582 года, когда религиозный и народный «календари» стали фиксировать эту знаменательную дату. История праздника уходит корнями в события, происшедшие на просторах одного из городов-центров христианства.
В древней Антиохии, находящейся ныне на территории Армении, начался мор и стали повторяться землетрясения огромной силы. Народ в панике пробовал различные способы избавиться от напастей, но их рвение не увенчалось успехом.
Чудо произошло после пророческого видения одного христианина, имя которого не сохранилось. Истинно верующий человек возвестил о том, что встречу Симеона Богоприимца со Спасителем нужно отмечать с почестями.
Первая же служба-восхваление устранила все беды на некогда благодатной земле.
Спустя 15 лет к традиции чествования Господа в этот день присоединились все верующие люди.
Если возникло сомнение, какого числа православные отмечают Сретение в 2019 году, следует помнить о неизменности даты — 15 февраля. Католическое Сретение в виде очистительного обряда проводят 2 февраля, что соответствует старому календарю.
Смысл праздника Сретения
Значение и смысл знаменательного дня следует рассматривать с точки зрения церковных законов и народного представления о празднике.
Сретение Господне в православии отмечают многочисленными службами в храмах. Миллионы людей в один из 12 великих праздников чествуют Деву Марию и ее сына словами благодарности:
«Благодатная Богородица Дева, возрадуйся. Из чрева Твоего непорочного появился Господь, освещающий наш путь во тьме. Возрадуйся и ты, старче Симеон, принявший на руки Господа Освободителя душ наших, дарующий им воскресение. Аминь».
Священнослужители в двунадесятый праздник облачаются в голубые одеяния, показывая тем самым процесс очищения души. Церковное мероприятие заканчивается всеобщим гулянием, когда отмечается встреча зимы и весны.
Священнослужители в двунадесятый праздник облачаются в голубые одеяния, показывая тем самым процесс очищения души
Народное Сретение (Громница) богато на толкование всяческих примет и проведение гаданий, магия которых сильна в этот день. Славянский праздник Масленица с ее проводами зимы и встречей с весной напоминает гуляния 15 февраля. Однако на Сретение Господне встреча двух времен года провозглашена в народе более ожесточенной схваткой, которая определит погоду на месяц.
Предпразднство Сретения
14 февраля ассоциируют не только с днем Святого Валентина, но и с чествованием при помощи Божественной литургии памяти Трифона. Сын верующих крестьян из Малой Азии был провозглашен великомучеником.
Предпразднество 14 числа связано с долгой историей. Трифон, не получив должного образования, обладал способностью изгонять нечисть и лечить людей. Объяснение своему дару он давал четкое — мной движет Бог.
Дочь римского владыки Гордиана была одержима бесом, который нещадно терзал ее душу и забирал красоту. Император узнал, что есть божественный отрок, какого свет не видывал. Трифон изгнал беса из девушки, не заходя в город, чем поставил под удар языческий взгляд на жизнь многих римлян.
Преемник Гордиана — деспот Декий — издал закон о беспощадном гонении христиан. Трифон не побоялся тирана и открыто выступил против него. После многочисленных пыток бунтаря обезглавили, а затем христианская церковь причислила борца за веру к лику великомучеников и появилось понятие «предпразднство». Последний его день — отдание праздника, 22 февраля.
Что можно и что нельзя делать
Большинство православных людей четко знают, как себя вести на Рождество, Крещение и в пасхальные дни. При подготовке к 15 февраля они часто приходят в замешательство из-за своей неосведомленности во всех тонкостях великой даты. Однако в реестре 12 особо значимых православных праздников Сретение Господне числится важным действом, восхваляющем нашего Христа-Спасителя.
Работа в святой день
Какая-либо работа во время чествования церковного двунадесятого праздника Сретения Господня стоит под запретом. В этот день можно отдохнуть и от всей души поблагодарить Бога за то, что он послал на землю Избавителя от тяжких грехов человечества.
Некоторые люди считают, что не будет большим ослушанием проведение небольших хозяйственных и ремонтных работ по дому во благо семьи. Подобное мнение называется незнанием церковных постулатов. Перегоревшая лампочка подождет один день.
Капающий водопроводный кран не зальет жилище и квартиру соседей за пару суток. Его починку можно отложить до следующей недели, когда закончится попразднство, начинающееся с 16 февраля.
Вердикт Церкви — работать в день, когда празднуется Сретение, нельзя, если дело не касается аварийных ситуаций.
Вердикт Церкви — работать в день, когда празднуется Сретение, нельзя
Можно ли убираться в доме
Убираться в христианский богородичный праздник дома запрещено, хотя некоторые верующие не считают мытье посуды и пола рабочим моментом. Лучше использовать в этот день одноразовые приборы. Вычистить все углы в доме лучше накануне, чтобы было не стыдно пригласить гостей.
Не под запретом ли вязание
В этом случае церковные постулаты более снисходительны к рукоделию. Они гласят, что можно заниматься богоугодным делом, которое пришлось по душе хозяйке дома. Главное условие при разрешении вязать — празднование Сретения Господня нужно сопроводить обязательным посещением храма.
Временное ограничение на водные процедуры
История запрета на купание довольно интересна. На Руси издавна люди любили побаловать себя банькой с парком и березовыми вениками. Европейцы поражались тому факту, что русские крестьяне посещали свои бани еженедельно.
Однако такие водные процедуры занимали немало времени в плане подготовки. Нужно было запастись дровами, истопить печь и натаскать достаточное количество воды. Священники понимали, что после всей этой бурной деятельности у людей не хватит времени посетить храм и присутствовать на службе. С тех пор мыться в православии на Сретение Господне считается грехом.
Мыться в православии на Сретение Господне считается грехом
Какие запреты еще существуют
Если православные отмечают Сретение Господне, то им нельзя:
- отправляться в дальний путь с возможными опасными последствиями;
- при подготовке к Сретению Господню обдумывать перспективы какого-либо нового предприятия;
- обсуждать кого-либо и затевать склоки, что называется одержимостью бесами;
- нарушать постный день 15 февраля, относящийся к сплошным седмицам.
Справочник для христианина
Кто такой Симеон Богоприимец
Святой Симеон Богоприимец — легендарная личность, которая впервые в возрасте трехсот лет взяла на руки младенца Иисуса Христа. Озвученную историю возвели в культ, потому что сама по себе она носит характер предсказания.
Основной задачей ученого был перевод собрания священных книг с древнееврейского языка на греческий. Во время этой объемной и кропотливой работы рука старца замерла. Не веря своим глазам, он раз за разом перечитывал пророчество о деве, что родит нашего Христа-Спасителя. Посчитав эту часть текста абсурдом, он решил написать о замужней женщине, которая воспроизведет на свет удивительного сына.
С этого момента и начинается чудо — перед ученым появляется Святой Дух и наказывает старцу лично удостовериться в правдивости пророчества. Встреча Симеона Богоприимца, Марии и младенца Иисуса Христа состоялась 2 февраля по старому календарю (15 февраля — по новому).
Святой Симеон Богоприимец — легендарная личность, которая впервые в возрасте трехсот лет взяла на руки младенца Иисуса Христа
Значение икон-символов
Христианским символом Сретения считают икону «Умягчение злых сердец». Найти ее можно в любой церкви, но особую силу она имеет 15 февраля.
Лик Богородицы на иконе прекрасен и смиренен. Сердце ее со всех сторон проткнуто семью мечами, что не мешает святой женщине сложить руки в восхваляющей молитве Богу.
Острые предметы, причиняющие мучения Деве Марии, символизируют трудный земной путь матери нашего Христа-Спасителя. Существует некоторая интерпретация известного сюжета иконы.
На ней Богородица — страдающая мать, на коленях которой лежит умерший Божий сын.
Значение второй знаменитой иконы под названием «Сретение Господне» — описание встречи Симеона со Спасителем. У Богородицы скорбный вид, потому что она понимает смысл предстоящих трагических событий. Стоящий рядом с ней Иосиф готовит к жертвоприношению голубей. Вручение птиц на заклание — древний обычай иудеев.
Кто такая Анна Пророчица
В православии на Сретение Господне часто упоминают Анну Пророчицу, героиню Нового Завета. 84-летняя вдова из Иерусалима присутствовала при знаменательной дате встречи Симеона Богоприимца и Девы Марии с 40-дневным Иисусом. После увиденного Анна славила имя Христа и ныне ее считают заступницей всех младенцев.
Особо сильные хвалебные молитвы ей возносят 16 февраля и 10 сентября.
Анна Пророчица присутствовала при знаменательной дате встречи Симеона Богоприимца и Девы Марии с 40-дневным Иисусом
Знаменитая Мурзинка
Церковь Сретения Господня (с. Мурзинка) находится в Екатеринбургской области. Храм был возведен 1729 г. и в конце декабря 1987 г. стал памятником регионального уровня. На территории церкви Сретения Господня на данный момент действует музей, но прихожане соседних храмов считают долгом 15 февраля помолиться возле великих стен.
Праздновать Сретение означает не просто отметить знаменательную церковную дату, но и получить для себя возможность очистить помыслы и душу. Чтить закон Божий нужно ежедневно, но в особо великие дни следует беспрекословно выполнять все доставшиеся нам от предков советы.
Источник: https://PortalMaga.ru/prazdniki/sretenie-gospodne
Сретение Господне 15 февраля 2019 года: что это за праздник и как его отмечают православные, народные обряды и поверья этого дня, история
Сретение Господне отмечается 15 февраля 2019 года. Это один из великих двунадесятых православных праздников, который имеет особое значение для каждого верующего человека. А посему люди относятся к этому дню с особым почтением и уважением.
Название праздника в переводе с церковно-славянского языка означает «встреча». То есть праздник Сретение Господне посвящен встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу.
Сретение Господне 15 февраля 2019 года – это праздник, который не только глубоко почитается церковью, он также любим и уважаем в народе. Народное название этого праздничного дня – Громницы, Очищение Марии, День свечей.
Согласно истории, Сретение Господне прочно вошло в славянскую культуру после принятия христианства. Церковь посвящает этот праздник особенным событиям, которые описаны в Евангелии от Луки, когда Матерь Божья и святой Иосиф явились в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения Иисуса.
Именно тогда священнослужитель Симеон Богоприимец встретился с Иисусом Христом. Согласно преданию, он ждал прихода Мессии на протяжении 300 лет. Когда же Симеон взял на руки маленького Иисуса, он произнес речь, прославляющую Господа Бога. Эта речь получила название «Песнь Симеона Богоприимца».
Трехсвятие: что это за праздник, как его отмечают, народные традиции, обычаи и приметы этого дня, история
В обществе языческих славян этот праздник был известен под названием Громницы.
Обычно 2 февраля по юлианскому календарю или 15 февраля по григорианскому календарю язычники проводили обряды, посвященные окончанию зимы и началу весны. То есть этот день был границей между зимой и весной.
В этот день люди славили бога-громовержца Перуна и богиню Громовницу и подносили им жертвы. Отсюда и пошло название праздника – Громницы. В народе и сейчас можно его услышать.
Сретение Господне 15 февраля 2019 года – это яркий пример того, как в одном празднике тесно переплелись церковные и народные, христианские и языческие традиции и обычаи.
Православные по традиции Сретение Господне встречают в храмах. Как обычно, 15 февраля 2019 года во многих храмах пройдет всенощное бдение и Божественная литургия. Считается, что во время богослужения на Сретение Господне у Всевышнего можно попросить защиты и помощи. Искренние молитвы в столь великий праздник непременно будут услышаны и не останутся без ответа.
Многие люди искренне верят, что вода, освященная на Сретение Господне, обладает целебной силой и чудодейственными свойствами, сродни крещенской воде. Считается, что эта вода может храниться очень долго, не портиться и не терять своих удивительных свойств. Ее бережно хранят и используют для окропления дома и исцеления от разных недугов.
В народе существует давняя традиция гадать на Сретение Господне. Особенно это занятие пользуется популярностью у молодых незамужних девушек. Они верят, что в этот день гадания очень правдивы. Хотя, конечно, важно отметить, что церковь выступает против этого.
Гадания на судьбу, любовь и суженого – проверенные способы узнать свое будущее
Также есть еще один традиционный праздничный обряд, который принято проводить в народе на Сретение. Люди в этот день мастерят громничную свечу. Изготавливается она вручную из пчелинного воска. Затем ее освящаеют в храме и хранят за образами.
Зажигать эту свячу принято лишь в особых случаях, когда в семье происходят какие-то особо радостные или напротив печальные события. Например, делается это по случаю рождения ребенка, свадьбы, помолвки или, наоборот, в случае смерти родственника.
Согласно народному поверью, громничная свеча способно исцелить человека, очистить его душу и тело от всего дурного.
Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, праздник Громницы 15 февраля является началом подготовки к полевым работам. В народе в этот день принято щедро угощать скот и домашних животных. Согласно поверью, в этом случае можно надеяться на хороший приплод.
Также садоводы в этот праздник проводят специальный обряд для привлечения богатого урожая. Для этого они трясут плодовые деревья и произносят специальные обрядовые слова.
Согласно другой народной традиции, на Сретение Господне 15 февраля 2019 года нужно печь блины. Считается, что их круглая форма и золотистый цвет символизируют Солнце, приход весны и тепла.
- Существует немало народных примет и поверий в этот праздник.
- Например, звездное небо на Сретение обещает скорое наступление весны.
- Капель в этот день сулит богатый урожай пшеницы.
Если свеча, зажженная в праздник Сретения, горит спокойно и ровно, то это является хорошей приметой. Поверье гласит, что в этом случае все члены семьи будут здоровы.
Хорошей приметой является накормить голодного бездомного пса на Сретение. Считается, что это поможет привлечь в жизнь удачу, счастье и достаток.
Еще одна хорошая примета – угостить в этот день блинами друзей, родных, соседей. Это сулит счастливую жизнь тому, кто угощает и тем, кого угостили.
Источник: https://u-f.ru/article/holidays/u16/2019/02/14/270448
Сретение Господне 2019 — что это за праздник? Приметы, история, традиции
Слово «сретение» в переводе с древнеславянского означает «встреча» — праздник установлен в память о встрече, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова – она описана в Евангелии от Луки.
Sputnik Грузия рассказывает, что за праздник Сретение Господне, а также об истории, традициях и приметах праздника.
Что за праздник Сретение
В праздник Сретение Господне Церковь вспоминает важное событие из земной жизни Иисуса Христа. Женщине, родившей мальчика, запрещалось, по ветхозаветному закону, в течение 40 дней входить в храм Божий.
По истечении этого времени, мать с младенцем приходила в храм, чтобы принести очистительную и благодарственную жертву Господу. Дева Мария в очищении не нуждалась, но подчинилась закону по глубокому смирению.
Навстречу Деве Марии, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старик — по имени Симеон, что означает «слышание» на древнееврейском.
Евангелии от Луки повествует, что Симеон был праведный и благочестивый старец, чающий утешения Израилева, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя.
По преданию, Симеон был одним из 72 книжников, которые перевели Библию с еврейского на греческий, по велению египетского царя Птолемея II. В Иерусалимский храм Святой Дух привел старца, когда ему исполнилось примерно 300 лет (по другим источникам 360 лет).
Симеон, по внушению свыше, пришел в храм в то время, когда Мария и Иосиф туда принесли Богомладенца, для исполнения обряда.
Старец понял, что пророчество, о котором писали в течение сотен лет пророки, исполнилось и Младенец на руках Марии — долгожданный Мессия. Теперь он мог спокойно умереть.
Изображение святого Семеона. Фрагмент иконы «Сретение» из села Лаилаши.
Симеон взял младенца на руки и, благословив, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь с миром раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Симеона Церковь назвала Богоприимцем и прославила как Святого.
Пророчица Анна — престарелая вдова, жившая при Иерусалимском храме, подтвердила это. Слова, в момент встречи сказанные Симеоном, стали частью православного богослужения.
История праздника
Сретение Господне до VI века отмечали не так торжественно, несмотря на то, что праздник относится к древнейшим торжествам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников.
К концу IV века относятся самые ранние свидетельства о праздновании Сретения Господня на христианском Востоке, а на Западе – с V века. В Иерусалиме Сретение в то время не было еще самостоятельным праздником — оно называлось «сороковым днем от Богоявления».
Икона «Сретение», написанная в XVI веке
В Антиохии при императоре Юстиниане (527 — 565), в 528-м произошло землетрясение, от которого погибло много народа. За этим бедствием последовало другое. А в 544-м появилась моровая язва, от которой ежедневно погибало по несколько тысяч человек.
Одному из благочестивых христиан, в дни всенародного бедствия, было открыто, что праздновать Сретение Господне нужно торжественнее.
Бедствия прекратились после всенощного бдения и крестного хода, совершенного в день Сретения Господня. Церковь, в благодарность Господу, установила в 544-м праздновать Сретение Господне торжественно и внесла его в число главных праздников.
Праздник Сретения Господня имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На следующий день, 16 февраля, Церковь отмечает память праведного Симеона, названого Богоприимцем, и пророчицы Анны — Святых, чей личный духовный подвиг оказался связан непосредственно с событиями Сретения.
Суть праздника, который равноценен как для Господа, так и для Богородицы, в долгожданной и спасительной встрече – на Сретение встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым.
Традиции и приметы
В праздник Сретения в храмах, по традиции, проходит праздничное богослужение, а иногда и крестный ход.
По традиции, в праздник освящают церковные свечи, которые прихожане забирают домой и зажигают только во время чтения молитв. В православную церковь эта традиция пришла в 1646-м от католиков. По приметам, свечи, освященные в праздник Сретения Господня, защищают дом от пожара и молнии.
Крестьяне после праздника, по традиции, приступали к многочисленным «весенним» делам — выгоняли из хлева в загон скотину, готовили к посеву семена, белили плодовые деревья. В деревнях, по традиции, после Сретения проводили народные гулянья.
На Сретение, по традиции, пекли блины. А вот есть блины до первой звезды считалось плохой приметой, предвещающей несчастья.
В народе верили, что на Сретение встречаются зима с весной, что подтверждается многочисленными поговорками и приметами.
Сретенскими, по традиции, называли последние зимние морозы и первые весенние оттепели. В народе считали, что погода весной будет такой же, как и в день Сретения.
По приметам, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то и весна будет холодной, а если оттепель — весна будет теплой. Несмотря на погоду, Сретение – всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.
На Сретение, по традиции, нельзя ругаться и ссориться. Брань в праздник – плохая примета и предвещает всякие неприятности.
Оставлять в праздник деньги на столе также плохая примета — они будут просто утекать из вашего дома. Хорошая примета потерять деньги на Сретение — она сулит финансовое благополучие.
Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20190214/244362736/Sretenie-Gospodne-2019-chto-eto-za-prazdnik-Primety-istoriya-traditsii.html