Продолжаем публикации статей 2-го исправленного и дополненного издания «Святая Земля: история и наследие. Православный путеводитель», автором которого является заместитель Председателя ИППО Николай Лисовой.
Паломнический Центр ИППО «Святая Земля» приглашает посетить Святую Землю (8 дней / 7 ночей). Вылеты каждую пятницу.
Гефсимания – так называется участок на склоне Елеонской горы, являющийся продолжением исторического Гефсиманского сада, принадлежащего ныне францисканцам, от которого его отделяет узкая, 2 метра шириной, асфальтированная дорожка. Главной достопримечательностью участка и всей возвышающейся над Иерусалимом Елеонской горы является нарядный семиглавый храм во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины.
Храм построен в типичном для царствования Александра III новорусском стиле. Характерные московские маковки и кокошники делают его не только одним из выразительнейших памятников Русской Палестины, но и своеобразной архитектурной «визитной карточкой» современного Иерусалима.
Храм был воздвигнут как храм-памятник в память императрицы Марии Александровны (1824–1880), супруги императора Александра II. Императрица скончалась от чахотки, после долгой и мучительной болезни, отягчённой моральными переживаниями, связанными с изменой супруга.
(Александр II уже много лет имел вторую семью, живя почти открыто с княжной Долгорукой, от которой имел троих детей, что не могло не сказаться на моральной атмосфере двора и на нравственном авторитете царя в собственной семье и в обществе.
В цареубийстве 1 марта многие видели Божию кару за нарушение седьмой заповеди.
Тем более, что факт венчания Александра Николаевича со второй женой прежде, чем окончился срок траура по Марии Александровне, был для его сыновей, особенно для младших, любимцев матери, жестоким, непоправимым оскорблением.)
В мае 1881 года, через два месяца после гибели Александра II, Великие князья Сергий и Павел Александровичи с их двоюродным братом, Великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К. Р., президентом Академии наук), отправляются в паломничество в Святую Землю.
Поездка была приурочена к годовщине со дня кончины Марии Александровны, которая, хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине.
Идею почтить память матери-императрицы постройкой храма-памятника во имя её небесной покровительницы равноапостольной Марии Магдалины подсказал Великим князьям начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). Показывая им 21 мая 1881 года святыни Елеона, он указал в качестве наиболее удачного места для постройки верхнюю часть Гефсиманского сада на склоне Елеона.
Храм строился на средства царской семьи. Бόльшую часть денег на строительство (135 000 рублей) пожертвовал Александр III, по 15 000 руб. выделил каждый из четырёх его братьев (Алексей, Владимир, Сергий и Павел Александровичи), ещё 5000 – их сестра Мария Александровна, герцогиня Эдинбургская. Представители придворной аристократии участвовали в украшении и обустройстве храма.
Автором проекта был русский архитектор Давид Иванович Гримм (1823–1898). Яркий представитель славного в анналах российской интеллигенции сословия «русских немцев», Давид Иванович всю свою творческую жизнь посвятил своей второй родине, России, русскому церковному зодчеству.
По его проектам – под личным руководством или по письменным указаниям – сооружены храмы: в память 900-летия Крещения Руси в Херсонесе, под Севастополем; в память покорения Кавказа в Тифлисе; целый ряд русских зарубежных (посольских и «курортных») церквей в Женеве, Копенгагене, Ницце. За церковь Марии Магдалины в Гефсимании Д. И.
Гримм получил должность ректора архитектуры в Академии художеств. Руководил строительством молодой инженер-архитектор из левантийских греков Георгий Франгья, учившийся во Франции и по возвращении назначенный городским архитектором Иерусалима.
Особым рескриптом Великий князь Сергий Александрович просил архимандрита Антонина принять на себя общее руководство и наблюдение за постройкой.
Закладка храма состоялась 21 января 1885 года, строительство и внутренняя отделка заняли 3 года. Одновременно готовились иконы для новой церкви. Главным украшением интерьера стал иконостас белого мрамора с тёмной бронзой, иконы для которого были написаны известным мастером исторической живописи В. П. Верещагиным. Большие панно на каждой из четырёх стен храма работы художника С. Иванова (живопись по холсту, прикреплённому затем к стене), отражают основные эпизоды из жизни Марии Магдалины. Программа живописи была предложена архимандритом Антонином.
Обозревая сюжеты по часовой стрелке, увидим на южной стене «Исцеление Магдалины Спасителем», на западной – «Магдалина у Креста Господня», на северной – «Явление Магдалине воскресшего Христа», на восточной, над алтарём, – «Проповедь Магдалины перед императором Тиберием».
Работу по размещению икон и холстов осуществлял командированный из Петербурга художник-реставратор П. К. Соколов.
Для участия в торжественном освящении церкви, состоявшемся в праздник Покрова Божией Матери 1 октября 1888 года, Великий князь Сергий Александрович с супругой Елизаветой Феодоровной и братом Павлом Александровичем совершают новое паломничество в Иерусалим.
На церемонии присутствовали губернатор Иерусалима Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство в полном составе и более 150 человек русских паломников.
В духовной жизни Елизаветы Феодоровны поездка в Святую Землю, посещение христианских святынь и участие в освящении храма-мемориала в память Марии Александровны сыграли особую роль – в созревании её решения о переходе в православие (1891 год), а позже, после трагической гибели Сергия Александровича, – в желании возглавить Палестинское Общество.
После мученической кончины Елизаветы Феодоровны в Алапаевской шахте 18 июля 1918 года её мощи, как и останки других погибших с нею, по мере отступления Белой армии были перевезены игуменом Серафимом (Кузнецовым) через всю Сибирь, последовательно в Хабаровск, Харбин, Пекин. Когда в 1920 году китайское правительство приняло решение о закрытии Русской Духовной Миссии в Пекине, мощи Великой княгини и добровольно принявшей с ней мученическую смерть инокини Варвары (Яковлевой) были перенесены в Шанхай, а затем, по желанию сестры Елизаветы Феодоровны принцессы Виктории Баттенбергской, морем доставлены в Порт-Саид и оттуда поездом в Иерусалим. 17/30 января 1921 года по благословению Патриарха Иерусалимского Дамиана, лично возглавившего богослужение, они были установлены в крипте храма Марии Магдалины.
Игумен Серафим по завершении подвига доставления мощей в Иерусалим подвизался в келье при греческом патриаршем монастыре Малая Галилея на Елеоне.
К сожалению, с 1945 года и до своей кончины в 1969 году старец был лишён утешения молиться в Гефсимании у гробов мучениц, так как возглавлял так называемых «патриарших», то есть тех представителей русского духовенства и монашества в Иерусалиме, которые вернулись под омофор Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. О. Серафим похоронен в Малой Галилее, за алтарём храма Второго (Успенского) Благовещения Пресвятой Богородицы.
1 ноября 1981 года Елизавета Феодоровна и Варвара (Яковлева) были прославлены Русской Православной Церковью за рубежом в лике святых, в связи с чем святые мощи было решено перенести из крипты непосредственно в храм.
Торжественное перенесение состоялось 1–2 мая 1982 года, а 8 лет спустя, 9–11 января 1990 года, святые мощи были переложены в новые мраморные раки по обеим сторонам солеи (мощи Великой княгини справа, инокини Варвары – слева).
Мемориальным памятником Гефсиманского монастыря является также «Дом Великого князя».
В 1892 году на средства и по поручению ИППО в северо-восточном углу Гефсиманского участка был построен двухэтажный дом для паломников благородного сословия в память Великой княгини Александры Георгиевны (†1891), супруги Великого князя Павла Александровича, и Великого князя Константина Николаевича (†1892).
Место для строительства было выбрано в углу сада, перед большим серым камнем, на который, по преданию, Пресвятая Богородица сбросила Свой пояс апостолу Фоме в третий день по Успении. Дом был освящён о. Антонином 12 сентября 1892 года.
В начале XX века возле храма Марии Магдалины было устроено русское кладбище.
Там похоронены видные представители Русского Иерусалима, в том числе неустанный соратник архимандрита Антонина, драгоман Русской Духовной Миссии Яков Егорович Халеби (†1901), старейший из кавасов ИППО черногорец Марко Джурич (†1918), деятели Русской Духовной Миссии и Православного Палестинского Общества послереволюционного времени.
В 1930-х гг. в Гефсиманском монастыре работал, наездами из Каира, русский археолог Г. И. Лукьянов. При раскопках, неподалёку от храма, им были раскрыты ступени древней улицы-лестницы, шедшей на Елеон от Золотых ворот, по которой восходил Христос.
В находящейся на участке небольшой естественной пещере, по местному монастырскому преданию, спали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя.
Напротив ворот обители установлен обломок колонны – на месте, где, по преданию, Иуда целованием предал Господа.
В последующие годы история храма имела знаменательное продолжение. После революции и разрыва на долгие десятилетия прямой связи Русской Палестины с Россией Гефсиманский участок с храмом Марии Магдалины, как все другие храмы и подворья ИППО и РДМ, оказался в каноническом подчинении РПЦЗ.
В 1924 году в Иерусалим приезжал первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий). С 1925 по 1936 гг.
здесь проживал архиепископ Анастасий (Грибановский), впоследствии митрополит, глава РПЦЗ, с уникальным званием «наблюдающего за Русской Духовной Миссией в Иерусалиме».
Весной 1932 года в Иерусалим приехали на поклонение святым местам две подруги, англиканские монахини, родом из Шотландии, – Стелла (в миру Марион Робинсон) и Катрин-Френсис (в миру Аликс Спрот), которые, по авторитетной рекомендации, были поселены на Гефсиманском участке – сначала в так называемом «малом», или «Капустинском», домике, затем – в нижнем, «Великокняжеском». Шотландки прижились в Палестине: стали постепенно всё чаще заходить в храм Марии Магдалины, а потом приняли православие. Им были возвращены при этом их мирские имена – Мария и Александра.
19 августа 1934 года в храме Марии Магдалины Мария Робинсон была пострижена в монашество (с сохранением имени Мария), вслед за ней приняли пострижение Александра Спрот (с именем Марфа) и приехавшая в Иерусалим в 1929 году Валентина Цветкова (с именем Варвара).
Духовное руководство над ними осуществлял архиепископ Анастасий.
Вскоре он назначил монахиню Марию заведующей Русским Гефсиманским участком и хранительницей усыпальницы Елизаветы Феодоровны, а Варвару Цветкову и Марфу Спрот – её помощницами, соответственно по Гефсимании и по Вифании, где была создана школа для арабских девочек.
Так начинала складываться новая монашеская община. Её официальное открытие состоялось 20 апреля 1935 года, а 9 октября 1936 года в Белграде митрополит Анастасий, ставший уже главой РПЦЗ, возвёл Марию (Робинсон) в сан игуменьи с возложением наперсного креста с драгоценными украшениями (личный подарок митрополита).
Полное официальное название существующей и сегодня русской женской обители: «Вифанская община во имя Воскресения Христова с церковью Марии Магдалины в Гефсиманском саду». Мать Мария управляла монастырём до самой своей кончины в 1969 г.
После неё иноческую жизнь в Гефсимании возглавляли последовательно игуменьи Варвара Цветкова (†1983) и Феодосия (Баранова), скончавшаяся в 1988 году. При игуменье Феодосии праздновалось 100-летие Магдалининского храма.
В июне 1997 года, при посещении обители Патриархом Алексием II, прибывшим в Святую Землю на торжества 150-летия Русской Духовной Миссии, настоятельница Анна (Карыпова), из «русских австралиек», встретила Святейшего хлебом-солью. Она же первой из елеонских и гефсиманских монахинь решилась на паломничество в Россию.
С 1999 года Гефсиманскую общину возглавляет другая «русская австралийка» – игумения Елисавета (Шмельц), прибывшая в Иерусалим в середине 1980-х гг. – первоначально, как и многие, в отпуск, на богомолье, – и оставшаяся здесь навсегда.
Источник: http://www.ippo.ru/pilgrimage/article/svyatyni-eleona-gefsimanskiy-russkiy-monastyr-i-ce-402909
Иерусалим. Монастырь Марии Магдалины
Напротив Золотых Ворот Иерусалима, утопает в зелени Гефсиманского сада монастырь Марии Магдалины. Среди сосен, многолетних кипарисов и оливковых деревьев сверкают золотом купола храма св. Марии Магдалины. Он возведен императорской семьей в память императрицы Марии Александровны, в честь ее небесной покровительницы святой равноапостольной Марии Магдалины.В 1859 году императором Александром II был утвержден Палестинский Комитет под председательством великого князя Константина Николаевича. Задачей его было устройство богоугодных и странноприимных заведений в Святой Земле. Супруга императора Александра II, Мария Александровна, принимала живое участие в деятельности Императорского Палестинского общества. Императрица жертвовала средства на устройство школы для арабских девочек и больницы для паломников.
Литография XIXв.
Императрийца Мария АлександровнаВ 1933 году в Гефсимании образовалась женская монашеская община Русской Православной Церкви Заграницей. У ее истоков стояли две англичанки православного вероисповедания: монахини Марфа и Мария.В 30-е годы ХХ в. в Вифании две англичанки — Барбара Робинсон и Алиса Спротт — приняли православие.
На заброшенном русском участке в Вифании, благодаря труду матушки Марфы, была создана школа для православных арабских девочек. Там же была создана женская православная община. Первой игуменьей стала матушка Мария.
На ее долю выпало руководство обителью в тяжелые годы боевых действий между Израилем и Иорданией. Ей, как британской подданной, было предложено покинуть страну. На что она ответила отказом. Многие выпускницы школы принимали постриг и оставались в общине.
Священноначалие решило перевести часть сестер в Гефсиманию: вместе с ними переехала игуменья Мария, а Марфа осталась в Вифании. Можно условно сказать, что теперь в Вифании расположен скит монастыря Марии Магдалины.Через пять лет после кончины императрицы Марии Александровны император Александр III с братьями решили возвести храм в память о своей матери.
Окончание строительства храма.
Непосредственное участие в строительстве принимал отец Антонин. Он показал участок для возможного возведения церкви на склоне Елеонской горы, как раз неподалеку от гробницы Богородицы, и того места, где Христос молился о Чаше, а также произошло предательство Иуды.
Увидев саму местность, великие князья решились на приобретение участка. Земля была куплена к осени 1882 года. Храм был заложен 2 февраля 1886 года. На проект храма был объявлен конкурс. Победил проект архитектора Д. А. Гримма. Руководил строительством о. Антонин. По замыслу создателей – императорской семьи и архимандрита Антонина, Гефсимания должна быть одним из красивейших мест «Русской Палестины». В любое время дня и ночи эта красота должна была быть доступна русскому паломнику.
В 1888 году храм был освящен. На это торжестве присутствовал великий князь Сергей Александрович с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной. На тот момент она еще не приняла православие. Но, увидев семиглавый, из белоснежного иерусалимского камня храм, она воскликнула: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».
Храм — русская жемчужина сакрального Иерусалима притягивает к себе взгляды. Его посещает каждый православный паломник. Украшение храма – иконостас из белого мрамора с бронзовым орнаментом. Пол выполнен из разноцветного мрамора. Иконы для иконостаса написали известные художники С.В. Иванов и В.П. Верещагин.
На алтарной арке — изображение «Мария Магдалина перед римским императором Тиверием» С.В. Иванова.В храме хранится множество святынь:Чудотворная икона Божией Матери Смоленской «Одигитрия».
Образ, прославившийся в 1554 году в селении Рихания (Ливан), был преподнесён в дар митрополиту Гор Ливанских Илии, который передал её в Гефсиманский монастырь, согласно преданию, после явления к нему великомучениц Екатерины и Варвары.
Мощи преподобномучениц Елизаветы и Варвары, расположенные в отдельных раках по обе стороны солеи. Воля великой княгини Елизаветы осуществилась после ее мученической кончины в шахте под Алапаевском. В 1921 году ее святые мощи, а также мощи инокини Варвары, добровольно разделившей страдания с княгиней, были положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. После прославления княгини и инокини в лике святых 1 мая 1982 года, в день празднования Недели святых жен-мироносиц, их мощи были торжественно перенесены в храм.
Икона Святой равноапостольной Марии Магдалины с частицей её мощей.Икона преподобных старцев Оптинских и ковчег с частицами их мощей.В нижней части Гефсиманского сада вокруг храма недалеко от ворот одновременно с его постройкой возвели домик в два этажа, надпись над входом которого гласит:«В память Вел. Князя Константина Николаевича и его внучки Великой Княгини Александры Георгиевны».
Рядом с этим домом у ограды находится место, освященное новозаветным преданием: Матерь Божия после Своего Успения сбросила здесь Свой пояс неутешному апостолу Фоме, не заставшему Ее погребения, и благословила всех апостолов. Камень, у которого это происходило, обнесен решеткой, над ним поставлен в киоте образ Успения Пречистой.На территории монастыря находится пещерная часовня во имя Страстей Господних.
Её освящение состоялось в 1998 году. Часовня расположена в гроте, где, по преданию, находились апостолы Пётр, Иаков и Иоанн в момент молитвы Иисуса перед арестом.По случаю столетия освящения церкви Святой Марии Магдалины в 1988 году Гефсиманская община была возведена в ранг монастыря. Сейчас в общину входят 32 монахини и послушницы: американки, австралийки, сербки, румынки, но большинство — русские. Многие — потомки эмигрантов, приехавших из России.
Источник: https://pilgrims.in.ua/ru/top-svyatyni/st-russianmagdalena.html
Туры и отдых в Израиле
Православный храм на Елеонской горе — церковь Марии Магдалины в Иерусалиме — производит очень благостное впечатление: церковка маленькая, беленькая, с семью золотыми луковками. Внутри — отличные росписи. Словно красивый и любовно упакованный подарок православных людей Богу.
А потом узнаешь ее историю. Не подарок — памятник. Церковь Марии Магдалины построена сыновьями в память покойной матери.
Жила-была женщина. Трудилась, молилась, рожала мужу детей. Восьмерых родила, двоих потеряла. Потом и мужа потеряла — сначала в переносном смысле: загулял, да так лихо, что любовницу в дом привел.
А потом и в прямом — крупной шишкой был муж, и начались у него на подведомственном предприятии серьезные неприятности. Очень не нравился он своим подчиненным. Настолько, что пять раз его пытались убить и на шестой — добились успеха.
Женщина все терпела, но и бедствий, и смертей оказалось слишком много, и последнего взрыва, который унес жизнь ее мужа, она даже не услышала — так тяжело уже была больна.
А история-то обычная. Множество благородных дам и обычных баб в России жили так же или почти так же — рожали детей и теряли их, трудились, молились, терпели выходки мужей и с со слезами их хоронили, и угасали сами. Но не всякие дети могли поставить целую церковь в память матери. Дети этой женщины — смогли, ведь их фамилия была Романовы.
Над алтарем
Церковь Марии Магдалины в Гефсимании заложена в 1885 г. Так самодержец всероссийский Александр III и его братья почтили память матери, императрицы Марии Александровны.
Но подсказал им эту идею начальствующий Русской духовной миссии на Святой Земле, архимандрит Антонин. Вечно-то Романовым нужно было подсказывать, и хорошо, если делали это приличные люди — как Антонин Капустин, который хотел своего: чтоб православным людям было где молиться на Святой Земле.
Храм строился качественно: на средства русского императорского дома, с привлечением придворного архитектора, академика архитектуры Давида Гримма, и целой команды известных художников во главе со знаменитым Василием Верещагиным (очевидно, император Александр уже успел забыть, как называл художника «то ли скотиной, то ли помешанным»). Просто Верещагин в 1884 г. путешествовал по Палестине и писал евангельские сюжеты.
Один из них и написан им над алтарем церкви св. Марии Магдалины. Верещагин, конечно, знал судьбу покойной императрицы.
И не ирония ли звучит в этом полотне, не упрек ли кое-кому? Хрупкая ученица Христа в белых одеждах с красным яичком в руке стоит перед троном Тиберия Цезаря, огромного, красивого, донельзя мужественного, а вокруг — такие же здоровенные легионеры. За ними — сила.
А за ней — вера. И права — она, потому что Иисус действительно воскрес, несмотря на старания этих сильных мужиков, так жестоко его убивавших.
Алтарь храма — мрамор и бронза. Строили не просто храм — утверждали православие на Святой Земле.
Русский консул в Иерусалиме Дмитрий Бухаров угодливо сообщал императору, что церковь так хороша, что католики рвут на себе рясы от зависти и огорчения.
Освятили церковь Марии Магдалины в 1888, в год 900-летия Крещения Руси. Подогнали к дате. Можно представить, как странно выглядела на простой иудейской земле эта пафосная церемония с участием великих князей, в блеске их эполет и риз православных иерархов.
На 22-летнюю супругу великого князя Сергея Александровича церковь произвела такое впечатление, что она пролепетала: хочется быть похороненной здесь. Знала бы она, какой крест на себя принимает.
Господь услышал ее желание. Бывшая Гессен-Дормштадтская принцесса Элла покоится в этом храме и почитается РПЦ как св. новомученица Елизавета.
В 1891 г. она приняла православие.
Елизавета Федоровна почти повторила путь своей коронованной свекрови: муж ее тоже был убит террористом. Мария основала в России Красный Крест — а Елизавета по смерти мужа продала свою часть драгоценностей дома Романовых и открыла Марфо-Мариинскую обитель милосердия, ночами вместе с простыми сестрами ходила за больными, молилась над умирающими, во время Первой мировой спасала раненых.
После прихода красной власти ей предлагали тайно покинуть Россию — встретили отказ. Человек, несущий крест, не должен сворачивать с пути.
Жизнь ее закончилась страшно — в шахте города Алапаевска, куда она была сброшена вместе со своей келейницей Варварой и четырьмя представителями дома Романовых. Только один из них был в тот момент мертв.
Она, сильно разбившаяся, еще и перевязывала своим апостольником раны князя Иоанна Романова. Умирали они несколько дней. С пением псалмов.
Храм Гроба Господня, Иерусалим Базилика Рождества Христова, Вифлеем Храм Гроба Господня, Иерусалим Базилика Рождества Христова, Вифлеем Базилика Рождества Христова, Bethlehem Мечеть Аль Акса, Иерусалим Храм Гроба Господня, Иерусалим Базилика Рождества Христова, Вифлеем Базилика Рождества Христова, Вифлеем
Останки великой княгини Елизаветы Федоровны и сестры Варвары Яковлевой были извлечены из шахты в Алапаевске солдатами белой армии — и «поехали» в Русскую духовную миссию в Пекине. Оттуда их путь лежал через Шанхай в Иерусалим, где они были захоронены под полом храма Марии Магдалины. Теперь мраморные раки с мощами обрамляют алтарь.
Это не единственные мощи в числе святынь храма: еще есть ковчег с прахом старцев из Оптиной пустыни.
Но самая знаменитая святыня церкви — чудотворная икона Неопалимая Купина.
Это изображение Богоматери Путеводительницы известно с 16 века, когда только оно — и Святые дары — уцелели после большого пожара, уничтожившего ливанское селение Рихания. Это прославило икону, многие молящиеся обретали от нее исцеление, а священнослужители с нею в руках даже оберегали край от чумы.
В церковь Марии Магдалины икона попала лишь в XX веке — посредством фигуры весьма неоднозначной, а именно — епископа Антиохийского Илии Карама.
Легенда говорит, что жители Рихании добровольно презентовали ему образ, которым тот вслух восхищался (по иным сведениям, это громкое восхищение было излюбленным способом епископа Илии получать в дар понравившиеся иконы).
Но затем ему якобы приснился сон с участием св. Екатерины и св. Варвары, которые велели ему передарить образ игуменье Марии.
Илия то ли сделал вид, то ли действительно в жизни не слышал ни о какой такой игуменье. Да и расставаться с полюбившимся образом не горел желанием — и уж решил в крайнем случае отдать Богоматерь… но другую. Тоже Путеводительницу. Но две упрямые святые приснились ему во второй раз — и уже не сказали ничего хорошего, кроме «отдай икону, а не то…».
Женская обитель: национальность не важна
Сегодня Гефсиманский женский монастырь — одно из самых популярных мест паломничества. Люди приезжают помолиться в храм, посмотреть на лестницу, по которой Иисус взошел в Иерусалим, зайти в пещеру, где ждали Его ученики во время Моления о чаше.
Любопытная параллель: Мария и Елизавета Романовы были немками, принявшими православие. А монашескую коммуну при церкви основали две православные англичанки — в монашестве Мария и Марфа (в миру они были Барбарой и Алисой). Они же основали здесь школу для арабских православных девочек (сейчас в школе лишь 12 православных учащихся, прочие — мусульманки).
Нынешняя настоятельница обители матушка Елизавета — австралийка, а насельницы — румынки, сербки, австралийки, американки, арабки и русские, числом 32. Небольшой православный женский интернационал.
Много сестер проживает при церкви Марии Магдалины и ухаживает за храмом, двором и садом, помогает с размещением паломников.
Среди сестер много художниц — они не только занимаются реставрацией икон в мастерской при монастыре, но и рисуют акварели с пейзажами Святой Земли.
- Фото и видеосъемка разрешена. И даже Богоматерь Путеводительница сейчас прекрасно получается на фото — когда старая, темная икона попала наконец по назначению, к игуменье Гефсиманского женского монастыря при церкви Марии Магдалины, она чудесным образом «просветлела».
- Вы можете материально поддержать обитель, если сделаете пожертвование или посетите магазинчик при храме — там торгуют свечами и сувенирами, изготовленными руками сестер.
Для любителей пеших прогулок
Ваш ориентир — Львиные ворота в восточной стене Старого Города в Иерусалиме. От них вы идете в «сторону Иерихона» — вам должны встретиться церковь св. Стефана и усыпальница Богоматери. От Церкви всех наций сворачиваете направо.
Источник: https://www.ru.israland.travel/церковь-марии-магдалины-в-иерусалиме
Церковь Святой Марии Магдалины в Иерусалиме
Церковь Святой Марии Магдалины располагается на живописных склонах Елеонской горы в Гефсимании рядом с гробницей Богородицы. Он относится к Московскому патриархату и является основным зданием Гефсиманского женского монастыря.
Строительство церкви было предложено членами Русской Духовной Миссии, а именно архимандритом Антонином. Он нашел землю под постройку храма и вскоре, в 1882 году, она была куплена.
К возведению данной святой обители был привлечен известнейший архитектор Гримм, который сделал проект здания и благодаря усилиям патриархата, его фундамент был заложен уже в 1885 году.
Финансировало все строительство Императорское православное палестинское общество, которое наняло израильских архитекторов Шика и Георгия Франгия.
Согласно задумке архимандрита и по настоянию царской семьи, данная церковь строилась в честь императрицы Марии Александровны, чьей святой покровительницей как раз являлась Мария Магдалина.
Так как финансирование постройки храма было хорошим, то уже к 1888 году состоялось его открытие в присутствии высокопоставленных лиц, одним из которых была княгиня Елизавета Федоровна, принявшая решение принять православие в стенах церкви.
В 1921 году, после Октябрьской революции, как раз сюда и было доставлено ее тело вместе с останками келейницы. К их мощам до сих пор приходит много посетителей, которые воздают честь этим героическим женщинам. В 1934 году митрополит Анастасий благословил основание в стенах церкви женской православной общины, которая только в 1988 году получило статус монастыря.
Даже сейчас этот храм поражает души верующих своим величием и красотой. Он построен в традиционном московском или новорусском стиле с обязательными куполами и шатровой колокольней. Для отделки церковного пола, а также иконостаса использовался специальный бело-серый мрамор с окантовкой из бронзы. Здесь можно увидеть иконы великих русских художников — Иванова, Сорокина, Верещагина и других.
Однако главное, что привлекает в церковь св. Марии Магдалины всех паломников, являются ее святыни.
К ним относятся и известная икона, изображавшая матерь Божию с младенцем на руках, прославившаяся в Ливане в начале XV века, и частица мощей св.
Марии Магдалины с именной иконой, и изображение преподобных старцев Оптинских с ковчегом, в котором лежат их останки, и также мощи княгини Елизаветы с ее келейницей.
Также на территории храма располагается часовня, открытая в честь апостолов Иисуса Христа, которые находились в саду Гефсимании накануне его ареста.
Источник: https://weatlas.com/landmarks/318
Гефсиманский монастырь Марии Магдалины
Храм Марии Магдалины располагается у подножия Масличной (Елеонской) горы, в Гефсимании, чуть выше Гробницы Божией Матери.
Он был возведен в память об императрице Марии Александровне (1824-1880), супруги императора Александра II, матери императора Александра III и Великих Князей Сергия и Павла. Закладка храма состоялась 21 января 1885 года.
Автором проекта был архитектор Давид Иванович Гримм. Строительство велось под наблюдением архимандрита Антонина (Капустина) и длилось три года.
Этот пятиглавый храм с золотыми куполами – один из красивейших храмов Иерусалима. Внутри храма — беломраморный иконостас, украшенный орнаментом из темной бронзы, иконы кисти академика живописи В.
Верещагина и полотна с сюжетами из жития равноапостольной Марии Магдалины, созданные С. Ивановым. Мраморная колонна, на которой укреплен Св.
Престол, была найдена непосредственно на «Русских Раскопках» в Старом Иерусалиме (ныне Александровское подворье) вблизи храма Воскресения Христова.
На освящение храма в 1888 году в Палестину прибыл Великий Князь Сергий Александрович (Председатель Императорского Палестинского Общества) и его супруга Великая Княгиня Елисавета Федоровна. Их сопровождал Великий Князь Павел Александрович. Именно тогда Вел. Кн.
Елисавета Федоровна, вдохновленная благодатью Святой Земли, выразила желание быть похороненной здесь. Желание ее исполнилось. Сегодня в храме Марии Магдалины покоятся мощи Свв. Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, замученных большевиками в Алапаевске в 1918 г.
Две раки белого мрамора расположены справа и слева от алтаря.
По замыслу создателей – Царской Семьи и архимандрита Антонина, Гефсимания должна быть одним из красивейших мест «Русской Палестины». Храм — и вокруг него цветущий парк. В любое время дня и ночи эта красота должна была быть доступна русскому паломнику.
В 1934 г. принявшая православие шотландка, Варвара Робинсон, в монашестве игуменья Мария, организовала женскую Вифанскую обитель, которая со временем обосновалась в Гефсимании и по сей день здесь находится.
Сегодня он находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.
Добраться до монастыря Марии Магдалины можно из Старого Города, выйдя через Львиные ворота. Церковь из белого камня в русском стиле с золотыми куполами хорошо видна издали. Пешком можно дойти за 20-30 минут.
Источник: https://rusdm.ru/guide/85