Когда совершается литургия Василия Великого

Великий пост – время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника – Пасхи, Светлого Христова Воскресения.

Особенности великопостного времени в Церкви выражаются в первую очередь в богослужебной традиции. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа.Когда совершается литургия Василия ВеликогоВечерня с Чином прощения

  • 18 февраля Вечером Прощеного воскресенья, накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского:

19 февраля — 22 февраля, 21 марта Самый древний и длинный канон, написанный преподобным Андреем Критским в VII веке. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду (Мариино стояние).

Стояние Марии Египетской, 21 марта

5-я неделя Великого поста. На утрене четверга (в среду вечером) читается житие Марии Египетской и Великий покаянный канон Андрея Критского целиком.

Литургия Преждеосвященных Даров

Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии (Преждеосвященные). Совершается во время Великого поста в будние дни.

  1. В феврале: 21, 23, 28-го числа
  2. В марте: 2, 7, 9, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 28, 30-го числа
  3. В апреле: 2, 3, 4

Литургия св. Василия Великого

  1. Чинопоследование литургии византийского обряда, составленное святителем Василием Великим.
  2. Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост.
  3. В феврале: 25-го числа
  4. В марте: 4, 11, 18, 25-го числа
  5. В апреле: 5, 7-го числа

Пассия

Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым (страданиям). Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд.

Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону,

23 февраля Молебен совершается в день накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров, затем читается молитва над коливом (вареная пшеница с медом). В сам праздник (24 февраля) служится литургия свт. Иоанна Златоуста.

Поминальные службы родительских суббот:

3, 10, 17 марта Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Чин Торжества Православия,

25 февраля Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия.

  • Богослужение Крестопоклонной недели, 11 марта
    Накануне третьего воскресенья (10 марта, суббота) на всенощном бдении торжественно выносится крест для поклонения.
  • Акафист Пресвятой Богородице, 23 марта В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (24 марта, суббота) в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Иоанна Златоуста.

Богослужение Вербного воскресенья, 1 апреля Вход Господень в Иерусалим. Всенощное бдение накануне вечером и литургия свт. Иоанна Златоуста. Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы.

Богослужения Великого Четверга, 5 апреля Воспоминание Тайной Вечери и установления таинства Евхаристии Иисусом Христом.

Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям (страданиям) Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

  1. Богослужения Великой Пятницы,
  2. 6 апреля
    Утром совершается последование часов Великого Пятка с изобразительными, литургия не служится.
  3. После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы».
  4. Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя.
  5. Служба Благовещения Пресвятой Богородицы,
  6. 7 апреля Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится Всенощное бдение, а утром – Литургия Иоанна Златоуста.

В 2018 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Великой субботой. Поэтому накануне нет Всенощного бдения. Утром служится вечерня, преходящая в литургию свт. Василия Великого.

Богослужения Великой Субботы,

7 апреля Служится литургия свт. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий (избранные фрагменты Ветхого Завета), в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа. После литургии — освящение пасхальных яств.

  • Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов.
  • Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина:
    Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
  • Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Источник: http://www.bobreparhiya.by/public/инфографика-службы-великого-поста-в-2018/

Таинства Церкви. Литургия Преждеосвященных Даров

Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым).

– В дни Великого поста иеромонах Клавдиан рассуждает о литургии Преждеосвященных Даров.

Литургия Преждеосвященных Даров – это, конечно, особая литургия. Знаю, что очень многие православные верующие любят ее и даже ждут дни Великого поста, чтобы приходить на эту Божественную литургию. В чем особенность литургии Преждеосвященных Даров и почему она совершается только в дни Великого поста?

– Эта литургия имеет очень древние корни. История свидетельствует о том, что еще в начале VII века эта литургия уже вошла в традицию служения Церкви (Восточной и Западной). Святитель Григорий Двоеслов традиционно относится к создателям этой литургии.

«Литургия» переводится с греческого как «общее дело», но особенностью этой литургии, в отличие от литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, является то, что на ней не освящаются Святые Дары.

Она поэтому и называется литургией Преждеосвященных Даров, поскольку Причастие, которое преподается верующим, заготавливается заранее: не в тот день, в который совершается литургия, а накануне.

Вполне уместно эту литургию совершать именно в дни Великого поста, потому что пост является периодом особого покаяния, глубокого переосознания своей жизни, и христиане как бы искусственно себя вводят в ранг людей кающихся. Здесь повторяется сам строй литургии оглашенных, когда читается Священное Писание по преимуществу Ветхого Завета. В это время верующие люди особо стремятся погрузиться в молитвенное делание.

Литургия Преждеосвященных Даров исключает какие-то особые молитвенные прошения. Мы знаем, что в это время на литургии не совершается поминовение.

Оно совершается, но не в связи с проскомидией как частью Божественной литургии, которая совершается накануне.

Эта литургия нацелена на то, чтобы верующие люди все-таки больше сосредоточились на том, чтобы внимать себе, работать над состоянием своей души, всматриваться в свое духовное здравие или духовную болезнь и испрашивать у Бога благословение.

Поскольку христиане, верующие люди, без Причастия жить не могут, потому что это источник жизни, то Церковь все-таки предусматривает Святое Причащение, и верующие люди могут в среду и в пятницу укрепиться в этом духовном делании Святым Причастием. Поэтому во время совершения литургии Преждеосвященных Даров очень торжественно, практически в безмолвии (только с некоторыми молитвами) переносятся Святые Дары на престол, и совершается причащение верующих. Вот такой смысл.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается не только в дни Великого поста (святой Четыредесятницы), но еще в первые три дня Страстной седмицы, то есть в Великий Понедельник, Вторник, Среду. В Великий Четверг уже совершается литургия Василия Великого.

Именно Великим постом эта литургия особенно уместна, в ней действительно очень умиленные, красивые песнопения: «Да исправится молитва моя», «Ныне силы небесныя» (которые раскрывают тайну).

С великим благоговением верующие поклоняются Святым Дарам, которые уже были пресуществлены, освящены на литургии и теперь преподаются верующим в укрепление их духовных и телесных сил.

– Литургия Преждеосвященных Даров короче обычной литургии. Что опускается и почему?

– Обычная литургия Василия Великого или Иоанна Златоуста состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. На литургии Преждеосвященных Даров совершается чинопоследование обычного суточного круга богослужений: утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час, изобразительны, вечерня, соединение с литургией Преждеосвященных Даров.

Весь этот суточный круг по-разному совершается в храмах. В монастырях стараются приблизить к положенному времени исполнение часов, например.

На приходах сокращают какие-то песнопения для удобства верующих, чтобы люди все-таки могли исполнять свои обязанности (домашние и служебные).

Но, как правило, традиционно литургия Преждеосвященных Даров служится утром начиная с часов: третий час, шестой, девятый, изобразительны, вечерня и литургия. И литургия не предусматривает никаких тайносовершительных текстов призывания Святого Духа, потому что Дары уже освящены.

Поэтому в основном совершается полноценная вечерня и присоединяется часть литургии верных: читаются определенные молитвы, переносятся Дары, поется молитва «Отче наш», после чего литургия предполагает причащение верующих, которые присутствуют на этой Божественной службе.

– Какая должна быть подготовка к литургии Преждеосвященных Даров? Обычно мы присутствуем на вечернем богослужении накануне, исповедуемся, читаем особые молитвы. А здесь как быть с вечерним богослужением?

– У нас парадоксально сложилась такая интересная традиция, и верующих людей не смущает, что мы вечером служим утреню, а утром служим вечерню.

Так получается, что мы для удобства верующих переносим службы с полуночи, с ночи до того времени, когда верующие могут быть в храме.

Читайте также:  Молитва Луке Крымскому об исцелении от рака: на русском языке

То есть утреню мы совершаем накануне вечером с присоединением утрени первого часа, а уже другие части суточного круга (третий, шестой, девятый час и вечерню) совершаем с утра.

В принципе, подготовка никак не отличается от обычной подготовки к Святому Причащению. Существует традиция (и в некоторых монастырях это даже устойчивая традиция), когда некоторым людям, кто имеет эту возможность, предлагают дождаться вечера и совершают литургию Преждеосвященных Даров вечером.

– Я как раз хотела Вас об этом спросить. Такая практика сейчас началась и в храмах Москвы. Откуда пошла такая практика? Это монастырская традиция?

– Это традиция монастырская, традиция древняя, но она связана с уставом монастыря и с возможностью верующих совершать службы тогда, когда они положены по часовому поясу. Вы задали вопрос о подготовке к причастию.

Понимаете, с одной стороны, традиция служить вечером литургию Преждеосвященных Даров сложилась для людей, которые не могут с утра прийти, потому что они на работе. Но ведь работа у людей бывает разная: кто-то работает руками, кто-то головой, кто-то полностью погружен в повседневные проблемы дня.

И настроиться за малый период времени после трудового дня, чтобы подойти к Причастию, – наверное, сложно.

Поэтому все-таки не случайно традиционно литургия служится с утра: человек только встал, он свеж, его ум и сердце еще не наполнены какими-то посторонними мыслями, заботами, человек всегда может сосредоточиться на молитве и максимально глубоко осознать то, что сейчас с ним произойдет: он причастится Святых Христовых Таин, соединится с Самим Господом.

Поэтому те, кто может посвятить себя на духовные размышления в течение всего дня…

– …это, наверное, только люди неработающие.

– В основном. Или те, что могут себе позволить как-то останавливать себя в движении мыслей, проблем и помнить о том, что им предстоит причаститься.

Есть правильная и устойчивая благоговейная традиция говения перед причастием, когда человек должен попоститься, ничего не вкушать и натощак подходить к Святым Таинам. Конечно, есть послабления для больных. Например, есть люди, которые не могут совсем без пищи, для них пища является теми химическими элементами, которые поддерживают их жизнь как таблетки. Но мы не говорим об этих людях.

Мы говорим об обычном человеке, который постоянно причащается Святых Христовых Таин и который имеет возможность держать евхаристический пост. И здесь начинаются определенные дополнительные рекомендации (например, не кушать за шесть часов до причастия).

Бывает, что утро связано с какими-то особыми переживаниями, человек покушает и начинает всю свою деятельность посвящать заботам житейским или профессиональным, а потом ему надо резко переключиться: настраиваться на литургию.

Мне кажется, это требует очень большой энергии и сил, чтобы уметь так быстро, динамично настраиваться на ту и другую часть дня.

Поэтому пусть эта практика вечерней литургии присутствует; я думаю, те священники, которые совершают эти богослужения вечером, понимают тот процесс, который они запускают, и настраивают верующих, чтобы они делали это благоговейно и готовились к причастию.

Но, думаю, наиболее уместная практика – все-таки утреннее богослужение. Оно продолжительное, оно дает возможность и вслушаться в молитвы, и помолиться, и поговеть. Где-то сокращают чтение Псалтири, уменьшают продолжительность богослужения. Где-то вычитывается все полностью.

Знаете, в нашем храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке и в среду, и в пятницу достаточно много причастников. Люди приходят, чтобы поучаствовать в службе, ее любят.

– Во сколько начинается служба?

– Начинается в 7.30 утра, заканчивается примерно в 11.00 или 11.30, если мы служим уставное богослужение (в первую седмицу Великого поста и в Страстную седмицу мы служим полностью по уставу).

А начиная со второй седмицы даем возможность верующим справляться со своими обязанностями (семейными и служебными), поэтому сокращаем богослужение: оно начинается в 7.

30 и к 10 часам утра уже заканчивается, люди могут причаститься Святых Христовых Таин.

Еще есть такая особенность – на данной литургии мы не причащаем младенцев…

– Да, я об этом хотела спросить. Иногда видишь, как подходят с младенцем, а батюшка говорит: «Извините…» Почему так?

– Это связано с тем, что на литургии Преждеосвященных Даров мы не можем причащать Святой Кровью. Вино, в которое погружается Тело Христово, напоенное Божественной Кровью накануне, считается освященным, святым, святыней, но это не Кровь Христова, это освященное вино.

Поэтому младенцев, которые не могут частичку Тела Господня под видом хлеба принять в Причастии, мы не можем причащать, потому что будем причащать их вином.

В принципе, периодичность служения в каждом храме ясна, поэтому те родители, которые хотят причащать младенцев, беспрепятственно могут сделать это в субботу и воскресенье, когда служится полноценная литургия с освящением Божественной Крови и Тела Христова.

– Возвращаясь ко времени проведения литургии Преждеосвященных Даров, можно сказать, что для монастырей, наверное, это более уместно, более удобно. Монахи и так во время Великого поста говеют все дни и находятся в размышлениях. Наверное, в монастырях это более осознанно.

– Если мы говорим об уставном богослужении. Понимаете, я думаю, что и для мирян есть необходимость в причастии, когда ты действительно чувствуешь, что Тело и Кровь Господни, к которым ты приступаешь, дают тебе силы духовные и телесные.

Люди, может быть, имеют такое намерение (и возможность) – не ждать выходных дней, а причаститься. Поэтому и для мирян эта литургия является великим укреплением в аскетических трудах, связанных с Великим постом.

Я думаю, что в этом отношении устав может быть немножко изменен настоятелями, с учетом того, кто приходит к ним в храм, какой контингент.

Монашествующие, безусловно, и причащаются, и готовятся. И для них служба – погружение в богоообщение через церковное богослужение. Поэтому здесь рассуждать, нужно это или не нужно, – неправильно; устав предполагает полноценную монашескую жизнь, связанную с участием в службе.

– Я часто бываю в московских монастырях на литургии Преждеосвященных Даров утром.

Знаю, что в некоторых монастырях есть особые ночные службы, куда не приглашают мирян, потому что это чисто монашеские богослужения.

Естественно, это правильно, потому что монахам надо когда-то от нас отдыхать; мы и так заполонили все монастыри и не всегда ведем себя в соответствии с монастырскими уставами.

– Я думаю, что литургию не надо окрашивать в какие-то цвета, говорить о том, что это литургия только монашеская, а это литургия детская. Это не совсем верно…

– Кстати, детская литургия. Я когда первый раз услышала, ничего не поняла: что значит детская? Дети, что ли, там поют? Дети же не могут быть священниками.

А выясняется, что в храмах, куда водят огромное количество детей, чтобы дети не мешали остальным верующим, проводят отдельную литургию. И начинают ее пораньше (пишут, когда детская литургия).

То есть детей (родителей с детьми) зовут именно в это время, чтобы потом дать возможность прихожанам помолиться, не отвлекаясь на детский шум.

– Надо просто иметь в виду, что такие названия немножко сбивают с толку. На самом деле литургия одна, чин литургии не меняется. И возможность причаститься для людей всегда открыта.

Ночные литургии – это практика тоже устоявшаяся. В Троице-Сергиевой лавре часто такие литургии совершаются.

И у нас в храме мы регулярно совершаем ночные литургии; это связано и с престольными праздниками, и с памятью святых, особо чтимых. Знаю, что и в женских монастырях Москвы совершаются ночные литургии.

Может быть, это действительно связано с желанием монашествующих в тихой атмосфере совершать литургию, без суеты.

– Да, в женских монастырях в некоторые дни служат ночью и никого не приглашают из мирян. Я понимаю это желание монахинь побыть вместе, в каком-то своем мире, не отвлекаясь на нас, мирских. Все-таки мы их отвлекаем. Поэтому у них есть желание помолиться тихо, спокойно, по-монашески.

– Бывает такая обстановка в монастырях, когда очень много и прихожан, и детей, и им требуется уделять особое внимание. Действительно, у монашествующих есть потребность в состоянии умиротворения и безмятежия, поэтому они выбирают ночное время.  Спаситель Господь любил ночью молиться, уединяться.

Когда вся природа спит, все умиротворено, тогда можно со вниманием и открытым сердцем заниматься молитвой с Богом. Но позволить себе ночные молитвы могут те, кто может себе это позволить. Все-таки основная масса прихожан вынуждена ночью спать, чтобы отдыхать. Но такие возможности есть.

Поэтому просто узнавайте, в каких храмах ночные литургии совершаются, можете поучаствовать в них.

– Интересно, сколько народу приходит в ваш храм на ночные службы?

– Если это будни, то до ста человек приходит. И причастников достаточно много бывает. Мы это делаем намеренно, потому что у нас небольшой храм. Мы проводим литургии в этот же день и днем, но только в большом храме.

В нижнем храме мы совершаем ночную литургию, чтобы не скапливалось большое количество людей, для их комфорта, чтобы те прихожане, которые живут рядом с нашим храмом, либо те, которые могут приехать на личном транспорте, могли в ней участвовать.

– Мы определили, что младенцев не надо приводить на литургию Преждеосвященных Даров. А что касается взрослых людей, есть какие-то ограничения? Кому в большей степени рекомендовано принимать участие в литургии Преждеосвященных Даров? Может быть, людям болящим? А здоровым людям, может, лучше прийти в субботу и воскресенье?

– Четкой градации нет, все зависит от того, как священник на приходе, духовник своим духовным чадам благословит причащаться. Потому что Причастие – это жизнь, и литургия служится именно для того, чтобы люди причащались.

Это не молебен, это не какой-то обряд, это таинство любви и единства с Богом. Поэтому тех, кто жаждет этого единства, нельзя не допускать до литургии. Они должны готовиться, понимая, что совершается, и соединяться со Христом. Мы не можем им препятствовать по каким-то причинам.

Есть люди, которые просто не могут без Причастия, оно для них является жизнью.

Кто-то, наоборот, из благоговения старается, может быть, не так часто причащаться, но внимательно готовится к этому. И та, и другая практика позволительна, но этот вопрос нужно поднимать перед духовником, чтобы он взвесил состояние души человека, возможность подготовиться и принять решение о причастии.

– Отец Клавдиан, сердечно благодарю Вас за то, что Вы сегодня нашли возможность поговорить и рассказать о литургии Преждеосвященных Даров. Хотя, конечно, сейчас на телеканале «Союз» рассказывают об этом, но, как говорил мой учитель философии в университете, профессор, «хорошее блюдо надо повторять дважды». Спасибо Вам большое, батюшка, и до новых встреч!

Источник: https://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi126

Литургия василия великого — древо

Литурги́я (греч. буквально «общее дело») — главное из храмовых богослужений, во время которого совершается таинство Евхаристии (причащения).

В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований:

В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени практически вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия апостола Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином).

Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св.

Иоанном Златоустом (в дальнейшем чины Василия Великого и Иоанна Златоуста дополнялись и развивались, так напр. в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры, а позднее — Херувимской).

Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона (литургия Василия Великого более продолжительна).

Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Входа Господня в Иерусалим и Благовещения (если Благовещение не попадает на дни, когда совершается литургия Василия Великого).

Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления (если они приходятся на воскресенье или понедельник, то в самый праздник), в день памяти св. Василия Великого (1 января ст. ст.), в воскресенья Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу.

Чин литургии состоит из трех частей:

Литургия оглашенных состоит из следующих основных частей (за исключением малых ектений и т.п.): литургийного благословения, великой ектении, пения антифонов (или изобразительных псалмов), христологического гимна «Единородный сыне», «блаженны» (в воскресные дни), входа с Евангелием, пения тропарей и кондаков, Трисвятого, прокимна, чтения Апостола, аллилуария, чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных.

Литургия верных состоит из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни (в дни Великого Четвертка и Великой Субботы вместо херувимской поются соответственно «Вечери Твоея» и «Да молчит всякая плоть»), просительной ектении, Символа веры, евхаристического канона, просительной ектении, молитвы «Отче наш», причащения священнослужителей в алтаре (во время пения причастна), причащения мирян, малой ектении, заамвонной молитвы, Псалма 33, отпуста.

Во дни Великого Четвертка и Великой Субботы, а также в сочельники Рождества и Крещения, литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней: вечерня служится до чтения паримий, затем читаются литургийные Апостол и Евангелие и далее совершается Литургия обычным чином.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/993.html

Информация о богослужениях

Богослужение в нашем храме совершается ежедневно.

В воскресные и праздничные дни обыкновенно совершаются ранняя и поздняя Божественные литургии. Начало богослужения — в 6.40 и в 8.40 соответственно. Ранняя Божественная литургия совершается в приделе святого пророка Илии (этот придел находится слева от главного алтаря), в редких случаях — в приделе святителя Николая (правый придел; как правило, в нем служат ранние литургии в дни памяти святителя 22 мая и 19 декабря, а также в других исключительных случаях).

Продолжительность совершения Божественной литургии обычно не превышает 2 часов.

Накануне воскресных и праздничных дней в 17.00 в храме собором духовенства совершается вечернее богослужение, называемое Всенощным бдением. Кроме того, вечернее богослужение совершается в пятницу вечером накануне субботней Божественной литургии.

Всенощное бдение продолжается до 3 часов.

В субботу в храме совершается одна Божественная литургия. Начало богослужения в 8.40.

В будние дни в нашем храме совершается утреня, богослужение Часов и Божественная литургия. Начало богослужения в 8.30. Во время службы до начала Божественной литургии в приделе святого пророка Илии совершается исповедь.

По окончании Божественной литургии обычно совершается молебен о здравии (до 11.00) и богослужение об усопших (отпевание или панихида, после 11.00). Затем совершаются частные богослужения — венчания (если положено), крещения и т.д.

 В воскресенье вечером в 17.00 в нашем храме совершается вечернее богослужение — вечерня с чтением акафиста. Обычно читается Акафист Пресвятой Богородице. По окончании этого богослужения, примерно в 18.00, все желающие могут отправится посетить болящих в корпус «Травма» городской клинической больницы #67.

В дни Великого поста ежедневное богослужение в будние дни начинается в 8.00 и состоит из так называемых служб суточного круга — утрени, часов, изобразительных и вечерни. В среды и пятницы, а также в праздники, приходящиеся на понедельник — пятницу, к службам суточного круга присоединяется Литургия Преждеосвященных Даров.

Полная Божественная литургия, как правило, совершается только в субботы (Божественная литургия Иоанна Златоуста) и воскресенья (Божественная литургия Василия Великого).

Причаститься Святых Христовых Таин в дни Великого поста можно только тогда, когда совершается литургия — полная или Преждеосвященных Даров.

Более подробно о богослужениях предстоящей недели — см. обновляемый раздел Расписание богослужений.

Источник: https://www.troitsa-horoshevo.ru/informatsiya-o-bogosluzheniyah

Литургия Преждеосвященных Даров. Особенности богослужения

Чин Литургии Преждеосвященных Даров не похож на Литургию Иоанна Златоуста или Василия Великого, которые служатся обычно и вызывает у много вопросов не только у новоначальных. Почему эта служба бывает только Постом? Почему Дары освящены заранее? Почему в древности она служилась вечером? Почему не принято причащать на ней младенцев? Отвечаем на все «почему».

В Великом посту по воскресным дням совершается Божественная Литургия св. Василия Великого (а также в четверг и субботу Страстной Седмицы). По субботним дням, а также в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня во Иерусалим совершается литургия св.

Иоанна Златоуста. Эти литургии в церковном обиходе называют полными, поскольку на них совершается возглашение Евхаристической молитвы, называемой Анафорой (греч.- ἀναφορά – возношение), во время которого Святой Дух освящает и претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христову.

В остальные дни Поста Божественная литургия не совершается. Евхаристия – это всегда радость и торжество, а Четыредесятница – время сокрушения и покаяния. Поэтому Божественная литургия совершается только в те дни, которые отмечены особым, праздничным характером.

Однако аскетический подвиг, которые несут верующие в течение Поста, требует значительного и постоянного напряжения духовных сил, и причащение св. Христовых Тайн является наиболее действенным средством для их укрепления и преумножения.

Поэтому в течение Четыредесятницы по средам и пятницам, а также в праздник 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, четверг 5 седмицы Поста (“Стояние св.

Марии Египетской”), а также в дни храмовых праздников совершается особое богослужение – Литургия Преждеосвященных Даров, – за которым происходит причащение Св.

Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы на престоле в алтаре храма.

Богослужебный чин Литургии Преждеосвященных даров восходит к глубокой древности. В ранние века истории Церкви существовал широко распространенный обычай, который в наше время может казаться совершенно немыслимым.

В древности все христиане причащались не только в храмах за Божественной литургией. Они получали св. Дары для того, чтобы отнести их больным и немощным, кто не мог присутствовать в храме, а также уносили св. Дары в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы причащали сами себя и своих домочадцев.

Монахи и анахореты, жившие в пустынных местах, имели в своих кельях освященные Дары, которыми причащались после совершения молитвенного правила. В одном из писем св.

Василий Великий писал: “Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: «кто есть Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную». …Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают.

Читайте также:  Молитва Джозефа Мэрфи для исполнения желаний

А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин, по большей части, имеет причастие у себя дома, и сам себя причащает, когда хочет”.

Обычай самопричащения среди монахов существовал вплоть до XV в., об этом упоминал св. Симеон Солунский.

Достоверно неизвестно, кто является составителем чина Литургии Преждеосвященных. В древности авторство приписывалось свв. Иакову, брату Господню, Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и др.. Современный славянский служебник (книга, по которой священники совершают богослужения суточного круга и Божественную литургию) приписывает авторство св. Григорию Двоеслову.

Однако это – легенда, не имеющая никакого исторического основания. Св. Григорий Двоеслов был латинянином, мало знакомым с греческим языком. Более того, он критически относился к грекам и их церковным обычаям, поскольку во время своего правления состоял в конфликте с константинопольским патриархом св. Иоанном Постником из-за того, что тот принял титул “Вселенского патриарха”.

Никаких достоверных исторических сведений о том, что св. Григорий для греческой Церкви составлял какие-то богослужебные чины, естественно, нет и не может быть. Кроме того, само усвоение чина литургии св. Григорию появляется не ранее XVI в. в италийских греческих Евхологиях (служебниках), которые были взяты за образцы на Руси при проведении книжной справы при патриархе Никоне.

Вполне вероятно, что в какой-то момент кто-то из издателей этих служебников допустил ошибку, спутав имена св.

Григория Богослова Констанинопольского, который с большой долей вероятности мог быть составителем одной из редакций чина литургии, почему в некоторых древних рукописях литургия Преждеосвященных приписывалась его авторству, и Григория Великого Двоеслова, великого римского папы. В современных греческих служебниках указание на св. Григория Двоеслова, как автора чина литургии, отсутствует.

О сложившемся чине литургии Преждеосвященных даров существуют свидетельства, восходящие к VI — VII в.. В житии св. преп. Георгия Хозевита, жившего в монастыре в пустыне неподалеку от Иерихона, повествуется о следующем случае. Преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать юношу Зинона в Иерихон за просфорами.

Однажды Зинон стоял близко к алтарю во время совершения литургии и слышал слова анафоры, которые врезались ему в память. В одно из воскресений, возвращаясь с просфорами из Иерихона, Зинон мысленно повторил эти слова, размышляя о них.

В это время сошел Дух Святой и освятил и просфоры, и юношу.

Преподобному же Георгию, который в это время отдыхал после всенощного бдения, явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несет юноша, ибо оно освящено».

В Константинопольской Церкви чин Литургии Преждеосвященных также появляется не позднее рубежа VI-VII вв..

В “Пасхальной хронике” сообщается: “«в этом году при Сергии патриархе Константинопольском с первой недели поста, четвертого индикта (615 год) начали петь после ,,да исправится” во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакии на престол, после того, как иерей скажет: ,,Πο дару Христа Твоего” народ тотчас начинает: ,,Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Парь славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и страхом приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа”»”.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с Великопостной Вечерней. В древности она совершалась вечером перед заходом солнца. Причастники воздерживались от пищи в течение всего дня.

Однако впоследствии служение Литургии Преждеосвященных было перенесено на утро, поскольку для большинства верующих такое воздержание в течение всего дня было затруднительно. 28 ноября 1968 г.

решением Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение благословить совершение Литургии Преждеосвященных вечером, если правящий архиерей считает это нужным. В этом случае воздерживаться от пищи и питья необходимо не менее 6 часов.

Литургия Преждеосвященных Даров, также как и Великопостная вечерня начинается чтением 103 псалма, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон произносит Мирную ектению, после которой читается кафисма – раздел из Псалтири, состоящий из нескольких псалмов и разделенный в свою очередь на три части -“Славы”.

Во время первой славы священник в алтаре приготавливает св. Дары на престоле, на второй – совершает троекратное каждение св. Даров, а на третьей переносит св. Дары с престола на жертвенник. Во время чтения третьей славы верующие в храме преклоняют колени в знак благоговения к Телу и Крови Христовым, которые полагаются на жертвеннике в алтаре.

В древности св. Дары приготавливались в особом помещении – скевофилакионе, которое находилось вне храма и куда могли входить только священнослужители. Впоследствии жертвенник в алтаре заменил собой скевофилакион. После кафизмы великопостная вечерня идет своим порядком – исполняется “Господи Воззвах …” (Стихи из 140 пс.) и стихиры -песнопения, соответствующие дню церковного календаря.

Во время пения последней стихиры духовенство совершают Вход (процессия с кадилом и свечами), после чего исполняется гимн Свете Тихий, обращенный к Иисусу Христу.

Далее следует пение прокимнов (избранных в зависимости от дня стихов из псалмов) и чтение паримий – отрывков из библейских книг Ветхого Завета.

Перед началом второй паримии священник с кадилом и свечой в руках крестообразно благословляет народ со словами: “Свет Христов просвещает всех”.

Этот обряд восходит к благочестивой традиции ветхозаветных евреев благодарить Бога при зажигании светильников вечером за свет, который Он дал, чтобы люди могли видеть во мраке ночи.

Христиане придали этому обряду иное символическое значение.

Возжжение и внесение в собрание в молитвенное собрание светильник напоминал им о вечном и неизменном присутствии в Церкви Христа, который называл Себя Светом миру (Ин. 8, 12 и 9, 5) .

По окончании чтений следует непосредственно чин литургии. Особым напевом исполняются стихи избранные из 140 псалма “Да исправится молитва моя”. Во время их пения верующие преклоняют колена.

Далее следует великопостная молитва св. Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего.. “ с 3 земными поклонами.

Следует сугубая ектения, за которой совершается моление о священноначалии Церкви, о стране и гражданских властях, совершается поминовение имен о здравии.

Далее следуют ектении об оглашенных (катехуменах), т. е. готовящихся к принятию св. Крещения. Начиная со среды 4 седмицы поста добавляются особые прошения о просвещаемых.

В древней Церкви огласительная дисциплина разделялась на несколько этапов.

Просвещение – это заключительный этап, длившийся в течение последних седмиц поста и завершавшийся торжественным крещением оглашенных в канун св. Пасхи.

Также как и на полной литургии, по окончании этих молений оглашенным повелевается покинуть храм и совершаются две ектении о верных – по тому же порядку, как и на полной литургии.

Церемонию Великого входа, во время которого св. Дары переносятся с жертвенника по солее и вносятся царскими вратами вновь в алтарь и поставляются на престол, сопровождает гимн “Ныне силы Небесные “ (см. выше). Во время выноса св. Даров из алтаря верующие преклоняют колени. После окончания Входа вновь читается молитва св. Ефрема с поклонами.

Следует просительная ектения “Исполним молитву нашу Господеви…”, по окончании которой хор или народ поет молитву Господню “Отче наш”.

Так же как и на полной литургии, священник после возгласа “Святая Святым” раздробляет св. Агнец, который был напоен св.

Кровью после освящения на предшествовавшей полной литургии и влагает частицу его в чашу с вином. Таким образом, вино в чаше смешивается с Кровью Христовой.

Существуют две различные точки зрения относительно того, следует ли после этого вино в чаше считать в полном смысле Кровью Христовой или только освященным вином. В греческой Церкви вино в чаше после смешения почитается Кровью Христовой, поскольку считается что оно освящается смешением.

Св. Симеон Солунский писал : “…В священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину Литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились и чтобы священник, по чину Литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши…

Желая кого-нибудь приобщить Тайн без Литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим Животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на Литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной Литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святого Духа, но причастием и соединением с Животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию”.

Однако в Русской церковной традиции преобладает другой взгляд. Поскольку над вином не читалась освятительная молитва, оно не является Кровью Христовой. Поэтому в Русской Церкви не принято за литургией Преждеосвященных даров причащать младенцев, которых причащают за полной литургией только Кровью Христовой.

Источник: https://www.pokrow.de/2018/02/22/liturgiya-prezhdeosvyashhennyx-darov-osobennosti-bogosluzheniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector