В настоящее время множество людей обратились к православной церкви, и это, конечно, радует. Но с другой стороны, новообращенные не знают всех тонкостей церковных обычаев и правил поведения в церкви.
Поэтому им надо где-то почерпать свои знания, и эта статья — в помощь новообращенным. В ней будет рассказано о том, как правильно писать записки. Как известно, они бывают двух видов: о здравии и об упокоении. На некоторых приходах принято самим писать записки, даже для молебнов и сорокоустов.
Так выглядит бланк записки.Все хотят иметь крепкое здоровье и желают его своим близким, поэтому одно из главных прошений на молитве — о здравии своем и своих родных.
По учению православной церкви таинственным образом Господь знает каждого человека лично, и знает того, о котором возносится молитва.
Поэтому фамилии и отчества не пишутся в церковных записках. Надо просто написать имена тех людей, которым мы желаем здоровья и долгой жизни.
Во всех записках имена надо писать только в родительном падеже! Например: Татьяны, Ольги, Иоанна, Василия и т.д.
Молебен о здравии
Если имена встречаются схожие, как в мужском роде, так и в женском (например, Александр и Александра, Евгений и Евгения), то желательно для уточнения указать в скобочках — муж. или жен.
Конечно, можно и дома поминать своих родных на молитве, просить у Бога им здравия, но церковная молитва считается выше и важнее. Кроме того, записки читаются священнослужителями в алтаре перед Престолом Божиим. За тех людей, имена которых написаны в записках, совершается бескровная жертва в алтаре.
Божественная литургия состоит из нескольких частей, на которых вспоминается земная жизнь Спасителя. Начинается эта служба с проскомидии, на которой священник вынимает частички из просфоры, называя те имена, которые написаны в записках.
При этом священнослужитель просит Бога простить грехи этих людей, живых или умерших. Затем эти частички опускаются в Святую Чашу. Это и есть — бескровная жертва.
Поминовение на Литургии бывает также сугубое:
- Обращение к Богу поможет излечиться от болезни.об исцелении тяжко болящих (называется «Врачу душ и телес»);
- благодарственное (благодарение Бога за какое-либо событие, исполнение просимого);
- благословение на всякое доброе дело (перед началом важного предприятия);
- о путешествующих;
- о мире и т.д.
Для таких особых прошений также пишутся записки с именами тех людей, за которых просят. Есть различия в том, как писать имена взрослого человека и маленького ребенка. До семилетнего возраста церковь называет человека «младенец», от семи лет до четырнадцати — отрок, от четырнадцати лет — уже раб или раба Божия.
Поэтому если пишется имя ребенка до семи лет, надо перед именем сделать пометку — «мл» (что значит — «младенец»), если пишем имя ребенка от семи лет до четырнадцати, то делается пометка — отр. (значит — «отрок» или «отроковица»).
Слова раб Божий или раба Божия перед именем писать необязательно. Если пометки не будет перед именем, значит, батюшка поймет, что поминается взрослый человек. Иногда можно поставить перед именем пометку «бол.», это значит, что имеется ввиду болящий человек (смотрите на фото образец такой записки о здравии). Но и это делать совсем не обязательно.
Для сорокоустов в церкви имеются особые бланки, на которых сверху написано «сорокоуст».
Это поминание отличается от обыкновенного тем, что имя человека, указанное в записке, будет поминаться на Божественной Литургии в течение сорока служб, т.е. сорок раз будет вынута частичка с поминанием о здравии этого человека.
Также есть в церкви годовые поминания, т.е. имя человека будет поминаться на молитве в церкви в течение всего года. Для таких поминаний тоже имеются отдельные бланки. Если же таких бланков нет, то на обычной бумаге можно сверху написать: «годовая» или «сорокоуст».
Но обычно такие пометки делают работники церковной лавки, надо просто им объяснить, какое поминание заказывается.
Еще есть поминание о здравии на специальных молебнах.
Молебны бывают:
- о здравии;
- благодарственный;
- перед начинанием всякого дела;
- о путешествующих;
- перед родами жене;
- об отроках, плохо учащихся;
- о примирении находящихся во вражде и др.
В записках на молебен тоже пишется имя человека, о котором надо помолиться. Вид молебна указывается самостоятельно сверху на записке, или это напишет работник церковной лавки (смотря на то, как это принято в отдельно взятом приходе).
В церкви поминаются имена только крещеных людей в православной церкви, т.е. прошедших Таинство Крещения. Некрещеных людей следует поминать дома, но в церкви подавать за них записки нельзя.
Об упокоении
Православное учение о загробной жизни гласит, что после смерти каждая душа получает соответственную участь, которую заслужила во время земной жизни. За многие грехи человек может отправиться в ад, но всякую душу можно вымолить после смерти. Молиться об усопшем должны живые родственники и знакомые. Именно поэтому в церкви подаются записки об усопших.
Поминание усопших в церкви бывает нескольких видов:
- Записка об упокоении подается на всех православных крещеных людейна проскомидии;
- на панихиде;
- чин отпевания;
- лития;
- на Литургии во время ектеньи об усопших.
На проскомидии поминание тоже бывает нескольких видов:
- годовая;
- сорокоуст;
- обычная обедня.
Подавая записку в церковь об умерших родственниках, надо уточнить, какое именно поминание имеется в виду (панихида или проскомидия и т.д.). После смерти сразу обычно служится лития или панихида, на третий день уже можно служить отпевание (в некоторых случаях покойника можно отпевать сразу же).
Лития — это сокращенный вариант панихиды. Обычно на третий, девятый и сороковой день служится панихида или лития.
Отпевание — это главная заупокойная служба, при которой священником читается молитва о разрешении души от тела (разрешительная молитва).
В церкви не разрешается поминать некрещеных усопших и самоубийц. За них нельзя подавать записки в церковь, но можно молиться за них дома. Это касается и умерших без крещения младенцев.
Также существуют особые дни для поминовения усопших, они называются «родительскими субботами». Таких дней в году несколько (Дмитриевская родительская суббота, Троицкая и т.д.). В этот день принято служить литии на кладбище и в церкви, а также подавать продукты для поминания.
Если неизвестно, был ли усопший крещен, и это невозможно выяснить, то лучше не подавать за него записки в церковь, а поминать дома.
Если покойник не был отпет, то прежде чем подавать за него записки, лучше заказать заочное отпевание.
Отличие простой и заказной записки
Простая записка обычно читается в народе во время ектеньи о живых и об усопших, она не попадает в алтарь. Заказная же обязательно читается в алтаре, при этом вынимается частичка на проскомидии за этого человека, имя которого указано.
Заказные записки бывают:
- годовая;
- сорокоуст;
- обедня.
Обедня — записка читается один раз и один раз вынимается частичка. Сорокоуст — поминание бывает в течение сорока служб, годовая — имя поминается в течение года.
Как рисовать крест на записках
Обычно сверху на записках рисуется восьмиконечный крест, на некоторых бланках он уже имеется. На самом деле рисовать его совсем не обязательно.
Имена в записках
Что делать, когда хочется помянуть в церкви всех родственников? Обычно в простой записке указывается любое количество имен. Иногда даже приобретаются специальные книжечки — помянники, куда вписываются имена всех родственников и знакомых.
В заказных записках можно писать ограниченное количество имен. Обычно это — пять или шесть имен.
В записках на молебен надо указать: какому святому его отслужить.
Можно заказать молебен Господу Иисусу Христу или Пресвятой Богородице. Ниже перечисляются имена людей, о которых возносятся прошения. Например: благодарственный молебен Господу Иисусу Христу о Николае.
Если молебен нескольким святым, то надо писать их на разных записках.
Имена людей в записках надо писать в том варианте, который написан в святцах. Т.е. не «Наташи», а «Натальи», не «Ивана», а «Иоанна», не «Полины», а «Аполинарии», не «Прасковьи», а «Параскевы».
На самом деле, правила написания церковных записок не так уж сложны. При затруднениях можно обратиться в церковную лавку, где все объяснят и помогут. Самое главное, это — желание помолиться за своих близких.
Источник: https://verovat.com/pravila/kak-napisat-zapisku-v-tserkvi.html
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
Как правильно написать записку?
— Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее — «О здравии» или «О упокоении». В нашем храме есть уже готовые бланки красного цвета — «о здравии» и синего — «о упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10 — 15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Нужно четко писать окончания имен, которые носят и мужчины и женщины: Александра (мужчина) и Александры (женщина), Валентина и Валентины и т.д. Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
— До 7 лет ребенок — младенец, с 7 до 14 лет — отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
— К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося».
Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится.
Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы».
В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
За кого нельзя подавать записки?
— Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
— Во время проскомидии — приготовительной части Литургии («проскомидия» — по-гречески «приготовление»), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.
Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
— В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
— Сорокоуст — это сорокадневное поминовение во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. В нашем храме сорокоуст принимается только об упокоении новопреставленных и кроме литургии, также поминается на панихиде. Сорокоуст можно заказать там, где в храме продают свечи (свечной ящик) только за крещеных православных христиан.
Что такое годовое, полугодовое поминовение?
— Кроме записок об однодневных поминовениях, в нашем храме принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год. Имена записываются в поминальный синодик и братия храма в течение указанного срока за каждой литургией молится об этих людях.
Что такое вечное поминовение?
— Это поминовение в течение всего времени, пока существует храм или монастырь. В нашем храме таким поминовением является «Именной кирпичик».
Что такое «именной кирпичик» и как его купить?
— «Именным кирпичиком» в нашем храме называется вечное поминовение о здравии или о упокоении, но только по воскресным и праздничным дням.
Если Вы приобретаете в нашем храме «именной кирпичик», то на одном из кирпичей будет написано имя человека для которого Вы приобретаете кирпич, Вам дадут свидетельство на «именной кирпич» и имя записывается в специальный синодик. Кирпичи с написанными на них именами идут на строительство храма.
Приобрести «именной кирпичик» можно в храме за свечным ящиком или в церковной лавке.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
— Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери — это будет полезно и для нее, и для ребенка.
Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться. В нашем храме каждый четверг в 17:00 служится молебен «для будущих мам».
Источник: http://www.newmartyros.ru/articles/kak-napisat-zapiskuo-zdraviio-upokoenii.html
Правила оформления записок «О здравии». Первые шаги в храме — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот
Записки прочитываются во время проскомидии, и за каждое имя вынимается частица из просфоры, которая опускается в Святую Чашу. Также они прочитываются на ектении (после чтения Евангелия).
- Записка начинается с изображения восьмиконечного креста и заглавия «О здравии».
- Указывать в записках можно лишь имена людей, крещённых в Православной Церкви.
- Имена в записках полагается писать в столбик разборчиво (желательно печатными буквами), в родительном падеже (отвечающими на вопрос «кого?»)
Записки «О здравии», «О упокоении» и «Молебен» в храме «Большое Вознесение» Павел Петров, CC BY-SA 3.0
При поминании священнослужителей их имена пишутся первыми, при этом указывается их сан (полностью или в сокращении): протоиерея (протоиер., прот.), иерея (иер.), протодиакона (протодиак.), диакона (диак.).
Затем пишется свое имя, имена, родных и близких. Необходимо указывать то имя, с которым человека крестили. Имя должно писаться в церковной форма.
Пример некоторых имён:
|
|
|
|
- Также перед именами могут использоваться следующие слова:
- мл. — младенца (ребёнок до 7 лет)
- отр. — отрока (ребёнок до 15 лет)
- бол. — болящего
- в. — воина
- путеш. — путешествующего
- заключ. — заключённого
Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/8821-pravidla-oformleniya-zapisok/
Как правильно подавать и писать записки в храме
Когда вы заходите в храм, то видите людей, пишущих записки. Что же такое «записка в церкви» и зачем она нужна?! Перечень и пояснение видов записок в церкви. Что такое простая записка, заказная записка, сорокоуст, поминовение. Как правильно писать записку в церкви?! Какую записку в церкви лучше подать.
Вы знаете и понимание, что в храме молятся. Так вот, подавая записку, за людей, указанных в записке, будет молиться в храме священнослужитель.
Записки или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими в свечной ящик (там где свечки продают). На записках обязательно изображают святой крест. Записка обычно должна содержать не более десяти имен.
Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких, то подайте несколько записок.
Когда лучше подавать (написать) записку в церковь?!
Вообще, записку лучше писать при каждом посещении храма. Но можно писать и по случаям…:
— Обязательно надо подавать записку в дни рождения и крещения вашего ребенка.
— При болезни, госпитализации, операции, подготовке к родам
— При случае, если люди впали в грех: пьянство, воровство, блуд и т.д.
За кого можно подавать записки в церкви, а за кого нельзя?!
— нельзя подавать записки о здравии за некрещенных. Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка? Нет, так как ребенок ещё не крещен, лучше подать записку о здравии крещеной будущей мамы.
— нельзя подавать записки за упокой за некрещенных, самоубийц (если нет специального разрешения)
— нельзя подавать записки за тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться не нужно, они сами уже молятся о нас.
Как правильно оформить и написать имена в записке в храме?!
— Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»): Александра, Петра, Екатерину… Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли). Опытные прихожане указывают имена людей, данные им при крещении.
— в записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы (кроме церковных), степени родства.
— можно использовать следующие слова перед именами за здравие: воина (военный) болящего (болящ.), путешествующего (путеш.); заключенного (закл.), беременной (непраздной) (непразд.). До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок (напр «мл.
Сергия» или «отр. Евгения»).
— если подаём записку о здравии священника, всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока или монаха.
— можно использовать перед именами за упокой: «убиенный», «новопрествленный» (не прошло 40 дней со дня смерти)
Сначала пишут записки о здравии. Записки в церкви за здравие бывают:
- простая записка о здравии. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения.
- заказная записка о здравии. (Сверху записки надо написать «заказная») Священнослужитель повторно упоминает людей в молитве перед престолом.
- записка на Проскомидию. За людей будут молиться во время самой главной (сильной с молитвенной точки зрения) службы – Литургии.
- молебен. (Сверху записки пишем «молебен Луке Крымскому о здравии») Священнослужитель в храме совершит молитву за людей из записки определенному святому, которого вы укажете.
Например совершит молебен Николаю Чудотворцу за путешествующих или Пантелеймону либо Луке Крымскому за болящих.
Что такое сорокоуст и как его заказать? Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии (или об упокоении) во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв, т.е.
священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
+ Что такое годовое, полугодовое поминовение? Поминовение (молитва) за людей в течении полугода либо года.
Оно бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и священнослужители храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).
Записки об упокоении.
Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.
простая записка об упокоении. Священник упоминает имена из записок при молитве во время Богослужения.
Сорокоуст – это сорокадневное поминовение об упокоении души во время Литургии (кто не читал сначала напоминаю, что сорокоуст бывает и о здравии).
Что такое Постовая записка. Записка в Дни Великого Поста (на Великий пост) — это время особой молитвы и время особого поминовения усопших. Особой формой молитвы за усопших является Постовая записка. Такие записки священники читают на протяжении всего поста до Среды Страстной Седмицы.
что такое записка панихида? Панихиды принято совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и т.д. Если вы заказали панихиду, вам желательно самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником.
Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.
Источник: http://kosma-saratov.cerkov.ru/2016/02/29/kak-pravilno-podavat-i-pisat-zapiski-v-xrame/
Подаем записки правильно
ПОДАЕМ ЗАПИСКИ В ХРАМЕ ПРАВИЛЬНО.
«…Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (святой апостол Иаков, соборное послание — 5 гл., 16). Много полезного может сделать молитва за ближнего своего, сказанная с усердием и от чистого сердца.
Но нет молитвы, которая была бы так сильна, как молитва церковная, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Упоминание имени, совершаемое во время богослужения — особый вид молитвы. Так мы заботимся о здравии и душевном спасении близких и о блаженном упокоении усопших.
Чтобы такая молитва о них была принесена, необходимо подать церковную поминальную записку.
Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения.
Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.
Казалось бы, что подать в храме записку просто… Возьми листок и напиши имена. Однако часто на этом шаге у многих возникают вопросы. Когда? А как? Как написать правильно? Попытаемся ответить на эти вопросы. Главное — в записках для поминания пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. Записки на молебен можно заказать перед его началом, либо заранее. Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий) или накануне вечером.
Имена положено писать разборчивым почерком в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Владимира, Тамары, Веры… Неправильно писать: Любовь, Елена.
Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете. Имена писать полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п. Все имена должны быть даны в церковном написании.
Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуни, но Евдокии, не Лели, но Елены, не Фени, а Феклы или Аграфены и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д.
Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя.
В случае созвучности женских и мужских имен (например, Александр-Александра, Евгений-Евгения, Валентин-Валентина) после написания имени нужно указать (ж) – женщина или, соответственно, (м) – мужчина, чтобы не вводить в сомнения священнослужителя, например: о здравии Александра (м), Александры (ж). Монахинь часто нарекают мужскими именами, поэтому во избежание недоразумений лучше написать полностью (например: игумении Михаилы, инокини Николаи).
Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Октябрина, Ким и др. Рустам – такого имени в святцах нет.
А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином. Октябрина – такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.
Поминая священника, мы не должны писать в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха). Очень часто встречаются в записках имена святых.
Мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя святых не стоит. Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж.
Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью.
Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Мария, старец Николай.
Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью. Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.
Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещеных младенцев.
Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещеных младенцах.
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
- —первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана: патриарха …., митрополита …., архиепископа …., епископа …., протопресвитера …., архимандрита …., протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея …., архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона …., диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) …., послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
- далее следует имя вашего духовного отца — священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
- затем перечисляются детские имена: младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет; отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
- теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян: сначала мужские имена, а затем женские: ваши родители; свое имя; имена членов вашей семьи, близких и родных; имена ваших благодетелей; если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
- — по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу «Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.
- В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):
- воина; болящего — (болящ.); путешествующего – (путеш.); заключенного – (закл.); беременной (непраздной) – (непразд.).
- Дополнительная информация, которую вы можетеуказать в записках «Об упокоении»:
- новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п); приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату) обычно обозначают в записках сокращенно п/п: — день смерти, — день именин — и день рождения усопшего; воина.
Источник: http://strelica.cerkov.ru/podaem-zapiski-v-xrame-pravilno/
Образцы записки о здравии и о упокоении: как ✍ написать правильно
Простая | Также называется обедня. Алтарник – помощник священника упоминает имена из записки во время молитвы на алтаре. |
Заказная | Имена также поминаются на проскомидии, но читает сам священник и добавляется чтение Сугубой Ектеньи – Особого Прошения. Существует нескольких видов:
|
Особая | Имена читаются с добавлением прошения (о болящем, о воине и т.д.), упоминание имен по 4 раза: на проскомидии, Литургии при Ектеньи и дважды на молебне. |
С молебном | Особое Богослужение Господу, Богородице или иному святому. Бывает в виде прошения или благодарности. Подается молебен только о живых. |
Простая | Имена усопших поминаются на проскомидии во время обычной Литургии. |
Заказная | Поминовение усопших длится не единожды, а более продолжительно в зависимости от вида записки:
|
Панихида | Заупокойная треба, служится после Литургии. Вписываются имена только крещеных. |
Отличие простой и заказной записки
Основное отличие в способе поминовения. Простая записка влечет тихое упоминание имен в алтаре, а имена из заказной оглашаются во всеуслышание.
Имена, указанные в простой записке, поминаются дважды:
- На проскомидии – особом священнодействии, включающем бескровную жертву. Священник подготавливает малую просфору – тело Господне и вино – кровь Христову. Во время литургии зачитываются имена с бумажки, каждое сопровождается молитвой. Из просфоры вынимаются частички – по одной на имя и омываются кровью Господней – так душа очищается от грехов. Если записок много, в проскомидии принимают участие несколько священников.
- После Таинства причащения – по внесению в алтарь Святой Чаши священник читает молитву о прощении грехов, а после высыпает в кровь Христову (вино) все частички, вынутые при поминаниях за день. При соприкосновении с Телом и Кровью на поминаемых снисходит божественная благодать и помощь в спасении.
Упоминание имен из заказной записки повторяется еще трижды:
- При чтении Сугубой Ектеньи – после чтения Евангелия имена из бланков гласно произносятся диаконом, вместе с тем священник читает молитву, просит о милости, спасении и посещении, о здравии и жизни, ему вторят верующие. Молятся о том, чтобы Господь услышал их, одарил Благословением. Завершается чтение троекратным возгласом «Господи помилуй!»
- В молитве перед престолом священник также громко проговаривает все имена.
- При служении молебна – в зависимости от вида (просьба или благодарственный) в обращении к Богородице и Господу священнослужитель и верующие просят о милости либо благодарят за полученные блага.
Чем отличается молебен от записки о здравии
Записка о здравии предполагает простое упоминание имен во время основной службы в храме. Имена пишутся в столбик, и священнослужитель перечисляет их при литургии.
Молебен – это особое Богослужение, которое включает обращение к Богу. При заполнении записки на молебен необходимо помимо имен указать Святого, которому возносится молебен (Спасителю, Божией Матери или почитаемым святым), указывается вид молебна (благодарственный или треба – просьба).
Следует указать, водосвятный молебен или нет – в первом случае совершается малое освящение воды, которая после будет раздаваться верующим.
Где взять бланки
Обычно поминальные бланки можно взять в самой церкви в лавке со свечами. Вверху бланка изображен восьмиконечный крест, ниже надпись «о здравии» или «о упокоении».
Если специального бланка нет, допускается писать имена на простом листе, предварительно оформив его, начертив крест и указав назначение.
Можно распечатать готовый образец бланка, или составить его самостоятельно. СКАЧАТЬ БЛАНКИ
Правила заполнения записок о здравии
Как правильно написать записку о здравии ребенка, девы, беременной женщины
Перечисляются полные имена в родительном падеже, рядом с каждым дописываются необходимые дополнения:
- беременная женщина – «непраздная». Подавать записку о неродившемся ребенке нельзя, звучание в молитве имени женщины с уточнением «непраздная», подразумевает прошение за двоих – матери и будущего дитя;
- дети – младше 7 лет «младенец» или «младеница», до 14 – «отрок» или «отроковица».
Образец записки «О здравии»:
При незнании или сомнении в верном оформлении сверьтесь с образцом у свечного ящика, или спросите совета у служителя церкви.
Имена в записках
Указывать в записке необходимо крестильное имя в полной форме. Например, Сергей записывается как Сергий, Алексей – Алексий. Посмотреть церковную форму имени можно по Святцам, или спросить у священнослужителя.
Если у человека редкое имя (Октябрина или Артур), допускается написание светской формы. Однако на будущее уточняется крестильное. Фамилия и отчество не нужны.
Перечислять имена следует в столбик, начиная с духовного отца. Важно написать записку разборчивым почерком.
В каком падеже пишутся имена в поминальной записке
Все имена пишутся в родительном падеже (о здравии кого? – Елены, Петра)
Последовательность упоминания имён
- Начать следует с человека, напутствующего советами и молящегося за вас либо духовного отца. Если священнослужащий одарил благословением или советом, его именем начинают записку, указав сан.
- Далее пишут членов семьи, включая и свое имя.
- После идут имена друзей и знакомых.
- В последнюю очередь упоминаются недоброжелатели и враги, молиться за них предписал Господь.
Многие опасаются упоминать неприятных людей, находясь в неведении относительно истинного значения такой молитвы.
Мы просим Бога даровать им смирение и отречение от дурных замыслов.
Кого нельзя упоминать в записках
Просить Господа можно о крещенных. Невоцерковленных допускается упоминать при молитве в уединении.
Недопустимо вписывать:
- Самоубийц, их поминовение возможно в домашних молитвах. Исключением является самоубийство, совершенное в невменяемом состоянии. В этом случае нужно медицинское подтверждение душевной слабости в момент смерти и благословение архиерея.
- Неверующих людей, убежденных атеистов.
- Имена причисленных к лику святых.
Если по неведению или по иной причине подана записка с именами самоубийц или некрещеных, следует прийти на исповедь и покаяться.
Кого можно упоминать в записках
Подавать прошение о молитве в храме можно за каждого воцерковленного человека. Просить о здравии можно за родных и друзей, приветствуются имена священнослужителей и духовных наставников. Также обязательно вписывается собственное имя.
Внимания заслуживают имена врагов: молиться о здравии недоброжелателей нужно так же часто, как о себе.
Сокращения в записках
Ранее указывались лишь титулы духовных лиц (митрополит «митр.», епископ «еп.» и прочие). Затем появились уточнения перед именами военнослужащих «в.», детей «мл.» или «отр.» и болящих «бол.».
Современные записки часто наполнены лишними сокращениями, на прочтение которых священник тратит много времени.
Уточнить статус человека можно при необходимости, например, если беременность проходит непросто. Так мы молимся сразу за обоих – мать и дитя.
Некоторые имена требуют уточнения «муж.» или «жен.», например, в записке о здравии Евгения или Валерия.
о правилах молитвы в церкви и дома.
Как рисовать крест на записках
В самом верху бланка посередине изображается восьмиконечный крест, с поднятым вверх левым концом нижней перекладины. Это символ разделения праведников и грешников.
Правила заполнения записок о упокоении
Оформление схоже с бланком о здравии, однако, ниже восьмиконечного креста пишется «о упокоении». Далее перечисляются имена усопших – полная церковная форма, в родительном падеже.
Много писать на одном бланке не следует, достаточно перечислить 10 человек.
Очередность не имеет значения, но рядом с именем указывается «новопреставленный» — если не прошло 40 дней со дня кончины, «приснопамятный» — для поминовения в значимый для усопшего день (день рождения или день ангела).
Указывать обстоятельства смерти (например, «убиенный») не нужно, это не имеет значения. Допускаются подобные уточнения в случае необходимости замолить грехи и даровать прозрение виновному в смерти.
Приписывать «воин» и прочие уточнения надлежит лишь для прошения о молебне.
Как часто следует подавать записки для поминания
Душа умершего человека также жива, поэтому следует неустанно молиться о ее благополучии.
Поминать усопших нужно ежедневно, но если нет возможности подавать записки каждый день, достаточно делать это на 3, 9 и 40 дней после смерти. После необходимы ежегодные поминовения.
Помимо перечисленных дней, прошение об упокоении подают в особенные дни – именины, Родительские субботы.
Чем чаще живые вспоминают об усопших, тем благостнее душам на Небесах. При отсутствии возможности прошения в записке, молятся дома.
- отпевание;
- сорокоуст – для новопреставленных;
- годовые и полугодовые поминания;
- поминания в Великий пост;
- панихиды на 3,9, 40 день или лития;
- литургия (проскомидия, обедня, Ектенья).
Молебны осуществляются после отпевания. Если неизвестно, был ли усопший отпет, подают прошение о заочном отпевании.
Когда и как подавать записки
Записки желательно подавать ранним утром или поздним вечером, чтобы имена были упомянуты при ближайшем богослужении. Обращаться с прошением о поминовении следует до начала или по завершении литургии, прерывать службу и передавать записки запрещено.
Просить о поминальной молитве не следует во время таинства причастия, после начала обряда крещения или венчания, при помазании елеем.
Записки принимаются в церковной лавке, там же можно взять бланки.
Нельзя писать и подавать прошения в спешке. Молиться надлежит в умиротворении и с полноценным вниманием, впуская переживания в душу.
К кому стоит обратиться в церкви
Как правило, в церковной лавке стоит специальный ящичек, в который опускаются заполненные записки. Если ящичка нет, отдайте бланк служащему лавки. Перед началом службы принятые записки передаются в алтарь.
Иногда обращаются напрямую к священнослужителю с просьбой помолиться о родных или иных рабах Божьих и отдать бланк с именами. Обращение к батюшке о благословении не повторяется дважды.
Если есть человек, молитвам которого верите, можно и его попросить помолиться за близких.
Некоторые церкви принимают записки через сайт. Онлайн-заполнение выполняется по тем же правилам.
Источник: https://vsereligii.info/hristianstvo/duhovnaja-zhizn/kak-pravilno-napisat-zapisku/
Храм в честь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА село Любовниково
Зачем в церкви подают записки о здравии и о упокоении? Как правильно их написать?
Записки или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими за свечной ящик (место при входе в храм, где продают свечи и оформляют требы) перед началом Божественной литургии – главного богослужения Православной Церкви, совершаемого в утреннее время.
Записки передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая, – поминая – их, вынимают при этом частицы из просфор (небольших двухчастных хлебцев с изображением креста).
В конце Литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия Благодать.
Поминовение за Божественной литургией – особый вид общецерковной молитвы; заказывая его, мы наилучшим образом заботимся о здравии и душевном спасении наших близких и о блаженном упокоении усопших.
При написании записок следует соблюдать определенные правила.
Писать можно лишь церковные имена (данные при Крещении) крещеных в Православной Церкви; при этом в поминовениях о упокоении нельзя писать имена покончивших с собой. Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест.
Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды храма. Кроме имен поминаемых, в записках допускаются следующие уточнения: перед именами священнослужителей пишется их сан (причем вместо слова «священник» пишется «иерей»); дети до 7 лет именуются «младенец», старше 7 лет – «отрок» или «отроковица»; военнослужащие именуются «воин», усопшие до наступления сорокового дня – «новопреставленный». Перед именем поминаемого о здравии больного пишется «болящий», перед именем скончавшегося насильственного смертью – «убиенный».
Все эти слова можно писать в сокращенном виде. Подавать записки следует заранее, до начала Божественной литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента – Херувимской песни («Иже херувимы…»).. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
МОЛЕБЕН
Молебны Бывают благодарственные, водосвятные (соединённые с чином освящения воды), с акафистом — с чтением особого Богослужебного последования, прославляющего праздник, чудотворную икону Божией матери или святого угодника Божия.
На молебне мы обращаемся к Богу, Пресвятой Богородице, ангельским силами святым. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым по желанию прихожанина. Болеем ли мы? — Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? — На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? — Выслушем чин благословения в путешествие.
Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? — Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? —
Будем служить благодарственный молебен. Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых — водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово… Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая богослужение, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой. По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение — молитва о болящих и служение молебнов по обету).
Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым.
Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах. Записки на молебен оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии»), а далее пишутся имена обычным порядком.
По серьезной необходимости можно не присутствовать при служении молебна, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. . Записки можно подавать только с именами крещеных людей.
За близких людей, которые, к сожалению, не являются православными христианами, Вы должны от всего сердца молиться дома, подавать милостыню, можно поставить за них свечу перед иконой, но еще раз повторим, в общецерковной молитве их имен поминать нельзя.
ПАНИХИДА
Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Обычно она совершается после молебнов.
Панихиды принято совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в другие дни. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
«Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.
Если вы заказали панихиду, вам желательно самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником.
Источник: http://lubovnikovo.prihod.ru/firststepscategory/view/id/22699