Молитва когда все очень плохо в жизни и ничего не получается

— Владыка, мы с Вами уже говорили: молитва — это наше общение с Богом, для христианина она должна быть необходимой как дыхание. Но мы знаем и из собственного опыта, и из опыта наших читателей, у которых много вопросов на эту тему, что научиться молиться и любить молитву очень трудно. Даже святые говорили: молиться — значит кровь проливать; молитва требует труда до последнего дня человека… Владыка, почему молиться бывает так трудно?

Как молиться, чтобы Господь услышал?

 

Молитва когда все очень плохо в жизни и ничего не получается

Действительно, молитва —это труд, об этом говорили многие святые. А русский народ сложил очень точную поговорку: самое трудное на свете — это Богу молиться и старых родителей кормить.

Почему же молиться трудно, хотя многие святые имели навык постоянной непрестанной молитвы? Надо напомнить себе, что такое молитва. Это предстояние Богу, можно сказать, разговор с Богом, общение с Ним. А что нужно для того, чтобы в нашей обычной жизни постоянно хотеть общаться с человеком?

Любить его…

— Совершенно верно. Например, вот жених и невеста —они все время хотят общаться друг с другом, 24 часа в сутки. Потому что есть любовь, влечение друг к другу.

Так и с Богом: должно быть стремление к Нему для того, чтобы молитва не была нудной обязанностью.

Знаете, как иногда говорят: «вычитал правило»? Как будто яму копал… Конечно, молиться постоянно, живя в миру, сложно, но, по крайне мере, можно обращаться к Богу часто и с любовью.

Я вспоминаю свою юность, когда я просто бежал в храм. Знаю и других своих ровесников, тех, кто приходил в Церковь еще в советское время. Для нас это было самым главным, что может быть на земле, и заслоняло абсолютно всё: и учебу, и работу, и какие-то семейные связи.

Мы буквально «утреневали» ко храму (как сказано в молитве: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему»), то есть с самого раннего утра постоянно хотелось быть в храме, видеть, слышать то, что там происходит.

Я помню это чувство, до сегодняшнего дня память о нем в моем сердце.

Такое живое чувство к Богу должно быть у человека для того, чтобы ему хотелось молиться. Но, конечно же, оно есть не всегда. Человек —существо крайне непостоянное, и даже когда он достигает в своей жизни каких-то вершин, потом у него бывают периоды охлаждения и падения.

Но память о том, что было — о прежних вершинах, будь то отношения с Богом или людьми — должна согревать человеческое сердце, когда пик чувств постепенно проходит. Тогда вместо охлаждения будет ровное горение, и потом оно будет разгораться все ярче.

Есть ведь такие случаи, когда супруги, прожив друг с другом многие десятилетия, в конце своей жизни любят друг друга ничуть не меньше, а наоборот, даже сильнее, глубже, чем это было в юности.

Примерно такие же отношения могут быть у человека с Богом. Возможно, кому-то этот пример покажется не совсем корректным, но он понятен. Не надо забывать, что общение человека и Бога — это общение двух личностей, и оно требует того, чтобы человек постоянно возгревал, подпитывал свои чувства памятью о тех моментах, когда Господь Сам являлся человеческому сердцу.

Вообще, каждый человек, который ходит в храм,— я в этом глубоко убежден — хотя бы однажды увидел Бога, почувствовал Его близость и еще здесь, на земле, испытал то чувство, о котором говорил апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

Память об этом дает человеку силы, когда приходит охлаждение.

Когда одна из духовных чад жаловалась в письме святителю Феофану Затворнику на свою холодность, на то, что она никак не может молиться, хотя еще вчера радовалась всему и Бога благодарила, он ответил так: посмотрите за окно — вчера солнышко светило, а сегодня дождик пошел. Это не зависит от нас с вами. Так же, говорит, и в человеческом сердце — то одно состояние, то другое. Но нужно научиться претерпевать периоды охлаждения, уныния, забвения о Боге и вновь к Нему возвращаться.

— Владыка, мы хотели бы задать Вам вопросы о молитве, которые есть у многих прихожан наших храмов. «У меня сложная жизненная ситуация. Молюсь, но она не разрешается, а становится все хуже. Что делать, как молиться, чтобы Господь услышал?» — спрашивает Сергей.

— Молиться надо неотступно. Но кроме того, нужно обязательно разбираться в ситуации, пытаться понять, почему она так складывается. Ведь иногда Господь хочет он нас, чтобы мы в чем-то изменились, чтобы мы потрудились сами.

Допустим, мы просим Бога о чем-то, и Он ставит нас в такие обстоятельства, в которых мы можем волю Божию исполнить, сделав что-то своими собственными руками. Господь очень редко действует в человеческой жизни напрямую, с помощью какого-то явного чуда.

Обычно люди исправляются людьми же.

Поэтому, я думаю, Сергею и тем, кого волнуют похожие вопросы, надо прежде всего очень внимательно разобрать эту сложную ситуацию, может быть, посоветоваться с кем-то из духовно опытных людей, чтобы понять: в чем именно моя вина в случившемся? Что я могу изменить не в окружающих людях, а в самом себе? И если мы что-то в себе изменим, то и ситуация после этого начнет меняться.

— Еще вопрос, скажем так, о действенности молитвы: «Хотел бы выяснить важные для меня вопросы. Как лучше (эффективней) исполнять молитвенное правило: мысленно или вслух? Если вслух, то шепотом или громко? К какой интонации при этом стремиться: церковной или своей собственной? Игорь»

Вообще, подходить к молитве с точки зрения «эффективности» неправильно. А исполнять правило нужно так, чтобы это было наиболее полезно для нас. Все мы люди очень разные: у нас разные навыки, привычки, характеры. Кому-то удобнее читать про себя, кому-то вслух.

Главное,чтобы тексты молитвословий, которые мы читаем, проходили через наше сердце, наше сознание. А темп молитвы, способ ее произнесения зависят от того, как человеку легче ее воспринимать. Лично у меня есть одна проблема с юности: в свое время я прочитал множество книг и читаю очень быстро.

Скажем, молитвенное правило (три канона с акафистом) я могу прочитать про себя минут за пятнадцать, причем вполне осознанно. Поэтому, когда я служу, я всегда произношу молитвы вслух для того, чтобы это было чуть медленнее.

Другой человек, может быть, наоборот, вслух читает по слогам, и ему удобнее читать про себя.

Что касается интонации, которую Игорь называет церковной (это чтение на одной ноте, спокойное, без эмоциональных всплесков),—я думаю, она предпочтительнее, потому что так человек лучше привыкает и к чтению в храме, ему потом легче в нем разбираться.

Такое чтение в церкви на самом деле является более правильным, потому что в словах молитвословий должна звучать сама молитва, а не наши личные эмоции.

Хотя относительно домашнего правила повторю — все это очень индивидуально и не имеет большого значения, лишь бы молитва была понятна человеку и проходила через его сердце.

— «Около десяти лет я молюсь и обращаюсь со своими нуждами к святой Матронушке. Просила, конечно, о земном: здоровья, замужества, чтобы дочь на бюджетное отделение поступила и т.д.

Потому что еще перед смертью она сказала: “Все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях”. Я слово “скорби” понимаю как земные трудности, проблемы, печали, неудачи. Но в лекциях богослова профессора А.

И Осипова говорится, что мы неправильно молимся, прося земные блага. Мы должны молиться, просить помощи в избавлении от грехов. А когда избавимся от греха, то Господь, видя наши нужды, Сам даст необходимое. Я теперь в сомнениях: и Матронушке верю, и профессору А.И.

Осипову тоже верю. Поясните, как правильно молиться? Надо ли исповедоваться в том, что просила о земных благах? Ангелина»

Нет, каяться в этом не надо. Профессор Осипов говорит о высоких вещах. Но мы пока живем в этом мире, и поэтому нас беспокоят, в том числе, и вещи житейские, о которых Вы пишете. Я всегда в таких случаях вспоминаю эпизод из жизнеописания преподобного Амвросия Оптинского.

Однажды к нему пришла крестьянка из соседнего села и пожаловалась, что у нее мрут индюшата. И старец слушал, сочувствовал, объяснял ей, что и как делать. Крестьянка ушла утешенная.

Было ли такое отношение правильным? У каждого есть какие-то нужды и скорби, и я думаю, что это нормально, когда человек обращается с ними к Богу.

Другое дело —и здесь я согласен с профессором Осиповым, сам часто об этом говорю,—чтонаши отношения с Богом ни в коем случае не должны ограничиваться только вот этим «дай, дай, дай»… Если мы христиане, нужно, чтобы мы думали и о каких-то более глубоких вещах, сами старались что-то принести Богу в жертву. «Сыне, даждь ми твое сердце»,— говорит Господь. Он ждет от нас нашего сердца, думаю, что это важнее всего.

Поэтому при видимой противоречивости позиций, которые приводятся в письме, правы обе стороны. Просить у Бога земных благ можно, и в этом нет ничего ни преступного, ни плохого. Но ограничиваться только этим нельзя, потому что наша земная жизнь — это подготовка к вечности. Самое главное —спасение нашей души. Именно этого надо просить у Бога и самим делать все, что от нас зависит.

Молитва когда все очень плохо в жизни и ничего не получается— Еще один вопрос из числа тех, что часто можно услышать: «Говорят, чтобы понять волю Божию, надо помолиться. А как правильно молиться и как понять, что ответ действительно от Бога?»

Есть такое правило: следовать тем обстоятельствам, в которые Господь тебя поставляет. Особенно если человек от сердца помолится и попросит Бога о помощи. А вообще надо во всех жизненных ситуациях руководствоваться Евангелием, и тогда ты исполнишь волю Божию, потому что в Евангелии воля Божия о нас совершенно четко определена.

— Следующие несколько вопросов, Владыка, опять об охлаждении в молитве. Это очень распространенный недуг… «Если сердце на молитву не отзывается уже продолжительное время, с этим надо смириться и принять? Например, молятся в храме, а я хочу, но не могу, а потом молитвы даже начинают раздражать: “Сколько же можно одно и то же?..” Ирина».

Читайте также:  Поминальные дни в 2020 году: какого числа у православных - календарь

— Нет, смиряться с этим не надо, а нужно, как сказано у святителя Феофана Затворника, которого я только что цитировал, это состояние как-то переждать. В древнем Патерике есть интересный эпизод.

Один новоначальный монах спрашивает более опытного: что делать, если нет желания молиться, наоборот, расслабление, уныние пришло? Старец советует: вставай, пересиливай себя, пытайся разогреть свое сердце. Монах жалуется, что не получается.

Тогда, говорит старец, возьми свою мантию, завернись в нее и спи.

Этот совет, хоть он и выглядит шутливым, на самом деле очень мудрый. Потому что иногда бывает так, что человеку нужно просто прийти в себя, взять паузу.

Но ни в коем случае не соглашаться с таким состоянием, а, отдохнув, постепенно возвращаться к молитве.

И здесь, как я уже сказал, очень важное значение имеет память о том периоде, когда человек молился и был услышан Богом, когда ощущал единение с Ним, Его близость.

— «Уже много лет читаю вечерние и утренние молитвы, но встаю на правило с огромным трудом. Чем бы ни заниматься — лишь бы не молиться… Как изменить свое отношение к молитве, как полюбить ее? Татьяна»

Бывает, что человек просто, что называется, осуетился, то есть обычные дневные заботы и хлопоты заняли слишком большое место в его жизни. Но при этом остался такой рудимент: надо встать на молитву утром и вечером.

Конечно, когда живого отношения к Богу нет, через какое-то время этот рудимент начинает раздражать: ну зачем, спрашивается, тратить время на то, чтобы одни и те же слова повторять, когда сердце молчит? Нужно опять же остановиться и разобраться в себе.

Причина всегда в самом человеке.

Еще бывает, что человек перестает молиться, держать пост, ходить в церковь, когда его образ жизни становится далеким от христианского.

Мы ведь какие? Согрешили в одном, в другом, в третьем — но нам ведь тяжело, и времена такие, все так живут… Все мы знаем этот набор самооправданий.

И постепенно, когда накапливаются какие-то недостатки, грехи, может быть, даже пороки, молиться становится невозможно. Попытки молиться вызывают только отторжение.

Причиной может быть все что угодно. Поэтому Татьяне и всем, у кого похожее состояние, надо подумать, разобраться в себе, в своей жизни и постараться внести коррективы. Тогда человек снова сможет молиться внимательно.

— Вы как-то говорили, Владыка, об опыте непрестанной молитвы. Но эти дела, хлопоты, о которых пишет наша читательница, они же не всем мешают молиться, по слову преподобного Серафима Саровского, который говорил, что молитва делу не помеха?

— Непрестанная молитва — это все-таки делание монашествующих, да и то не всегда в наше время это встретишь. В миру к этому стремиться не надо, но молиться часто можно и нужно.

Знаете, есть непрестанная молитва, а есть ее противоположность —непрестанная суета… Вот эту непрестанную суету надо все-таки отодвинуть в сторону. Кроме того, молитва — это память о Боге.

И хорошо приобрести такой навык: вот я хожу, разговариваю, что-то делаю —и все время помню, что есть Бог, Он над всеми моими делами. А обычно мы живем так, как будто Его нет, и вспоминаем о Нем редко. На самом деле, надо о Нем помнить всегда.

— «Подскажите, пожалуйста, как правильно поступать, если во время молитвы в голову лезет все что угодно, кроме самой молитвы… Читала два совершенно полярных мнения: перестать молиться, так как Бог все равно такую молитву не слышит,— или понуждать себя, молиться через силу. Инна»

Останавливаться ни в коем случае не надо, следует понуждать себя.

Чтобы восстановить внимание на молитве, можно время от времени делать такое упражнение: когда вы читаете правило и вдруг понимаете, что внимание «улетело», надо вернуться назад и читать уже со вниманием.

Это сложно, и не нужно это делать постоянно, но пробовать надо, чтобы наладить в себе навык внимательного чтения.

Еще у того же святителя Феофана есть замечательный ответ на похожий вопрос. Одна из его духовных чад спросила: «Иногда я понимаю, что постояла на молитве и ничего в моем сердце не шевельнулось. Что делать?». Он ответил: «Тогда встаньте перед иконами, перекреститесь, вздохните, и скажите: “Господи, я не смогла Тебе сегодня принести мое сердце, прими от меня хотя бы ноги”».

Он много говорит в своих письмах, что надо приучаться держать себя в порядке, быть собранным. Например: вот ты лежишь на диване, вспомни, что это неправильно, и вместо этого сядь, как полагается, выпрямись. Такие вроде бы мелкие внешние вещи помогают человеку держать себя в необходимых рамках, потому что, когда мы эти рамки упраздняем, мы растекаемся, теряем свою собранность.

А без этого многое невозможно, не только Богу молиться например, учиться. Посмотрите, многое из того, что мы говорим о молитве, можно сказать студенту, который не умеет учиться, потому что там точно то же самое: нет внимания.

Поэтому многое в жизни человека изменится, многое станет делать легче, человек будет достигать больших успехов, если он настроит себя на правильную внимательную молитву.

Хочу посоветовать авторам этих вопросов и всем нашим читателям обязательно прочитать книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это ответы на подобные вопросы в форме писем.

А тем, кто любит читать и не боится толстых книг, я рекомендовал бы собрание писем святителя Феофана, в которых содержатся исключительно глубокие, очень ценные, вполне современные материалы.

Святитель отвечает на вопросы своих духовных чад, которые не так уж отличаются от тех, которые задаются сегодня. В свое время мне самому эти книги очень помогли.

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/kak-molitsya-chtoby-gospod-uslyshal

Вопросы священнику. Об унынии

Я устала от жизни: все так плохо. Почему Бог меня не слышит?

Господь нас любит, и Он постоянно ждет от нас молитвы, обращения к Своему Отцу. Как-то пришел к священнику человек и говорит: «Батюшка, на душе так неспокойно, так тяжело… » — «А ты попробуй хоть одну минутку за 24 часа уделить Богу».

— «Как это? » — «Встань перед иконами или у окна, пли на улице и скажи: «Господи, как прекрасен мир, так велик, что умом человеческим его не постичь. А каков же Ты, Господи? И как Ты все разумно устроил! Сколько людей, — все разных лиц и характеров, и все неповторимы. Даже отпечатки пальцев у всех разные! Сколько животных, птиц, насекомых, цветов, растений…

И все это неповторимо… Ничего постоянного нет, все меняется, растет, изнашивается, стареет, умирает, рождается… Как велика Твоя премудрость, Господи! Ты дал нам не только плоть, дал и душу! Сколько чувств у нас: и разум, и свободная воля, и любовь, и страх, у многих — и вера. Вот я стою пред Тобой и не признаю Тебя за Творца. Ты — все для меня, а я — все для себя.

Господи, прости же меня, ибо я хуже всякого скота неблагодарного. Любое животное исполняет заповедь, данную ему Богом. Собаке никто ничего не говорит, а она знает свою работу: сидит у будки, дом сторожит, даже гуси дают знак, когда чужие на двор идут… Все служат своему хозяину… А человек — разумное существо — не признает своего Творца, одичал, ушел, заблудился…

Господи! Дай мне веру крепкую, разумную, дай мне покаяние, зрение грехов своих, даруй мудрость, если Тебе угодно, чтобы я прославлял Имя Твое Святое во все дни жизни моей».

Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния?

Чтобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться… А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному.

Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся… Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам неотчего бежать из этого мира.

Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство. Порой бывает, проживет человек долгую — 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения.

Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.

Можно ли скорбеть, не унывая?

Уныние — это смертный грех. Вот, умер у вас родственник, будет естественно для вас поскорбеть о нем. Но в это состояние далеко входить нельзя, потому что после долгой сильной скорби начинается уныние.

Вот, звонит одна наша матушка, говорит, что у нее большая скорбь — умерла сестра. Я ей: «Ну, поскорби немножко, но в уныние впадать не надо. Если бы не билось — не ломалось, то куда бы все девалось? Все люди рождаются и умирают». У меня мама умерла на руках.

Я причастил ее, и она через час отошла, я сидел рядом. Ну, зачем я буду плакать? Я знаю, что она с покаянием, после причастия умерла — наоборот, надо радоваться, что человек отстрадал, отмучился здесь на земле.

Некоторые могут подумать: «Какое у него жестокое сердце! » Конечно, была скорбь, но рассудил, что лучше радоваться ее благой кончине, чем плакать.

Как избавиться от уныния?

Читайте также:  Святые места в Москве, помогающие исцелению

Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает.

Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, — благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние.

Особенно часто в унынии тот, кто нераскаян в грехах — душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: «А я каюсь! » Каяться на словах, одним языком — это мало.

Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра «вымытая свинья снова идет валяться в грязи» (2 Петр. 2,22).

Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна. Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь.

Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого.

Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо…

Наш путь христианский — ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: «Всю жизнь ты болтал — теперь хватит! Принимайся за дело — читай молитву. Не хочется? Заставлю! »

Если уныние только пришло, только началось — открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить — если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает — и бес сразу отойдет.

И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить. Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа — сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий.

Он уперся руками в косяки двери и вскричал: «Господи, до чего бесы обнаглели — уже из келий насильным путем вытаскивают!» Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: «Господи, что же Ты не помогаешь? » А Господь и говорит ему: «А ты ко мне не обращаешься.

Как только обратился, Я тебе сразу помог».

Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: «Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери.

А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке и конь рванул в сторону — бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив». И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его…

Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед.

Как мне быть: сын унывает, говорит, что плохо на душе. Ему 13 лет…

Надо матери, отцу и всем окружающим покаяться в грехах. Этому мальчику тоже надо исповедоваться, у него тоже есть грехи.

Недавно я был в п.Талицы, там несколько колоний, где содержатся люди, преступившие закон. Мы там исповедовали человек 25 и после приезда оттуда стали получать письма. Пишут, что после встречи долго не расходились, все говорили, что в их жизни многое изменилось. Один пишет: «Мне так хорошо после исповеди стало! Все миллионеры мира могут позавидовать мне.

А ведь я заключенный, а они — на свободе». Другой пишет: «Три года не получал писем от родных. После исповеди получил письма сразу от всех. Посмотрел на конверты — дата отправления на письмах одна — день моего покаяния». Душа человека примирилась с Богом, души родственников это почувствовали и обратились к ближнему. У этого человека ушло уныние. Так и этот мальчик.

Когда все покаются, то и ему станет легче. Покаяние творит чудеса.

Источник: http://www.homutovo.ru/questions/q_quest_123.html

Если духовная жизнь сошла на «нет»: что делать?

Наследник

Мы, люди, так устроены, что то, что однажды нами уже освоено, начинает казаться нам как бы не важным или не интересным. Мы всегда стремимся к новому.

Это, в общем, очень оправдано с точки зрения жизни обычной, потому что, если бы каждый раз, когда мы утром ехали на работу, думали о том, как нам доехать, и затрачивали те же усилия, что затрачиваются в первый раз, мы ни о чем другом по жизни думать и не могли бы. То есть, осваивая какой-то вид деятельности, какую-то эмоциональную и даже духовную сферу, наш мозг и наша душа стремятся сделать следующий шаг.

Когда человек приходит к Богу, в Церковь, он для себя находит множество совершенно новых, не познанных, не известных для него вещей. Он с жадностью погружается в это новое.

Например, осваивает чтение утренних или вечерних молитв, учит церковно-славянский язык, изучает богослужение, читает Священное Писание, выстраивает отношения с духовником, пытается бороться с грехами и жить в соответствии с заповедями Божиими.

На все это у него уходит, естественно, колоссальное количество усилий. Возникает известное в православной среде состояние неофитства. И еще долго, хотя человек уже не является неофитом, он все равно продолжает открывать для себя все новое и новое, неизведанное.

Например, если он уже достаточно изучил литургику, он еще плохо знает историю Церкви, например. Если он научился бороться с грехом чревоугодия, то ему еще предстоит борьба с осуждением, или с похотью, или с унынием.

Но однажды наступает некоторый предел, когда все уже известно на каком-то уровне. И не только с точки зрения информации, когда ты что-то новое для себя открываешь. Ты уже знаешь, что происходит с твоей душой. Ты научился, пусть на базовом уровне, контролировать помыслы. Ты научился бороться с грехами, ты научился немножко молиться.

При этом какое-то дальнейшее продвижение начинает требовать очень больших усилий. То есть, если мы читаем Жития святых, особенно жития подвижников, преподобных отцов, то мы можем удивляться: «Ничего себе, люди такую жестокую аскезу принимали! Они, действительно, всю свою жизнь полагали на усилия духовные.

Неужели невозможно без этого обойтись?»

Если мы нарисуем график, где по горизонтали будут располагаться наши усилия, а по вертикали – результаты, мы увидим интересный момент.

В начале графика при незначительных усилиях результаты будут очень высокими. Потом идет постепенный спад.

Чем дальше идет график, тем больше усилий необходимо прикладывать для достижения хоть каких-то результатов. Линия графика становится практически горизонтальной.

Представим, ты вышел на какой-то результат: например, матом ты уже не ругаешься, но не раздражаться у тебя не получается научиться. Или привык поститься без мяса, но при этом ешь по 3-4 тарелки постной картошки.

Это все внешние вещи. Когда мы говорим про вещи духовные, все становится сложнее. Не будем же мы считать время, потраченное на молитву.

И как понять, сколько кротости, терпения и смирения в душе прибавилось?

Но не двигаться человек не может. Что-то освоенное теряет свой первоочередной статус и значимость, становится неважным и неинтересным. Например, человек поначалу может получать громадное удовольствие от самого процесса чтения на церковно-славянском языке.

Как ребенок, который научился читать, он читает и радуется: как же здорово, что буквы складываются в слова, слова в предложения, все звучит! А потом это становится рутиной, делается на автомате. Надо делать следующий шаг. А следующий шаг сделать очень сложно.

На мой взгляд, это та проблема, с которой человек обязательно сталкивается лет через 10 после начала духовной жизни: кто-то раньше, кто-то позже, начала духовной жизни.

Что же делать? Вопрос сложный. Необходимо какое-то побуждение, понуждение. Часто Господь приходит на помощь: серьезные жизненные обстоятельства (болезни, смерти, финансовые затруднения, увольнение с работы) человека побуждают. Когда человек оказывается в уязвимой ситуации, душа раскрывается навстречу Богу, – и в духовной жизни есть шанс сделать новый виток.

Что можно назвать духовной жизнью? Можно ли к ней отнести, например, чтение церковной литературы? Это занятие нельзя в полной мере отнести как к духовной жизни, так и к мирской.

Если ты любопытный, интересующийся человек, то чтения церковных тебе хватит надолго. Сначала будет освоен Катехизис, потом история Церкви, потом изучены правила и особенности Богослужения, потом начнется вкапывание в догматическое Богословие.

Это не духовная жизнь, но интересы и устремления будут сосредоточены на церковных темах. И все-таки, это не панацея.

В замечательном произведении К.С. Льюиса «Расторжение брака» это хорошо описано: во время экскурсии из ада в рай участникам предлагается остаться в раю навсегда, – и один богослов отказывается по той причине, что в аду у него осталась незаконченной дискуссия по одному важному богословскому вопросу. Интерес к духовной тематике еще не есть духовная жизнь.

Духовную жизнь видно по плодам: любви, радости, миру, долготерпению, благости, милосердию, вере, кротости, воздержанию. Это слова апостола Павла из его послания к Галатам, где он описывает, что такое плод духа (Гал. 5:22-23).

И жить духовной жизнью, двигаться вперед очень сложно. Живя в миру, мы оказываемся связаны законами мира. Даже монахам сложно уступать и быть кроткими по-настоящему. А чтобы жить в миру, чтобы чего-то в жизни добиться, необходимо прилагать хоть какие-то усилия.

Мир захлестывает, навязывает, диктует. Поэтому это действительно сложно. А самое главное: нет учителей-наставников. Очень важно искать для общения людей, которые живут духовной жизнью.

Читайте также:  Когда Татьянин день в 2020 году: какого числа

Потому что «с преподобным преподобным будешь», «со избранным избран будешь», а «со строптивым развратишися». «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых».

Нужно питать душу светлыми образами, нужно действительно бороться с теми страстями, которые видишь, не опускать руки, не говорить: «Ну ладно, пусть так будет. Что ж, я такой раздражительный — потерпите мою раздражительность».

Мне часто доводилось встречать людей, которые десятилетиями живут в Церкви, при этом говорят: «Ну, вот я такой». То есть человек смиряется с тем, что он такой. Больше того, оправдывает себя, иногда даже гордится какими-то негативными своими качествами.

Верующий человек, если он просвещенный верующий, хорошо понимает и чувствует Идеал. Он понимает, каким он должен быть.

И, по-хорошему, он должен к достижению этого Идеала очень стремиться. Мы так устроены: когда есть идеал, начинаем к нему стремиться.

Когда нам не удается этого идеала достичь, первым делом включается то самое самооправдание: «Ну ладно, это невозможно. И так неплохо».

Человеку очень сложно жить в состоянии, когда разница между идеалом и тем, что он из себя представляет, слишком велика. Это хорошо проявляется, когда человек впадает в серьезные грехи.

Не важно, воровство это или блуд, или еще что-нибудь: то, что он считал для себя недопустимым, то, что он всегда осуждал в людях и презирал. Совершив такой грех, поначалу человек очень мучается и страдает: «Как же так? Как я мог? Нужно исправиться!» Если исправиться не удается, человек начинает говорить: «Ну и ладно».

И либо идеал куда-то далеко засовывается, либо человек начинает видеть себя приукрашенно, находит для себя все новые и новые оправдания.

По-настоящему духовной жизнью жить очень сложно. Живут ею единицы. Но хотя бы какое-то движение в этом направлении надо пытаться осуществлять. Потому что, если мы хоть как-то не барахтаемся, мы сползаем вниз очень серьезно.

Чтобы барахтаться, нужны силы, нужен пример. Не случайно Церковь с первых времен считала идеалом жизнь общиной. «Что есть добро или что красно еже жити братии вкупе». Одному очень сложно.

Даже если семье удается жить духовной жизнью, нужно искать духовного общения и вне ее.

Если духовная жизнь потеряна или сходит на нет, ни в коем случае нельзя унывать. Нужно все равно дергаться и искать какие-то варианты.

Даже если ты усилия прикладываешь, а ничего не происходит – хоть все твое существо и протестует против бессмысленной, как ему кажется, работы.

Например, человек ходит в храм по воскресеньям, а ничего не происходит в его духовной жизни. Он не получает внутреннего подтверждения, что ему это надо.

Что значит подтверждение? Вот сходил человек в храм и набрался сил на неделю, появилась легкость на душе, он успокоился, страсти поутихли. Он понимает: да, мое посещение храма по воскресеньям реально приносит мне пользу — не сходил в храм, и все наперекосяк пошло. В такой ситуации человек понимает, зачем ему ходить в храм.

Понимает даже не умом — просто чувствует, что ему это важно, нужно. А бывает, ходит-ходит, а ничего не происходит. Человек начинает лениться. Уже не каждую неделю ходит в храм, потом еще реже.

Причащаться перестает, молиться перестает: «Бог все равно не слышит мои молитвы, зачем я буду молиться?» Он может и не произносить этих слов, все происходит на уровне чувств.

Мы всегда делаем то, что нам кажется, чувствуется важным. Если мы чего-то не делаем, мы перестаем чувствовать, что это важно. Например, откладываем молитву или прекращаем поститься. В такой ситуации важно искать оживления духовной жизни: прочитать книгу, посмотреть фильм, пообщаться с людьми.

Если посещение храма не дает ощущения нужности, не надо продолжать тупо приходить и ощущать пустоту. Надо взбодриться, что-то поменять: съездить в паломническую поездку, записаться на евангельский кружок, на катехизические беседы походить, договориться и серьезно поговорить с батюшкой (а не ограничиться стандартной исповедью).

Необходим творческий подход к себе и к своей жизни.

Это как со здоровьем. Что вы делаете, если здоровье пошатнулось? Начинаете думать: надо записаться к врачу, сдать анализы, поискать врачей по знакомым, чтобы специалист хороший был. Вы беспокоитесь и начинаете действовать. То же самое и с духовной жизнью: надо начать действовать.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/esli-duhovnaya-zhizn-soshla-na-net-chto-delat

Молитва меняющая жизнь к лучшему

Молитва, чтобы все было хорошо — популярный текст, который часто используют для самых различных целей.

Причем имеют место как общие молитвы о благополучном исходе того или иного дела, так и молитвы, чтобы все было хорошо в конкретном, узком смысле.

Молитва — большая сила, меняющая самый неблагополучный предполагаемый исход часто в противоположную ожиданиям сторону. Каждый искренне молящийся человек может повлиять на ту или иную ситуацию с целью ее изменения.

Молитва — общение с самим Господом и Его святыми. Бог видит сердце каждого человека, ему ведомы тайные устремления человека.

Он может предугадать, как то или иное действие человека отзовется на других людях и, что самое главное — как оно откликнется в душе самого молящегося.

Если Бог ведает, что человеку полезен успех, Он дарует его всякому искренне молящемуся и желающему изменить жизнь к лучшему (как свою, так и жизни других людей).

Если же успех лишь навредит — не упорствуйте и не идите к гадалкам, возможно, Вы пока не готовы принять благодеяния, приготовленные Господом. Нужно время — так иногда бывает, не все можно получить мгновенно и легко.

Абсолютно нормальным и естественным является желание, чтобы судьба наша и близких, дорогих нам людей, складывалась удачно. Нужно не только прикладывать для этого все усилия в обычной жизни, но и укреплять уверенность молитвой к Господу.

Порой сложно бывает побороть смущение и стеснение — просите у Бога помощи, как просили бы помощи у своего отца или матери: Бог ведь и есть наш Небесный Отец. Не огорчайте его, не ходите к гадалкам и ведуньям, не колдуйте ради достижения своей цели.

Отдельным, частным случаем молитвы о том, чтобы все было хорошо, является молитва о успехе в ведении бизнеса — деле очень сложном и ответственном. Учитывая негативные факторы и дефекты системы, которые приходится преодолевать, сложно сохранить здравый рассудок и уверенность — если не подкреплять духовные силы молитвой.

Просите Господа об избавлении от всевозможных проблем — любую ситуацию можно изменить к лучшему.

Молитесь каждый день о исходе того или иного мероприятия, и просто о процветании и успехе дела. Не забывайте благодарить Бога, творя богатую милостыню, разделяя большой доход с большим количеством нуждающихся людей — и успех Вам будет обеспечен.

С недавних пор российские предприниматели получили своего особого покровителя — преподобного Иосифа Волоцкого. Ему можно и нужно молиться каждый день о процветании и успехе бизнеса — независимо от его масштабов и прочих факторов.

Молитва Иосифу Волоцкому

«О, преблаженне и преславне отче наш Иосифе! Ведуще твое великое к Богу дерзновение и ко твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас (имена) светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего безмятежно прейти и пристанища спасения неблазненно достигнути. Се бо, суетными порабощени суще, грехолюбиви же и немощни от обышедших нас зол. Ты явил еси неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем. Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование, еже о бедствующих милосердствовати. Темже убо ныне, к тебе прибегающе, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражеских защити; препитавый гладом погибающия, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и раскола и смущений молитвами твоими огради, да тожде мудрствуим вси, единым сердцем славяще Святую Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Если Вас преследуют неудачи, причиной которых являются люди — просите о помощи и заступлении святителя Николая Угодника, Мирликийского Чудотворца. Этот замечательный святой прославился многими чудесами, совершенными Господом по его святым молитвам, а особенно же — защитой и покровительством обделенных.

Молитва Николаю Чудотворцу

«О святителю Христов Николае!Святой Никола.
Услышь нас, грешных рабов Божих, молящихся тебе,
и моли о нас, недостойных, Создателя нашего и Владыку,
милостивого к нам,
да не воздаст нам по делам нашим, но по Своей благодати воздаст нам.
Избавь нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас,
и укроти волны страстей и бед, восстающих на нас,
да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть,
и не погрязнем в пучине грехов и в тине страстей наших.
Моли, святителю Николае, Христа Господа Бога нашего,
да подаст нам мирную жизнь и прощение грехов,
душам же нашим спасение и великую милость,ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Все, кто потерпел незаслуженную обиду от людей, имеют своим защитником и предстателем перед Престолом Божиим святителя Николая — он никогда не оставляет в нужде и обиде верных чад Христовых.

Как молиться правильно?

Чтобы изменить жизнь к лучшему — нужно меняться самому. Становиться каждый час, каждый день немного лучше, не позволять унынию и злобе откатывать нас назад, стараться не раздражаться, не злиться и не завидовать.

Обязательно нужно молиться не только о своем успехе, а просить Бога и Его святых угодников также о благополучии своих родных, близких, друзей, не только друзей, но даже (более прочих) врагов своих нужно прощать и молиться о них! Так заповедал нам Господь, и мы, в меру своих скромных сил должны стараться соответствовать.

Не применяйте магию и колдовство для достижения успеха и положительных изменений в жизни.

Это оскорбляет Господа и влечет самые недобрые последствия для Вас и Ваших близких, которые в этом участвуют.

Источник: https://felomena.com/molitva/vse-horosho/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector