Вероника хотела осторожно подойти ко Христу и коснуться рукой Его Святой одежды. Она была просто уверена, что обязательно получит исцеление от своей давней болезни.
Вероника подошла сзади и коснулась одежды Иисуса.
«…И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».
Каждая женщина в церковной жизни рано или поздно задается одним вопросом, можно ли молиться при месячных дома? Очень часто, чтобы найти ответ на этот вопрос, многие девушки обращаются за советом к священнику.
Можно ли женщинам молиться и ходить в храм во время месячных вызывает у всех различные точки зрения. В Ветхом и Новом завете это трактуется по-разному
В ветхом завете женщина в период критических дней не имела права на посещение церкви и даже молитвы дома
На этот счет у всех разные точки зрения. Большее количество священников не считает, что в критические дни женщина не может не молиться.
Ведь женщины, как мужчины молятся Богу каждый день. Но существуют и такие священники, которые считают, что женщина во время критических дней должна воздержаться от молитвы.
В Ветхом завете женщина в критические дни не могла ходить в храм и даже читать молитвы дома.
Смотрите также статью Можно ли читать акафист сидя
Для начала следует обратиться к истории Ветхого завета. В нем говорилось, что женщина, у которой начались месячные, имеет запрет на посещение храма, а также на чтение молитв.
Также в Ветхом завете сказано и то, что женщина с менструацией, вообще не должна показываться на люди (Лев. 15; 19).
Почему нельзя? Так считалось потому, что в эти дни женщина была нечистой, а в святое место заходить нечистой нельзя.
Поэтому женщине запрещалось:
- посещать храм Божий;
- исповедоваться;
- пить святую воду;
- есть просфору.
Также можно предположить, что посещения церкви запрещались в критические дни, по причине того, что в древние времена женщины не пользовались средствами личной гигиены, как сейчас. И поэтому была опасность того, что женщины могли испачкать пол своей кровью.
В новом завете женщине нельзя было запретить ходить в храм по причине естественных природных процессов
Но в Новом завете все совсем по-другому. Здесь Иисус Христос пересмотрел это правило, и сказал, что если к нему придет человек с чистой душой, то он воскреснет вместе с ним. И даже болезни и смерть не будут иметь над ним какой-либо власти.
Также считалось, что нельзя женщине не ходить в храм, по причине естественных природных процессов, которые происходят в организме женщины каждый месяц.
Даже есть рассказ о том, что однажды ко Христу пришла женщина, во время естественных кровотечений, она взялась даже за подол его одежды. Господь же не отогнал ее, а выслушал и помог. Если рассмотреть более подробно эту историю, то женщину эту звали Вероника.
Святая мученица Вероника — во время своей болезни, женского кровотечения, дотронулась до края одежды Спасителя, после чего получила исцеление. Этот пример показывает женщинам, что критические дни не повод отказываться от молитвы и посещения храма
Она жила во времена земной жизни Иисуса Христа. Более двадцати своих лет она страдала тяжелым заболеванием — женским кровотечением. Это сильно истощало ее организм, и не один из врачей не могли ей помочь справиться с этой болезнью.
В народе она была изгоем, с ней никто не хочет даже просто поговорить. Потому что в то время, касаться женщины в ее нечистоте было категорические нельзя.
Вероника уже вовсе отчаялась, ведь столько лет она страдала.
Она потеряла всякий смысл на существование. Но однажды она увидела мимо проходящего Иисуса, и вспомнила, сколько о нем ходит всяких споров. Тогда в ее голове зародилась такая мысль, и она начала взвешивать все за и против. В конце концов, она решилась на отчаянный шаг, но ведь так сильно она хотела получить спасение от своей болезни.
Вероника хотела осторожно подойти ко Христу и коснуться рукой Его одежды. Она была просто уверена, что обязательно получит исцеление. Она пошла вперед, протискиваясь сквозь огромную толпу, которая окружала Спасителя.
На фреске изображен момент, когда Вероника дотронулась до края одежды Спасителя. Господь же не прогнал ее, а исцелил ее от болезни женского кровотечения, которым она мучилась более 20 лет
Вероника подошла сзади и коснулась одежды Иисуса.
- «…И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
- В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
- Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
- Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это…».
- «…Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».
После этого момента Вероника исцелилась от своей болезни.
Именно этот момент и важен во всей этой истории. Женщина коснулась одежды Спасителя в своей женской нечистоте, но он не отверг ее, не прогнал, а спас ее, исцелив от болезни, которая мучила ее на протяжении стольких лет.
В настоящее время в храм во время нечистоты ходить можно, но нельзя прикладываться к иконам, пить святую воду и есть просфоры
Поэтому в настоящее время месячные и церковь не такие дальние понятия. Конечно же, на вопрос, можно причащаться во время месячных? Ответ нет. А через сколько дней после месячных можно идти в храм?
Если вы чувствуете себя нормально, не ощущаете дискомфорта, то ходить в церковь можно. Вы можете зайти помолиться, поставить свечку, а также заказать молебен о здравии, или панихиду. Но нельзя подходить и прикладываться к иконам.
Ходить в храм во время нечистоты можно, но нельзя прикладываться к иконам, пить святую воду, есть просфору. Но дома можно читать молитвы и святые книги
Молиться дома во время месячных — можно, если женщина чувствует себя комфортно
Можно ли читать молитвы во время месячных дома? Конечно можно. Если женщина не может пойти в храм, она может почитать молитву дома перед иконами. Если вера человека крепка, то Господь услышит и обязательно не оставит вас.
Многие священники и сейчас совсем против того, чтобы женщина шла в церковь в критические дни. Здесь вам нужно решить самим, стоит вам идти или нет.
Во время месячных дома можно читать молитвы, но нельзя прикладываться и дотрагиваться до икон
Также многих интересует вопрос, на какой день после месячных можно молиться? На самом деле об этом не стоит задумываться, вы можете молиться каждый день, не зависимо от критических дней. Молитва — это обращение к Богу.
Молитва может быть произнесена в любом состоянии, самое главное, чтобы она шла от чистого сердца и была искренней.
Можно ли читать акафист во время критических дней? Можно, и не только акафист, можно читать Библию, жития святых, Евангелие, а также читать псалтырь.
В заповедях Божьих также говорится, что мольба дома во время критических дней никак не может считаться грехом, поэтому женщина может молиться в любое время, даже когда женщина больна.
Во время менструаций можно обращаться ко святым, в том числе и к блаженной Матроне Московской
Много женщин, молятся блаженной старице Матроне. Блаженная Матрона — одна из самых почитаемых святых в православии. Женщина обращаются к ней с молитвою — чтобы обрести верную покровительницу, исцеляющую от многих болезней, печалей, которая подарит надежду, терпение и мудрость.
К Матроне очень часто обращаются женщины, чтобы обрести верную покровительницу, исцеляющую от многих болезней, печалей. Во время критических дней Матроне можно молиться
Именно поэтому часто задают вопросы, можно ли к Матроне обращаться в период месячных? Обращаться, конечно же, можно, также как и читать молитвы. Но необходимо отказаться от прикладывания к иконе, это лучше сделать после окончания менструаций.
У многих довольно часто возникает одна проблема, когда после причастия начинаются месячные. Что в таком случае делать? На самом деле, эти события просто женские обстоятельства, и не стоит не о чем переживать.
Человек в это время все равно истинно и подлинно причастился Святых Христовых Таин. И это событие не должно лишать уверенности подлинно ли это причащение или нет.
Многие священники считают, что каждый человек должен пребывать в молитве каждый день
Теперь обратимся к словам священников, что они думают по поводу того, можно ли ходить в храм и молиться во время критических дней. Ответ священника иерея Сергия Осипенко:
«В молитве человек должен пребывать каждый день. Он получает благословение на день грядущий, благодарит за все события прошедшие.
Месячные никоим образом не влияют на этот процесс. Женщина может обращаться к Богу со своими проблемами, выражать благодарность, высказывать просьбы. Н
икто не вправе запретить спасать свою душу, если возникнет в этом потребность у самого человека».
Такие были и мнения святых отцов. Григорий Двоеслов писал:
«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли.
Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее.
- Почему же, если она с кровотечением
- могла коснуться одежды Господа и получить исцеление,
- женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?
- Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней,
- была права в своем дерзновении, почему то,
- что было позволено одной, не позволено и всем женщинам,
- страдающим от слабости своей природы?»
Григорий Двоесловов — считал, что не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли
Именно в этом мы и видим ответ, что женщина не может не ходить в храм и не молиться, по причине естественных природных условий. Ведь даже женщина не в чистоте своей смогла коснуться одежды самого Господа, поэтому из всего можно сделать вывод: женщина может ходить в храм, и также может молиться.
Источник: https://hranitel.club/459-mozhno-li-molitsya-pri-mesyachnyh-doma
Молитва при месячных
Заговор на менструальную кровь – одно из сильнейших воздействий. Применение такого приворота, по мнению многих эзотериков, может привести к плачевным последствиям. Заговор на месячную кровь воздействует по большей части на сексуальный аспект жизни. Плазма – самый сильный энергетический манипулятор. Подавление сознания жертвы приводит к необратимым последствиям:
- нарушения функций моче-половой системы;
- алкоголизм;
- преждевременное старение;
- раковые болезни.
Заговор на менструальную кровь может ослабить не только организм жертвы и исполнителя, но также привести к изменениям в жизни потомков.
Использовать месячную кровь для приворота рекомендуется только в самых крайних случаях, и только тогда, когда человек полностью уверен, что проведение обряда необходимо.
Действие таких ритуалов заканчивается через месяц, если привораживаемый человек силен, а в целом может действовать до 7 лет. Регулярное проведение таких обрядов может нанести существенный урон здоровью жертвы и того, кто делал приворот.
Нередко встречаются случаи, когда мужчина начинает ненавидеть, приворожившую его женщину. Субъект понимает, что не любит человека, но, тем не менее, жить без нее он тоже не может. Такие душевные терзания нередко доводят людей до суицида или попросту сводят с ума.
Эффективность приворота повышается в разы, если использовать кровь второго-третьего дня менструации. Заговоры для привлечения внимания мужчин проводятся в фазе роста луны. Именно в этот период наблюдается самый мощный выход энергии. В основном месячную кровь подливают в еду или напитки. Самое главное следить, чтобы эти угощения не отведал никто другой, кроме объекта вожделения.
Кровавое заклинание на фотографию
Для обряда можно воспользоваться фотографией
Для приворота мужчин, не обязательно проводить опаивание, можно воспользоваться фото. На снимке не должно быть посторонних людей, только возлюбленный, в полный рост. Кровь собирают на третий день менструации. Понадобится три капли. Проводится обряд в полночь.
Первую каплю следует капнуть на область сердца, и читать такие слова:
«Кровь моя по твоему телу теперь циркулирует. Только мой образ теперь твое сердце хранит, на других глядеть не велит».
Вторую капельку капают на лоб и говорят:
«Теперь только я буду жить в твоей голове. Только мною будешь грезить. Чего бы ни делал, от мыслей обо мне избавиться никогда не мог».
Третью капельку капают в область гениталий и говорят последнее заклинание:
«Тело мое станет для тебя магнитом. На других и смотреть забудешь».
После того, как кровь полностью высохнет, фото нужно сжечь и развеять пепел. Ритуал очень сильный, поэтому подействует почти сразу после того, как вы развеете пепел. Кстати, по возможности, лучше сделать это вблизи дома возлюбленного.
Использование живого биоматериала для проведения ритуалов
Менструальная кровь считается мертвой, поэтому очень часто использование таких приворотов для привлечения внимания мужчин приводит к летальному исходу. Живая кровь – биоматериал, взятый из пальца. Заговор на кровь из пальца вызывает сильнейшую сексуальную зависимость мужчины.
Кровь берется из безымянного пальца левой руки. Лучше всего действует вариант приворота с фото. В полном одиночестве, нужно взять снимок и положить перед собой. Для начала посмотрите на фото, подумайте о возлюбленном, представьте себе дальнейшую жизнь с ним.
После этого проколите палец и, прижав его к фото, начинайте читать заговор:
«Покрыла с головы до пят тебя кровь моя. Что бы ни делал, смыть ее не смог, так не избавиться тебе от меня. В голове и в сердце твое отныне буду только я. И ночью и днем мой образ будет вставать перед тобой. Как без крови жить человек ни один не будет, так и ты без меня не будешь».
Когда кровь высохнет, спрячьте фото, подальше от чужих глаз и рук. Если его кто-нибудь увидит, колдовство сразу же исчезнет. Снимок нужно продолжать хранить даже, когда главная цель будет достигнута. Можно использовать фотографию с изображением человека до пояса. В таком случае ритуал будет немного другим.
В таких случаях работа проводится с областью сердца. Для проведения действа подойдет любой четверг, главное чтобы в этот день не было никаких церковных праздников. Сделав прокол безымянного пальца левой руки, капните кровью на фото в область сердца, и проговорите такие слова:
«Откройся сердце раба Божьего (имя) и кладу в него сильное чувство ко мне. Как кровь моя всю жизнь будет во мне, так и ты будешь со мной, никуда не уйдешь»
В течение нескольких минут следует водить пальцем по фотографии в области сердца. Безымянный палец связан с Венерой, а в хиромантии – это палец сердца. Водя по снимку безымянным пальцем, вы будто прокладываете незримую нить между вашими сердцами.
Что говорят о таких ритуалах?
Отзывы тех, кто делал, как проводить приворотные ритуалы, самые разнообразные. Ясно только одно — все кровавые привороты несут определенные последствия. Порой это даже летальный исход жертвы. Снять приворот на женской крови можно, однако, придется обратиться к опытному магу за помощью. Многие из тех, кто делал кровавый приворот очень жалеют о своих действиях.
Приворотные обряды на мертвой крови приводят к духовному распаду, а затем и к физическому. Человек не чувствует любви, но его тянет к исполнительнице, он не может думать ни о чем.
Физическая близость не приносит радости жертве. Присуха на живую кровь, действует в двухстороннем направлении.
Если в первом случае исполнительница может разлюбить жертву и бросить мужчину, то во втором получается, как бы двойной эффект.
Закладывается связь между главными энергетическими центрами двух человек. Происходит двойная привязка. Исполнительница, автоматически наводит приворот еще и на себя. Теперь она будет ощущать все то, что чувствует ее избранник.
Заключительная часть
Все люди хотят быть любимыми. Односторонняя любовь далеко не редкость, а как известно, влюбленные люди способны на многое, особенно женщины.
Очень часто в попытках привлечь мужское внимание представительницы прекрасного пола используют любовную магию, а в частности привороты на менструальную кровь.
Кровь мощнейший биоматериал, который является энергетическим проводником и стимулятором.
Вот только кровь эта закладывает программу смерти, при попадании в чужой организм. В некоторых культурах женщинам даже запрещается находиться в церкви во время месячных.
Снять негативное влияние приворота не так просто.
Женщина должна понимать, что нельзя просто так привязывать к себе человека, а затем бросать, после приворотных действий жертва оказывается беспомощной и не может жить без исполнителя.
Возносить молитву к Господу можно любому человеку, включая женщин. Но есть много разногласий по поводу того, можно ли молиться во время месячных. Обсуждение данного вопроса берет свое начало еще со Старого Завета.
Исторические сведения
В заповедях Ветхого Завета говорилось о том, что женщина, у которой месячные кровотечения, не имеет права заходить в храм, читать молитву, а также показываться на люди. Было мнение, что любая болезнь, как и женское кровотечение считается нечистым. Именно поэтому запрещалось:
- посещать храм,
- целовать крест
- причащаться.
Объяснить такой запрет сложно, но можно допустить, что в древние времена женщины не пользовались средствами гигиены и была опасность в том, что они могут испачкать пол своей кровью.
В данное время все поменялось. В Новом Завете Христос пересмотрел такое правило и сказал, что если к нему придет человек с чистой душей, то он воскреснет вместе с ним. И никакие болезни, а также смерть не будут иметь над ним власти. Считалось, что нельзя запрещать женщине посещать храм, из-за естественных природных процессов в ее организме.
У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!
Есть рассказ о том, что однажды к Христу пришла женщина во время естественных кровотечений и взяла его за подол одежды. Он не только не отогнал ее, но выслушал и помог.
Молитва в период менструации
Если Вы себя нормально чувствуете и не испытываете дискомфорта, то можно сходить в храм и помолиться, а также поставить свечку. Но бывает такое, что женщина не желает посещать храм в этот период.
Можно ли молиться во время месячных дома? Бывает, что самочувствие женщины не позволяет ей посещать храм. В данном случае можно прочитать молитву дома перед образом. Если Ваша вера крепка, то Господь услышит молитву и обязательно не оставит Вас.
Но необходимо помнить, что священники бывают разными и многие до сих пор запрещают женщинам при месячных заходить в храм. Принимать решение стоит только Вам.
Источник: https://kolomna-ogni.ru/molitva-pri-mesyachnyh/
Можно ли причащаться и ходить в храм во время месячных?
«Удивило, что нельзя причащаться во время месячных! Может быть, и в храм нельзя ходить? Некоторые священники считают такой запрет суеверием. Кто прав?»
Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.
Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: “Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.
Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.
Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.
В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей.
Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить.
Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.
Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо.
Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения.
Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.
Источник: https://foma.ru/mozhno-li-prichashhatsya-hodit-v-hram-vo-vremya-mesyachnyih.html
О так называемой женской нечистоте
О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»
Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»
Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.
- Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…
- Как решить этот вопрос?
- Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.
В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.
Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины.
Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы.
Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.
Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!
Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.
Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).
Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).
Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).
В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов.
Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап.
Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.
Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.
Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.
Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.
Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:
«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.
Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…
Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.
…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:
«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли.
Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее.
Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».
То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.
- На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.
- Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.
- Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:
«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых.
Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется.
Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто».
«Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа.
Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».
По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.
А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».
Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.
Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:
Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.
Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.
Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.
Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?..
Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом.
Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?
Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?
Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.
Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».
Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов».
В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя.
Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.
Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.
Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.
Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.
Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.
Источник: https://azbyka.ru/parkhomenko/o-tak-nazyvaemoj-zhenskoj-nechistote.html