Житие протопопа аввакума: краткое содержание

Житие протопопа Аввакума – памятник русской литературы 17 века. Сам Аввакум, приступая к повествованию, признается, что «виршами философскими не обык речи красить» и пишет по благословению духовного отца – старца Епифания. Рассказ о жизни автора наполнен бытовыми подробностями, описанием страданий за православную веру, духовными наставлениями. Вот его краткое содержание.

Родился Аввакум в нижегородских пределах, в селе Григорове. Отец – священник Петр, мать – Мария, научившая сына страху Божию. Пресвятая Богородица дала жену «помощницу ко спасению» – сиротинушку Анастасию.

К двадцати одному году Аввакум был рукоположен во дьяконы, затем в попы и протопопы.

Однажды пришла к нему исповедаться девица, во многих грехах повинная. Разговаривая с ней, Аввакум сам разболелся. В горьком рыдании упал на землю. И в забытьи сердечные очи его узрели златые корабли духовных детей Луки и Лаврентия. Юноша с третьего корабля сказал: «Это твой корабль. Возьми его и плыви с женой, если просишь!» Начались с той поры «беды адовы».  

Аввакум – защитник сирот, вдов, блаженных, больных людей. Часто за это люди жестоко бьют его. Но каждый раз Бог милует его за крепкую веру. В Житии описан такой случай: злой человек Евфимий отнял у вдовы дочь.

Аввакум молил возвратить сироту домой и прогневал злодея. Тот пришел в церковь, бил батюшку и волочил по земле прилюдно. В другой раз трижды стрелял в него из пищали, но та не стреляла.

В конце концов отнял двор у Аввакума и пустил с семьей и новорожденным младенцем по миру.

В Москве рассказали об Аввакуме царю. Снова вернули его служить на старое место. Евфимий приехал на двор, стрелял из ружья, угрожал расправою. Ночью скрылся Аввакум. Злодея же Бог покарал, чуть не умер. Позвал Аввакума молиться за его здоровье, тот грешного на ноги поднял.

Аввакума поставили протопопом в Юрьевец-Повольской. Снова дьявол направил мужиков и баб бить батожьем и топтать батюшку. Спас воевода с пушкарями и домой увез.

Вскоре Никона провозгласили патриархом. Он стал хватать староверов, пытать и сажать в тюрьмы. Аввакума на патриаршем дворе посадили на цепь, затем отвезли в Андроньев монастырь и морили голодом морили. И явился к нему ангел, дал хлеба, щей похлебать и исчез.

Старовер не покорился патриарху Никону и был сослан с женою и детьми в Сибирь. В дороге протопопица родила. До Тобольска больная ехала в телеге.

Аввакум продолжал бранить Никона за ересь. Пришел указ дальше везти на Лену, затем в Дауры. Многое в пути пришлось пережить неистовому старцу: голод, холод, смерть детей, тонули не раз. И все это за старую веру.

Возвратился спустя много лет с семьей в Москву. И снова не смог молчать. Схватили его и повезли в Мезень, затем в Пустозерск. Посадили в сруб в земле и стражу поставили. А оттуда не возвратился неистовый старец.

← Простодушный
← Коэльо — Алхимик↑ РазныеГлуховский — Метро 2033 →
Эко — Имя розы →

Житие Протопопа Аввакума: краткое содержание

Источник: https://sochinimka.ru/kratkoe-soderzhanie/pereskaz/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe-kniga

Житие протопопа аввакума им самим написанное краткое содержание

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой.

Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии.Один раз Аввакум увидел у соседа мертвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума.

В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы, через два года в попы, а еще через восемь лет стал протопопом.

Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.Однажды к молодому священнику пришла на исповедь девица и начала каяться в блудных грехах.

Слушая ее, Аввакум сам ощутил «огонь блудный», зажег три свечи и, принимая исповедь, положил руку на пламя. И тут ему было видение: два золотых корабля, плывущих по Волге. Тогда этот начальник выгнал протопопа с семьей из дому.

Кормщики сказали, что это корабли Луки и Лаврентия, духовных детей Аввакума. Потом начальник отдал девицу матери, но после еще раз избил протопопа в церкви. Аввакум с женой и новорожденным младенцем пошел в Москву.

В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место.

Третий же корабль был разноцветный — это был корабль самого Аввакума. Он так и сделал, вернулся в разоренный дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял.

Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом.А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения.

Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его.

Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Все же протопопа изгнали с этого места, он пошел в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский.

Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил свое место.Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова.

Он повелел креститься тремя перстами и уменьшить число земных поклонов.

Узнав об этом, Иван Неронов сказал, что пришло время страдать.

Житие Протопопа Аввакума: краткое содержание

Краткое содержание книги Житие протопопа Аввакума им самим

Аввакум и костромской протопоп Даниил написали царю письмо о вере, где обличили ересь Никона.После этого Никон приказал схватить Даниила, его расстригли и сослали в Астрахань.Сослали и Ивана Неронова, а протопопа Аввакума посадили в темницу на цепь.Его не кормили три дня, но потом пришел некто — то ли человек, то ли ангел — и принес протопопу тарелку щей.

Аввакума собирались расстричь, но по просьбе царя все же не сделали этого. В Тобольске архиепископ устроил его служить в церкви. Чинил ему обиды дьяк Иван Струна, занимавшийся делами епархии.В церкви он схватил за бороду дьяка Антона, которого преследовал. Тогда воевода хотел высадить протопопа с корабля, чтобы он пешком шел по горам.

Аввакум, затворив церковные двери, постегал Струну ремнем. Навстречу плыл корабль, на котором были две пожилые вдовы, собиравшиеся в монастырь. Аввакум написал Пашкову обличительное письмо, а воевода избил его кнутом. Сидел он в холодной тюрьме, потом его перевели в теплую избу.И за это было ему много бед: родные Ивана Струны хотели убить его.

Жена и дети протопопа жили за двадцать верст от него, у злой бабы Ксеньи.

Краткое содержание Жития протопопа Аввакума Аввакума

Тот же дьяк Струна за мзду согласился покрыть грех кровосмешения. Иван Струна в то время был под началом у Петра Бекетова. Протопопа отдали под начало енисейскому воеводе Афанасью Пашкову, который во главе отряда плыл осваивать земли. На Рождество сын Иван пришел повидать отца, но Пашков не позволил ему этого.

Пашков заставил Аввакума идти по берегу и тянуть лямку. На реке Хилке барку Аввакума оторвало водою, и он чуть не утонул. Зимою сам протопоп с малыми детьми тянул свою нарту. Пашков никого не отпускал промышлять, и многие умирали. Ели даже мясо замерзших волков и лисиц — «всякую скверну».Когда проклинали Струну, Бекетов бранил Аввакума, а идя из церкви, взбесился и умер.

Правда, Аввакуму и его семье помогали жена и сноха Пашкова.Воевода прислал к Аввакуму двух бесноватых женщин — своих сенных, вдов Марью и Софью. Голодные и усталые люди брели за санями, падая на льду. На нарте ненароком удавили чудесную курочку, которая несла по два яичка в день.

Когда принесли больного ребенка, Аввакум помолился, помазал его маслом священным, и младенец выздоровел.Протопоп молился о вдовах, причастил их, они выздоровели и стали жить у него. Потом они тайком прибежали к Аввакуму, он опять исцелил их, и они стали по ночам приходить молиться. Жена Пашкова каждый день присылала своего маленького сына к Аввакуму на благословение.

Пашков послал своего сына Еремея с отрядом казаков воевать с Мунгальское царство.Но когда ребенок заболел, она послала за помощью к мужику-шептуну. Пашков заставил местного шамана колдовать и спрашивал, будет ли поход удачным. Но Аввакум молился о неудаче, чтобы не сбылось дьявольское предсказание шамана.

Потом он, правда, пожалел Еремея, который был человеком добрым, благочестивым, защищал протопопа от своего отца. Пашков узнал, что Аввакум желал неудачного похода, и хотел пытать протопопа. Он рассказал, что войско погибло, а сам он спасся: во сне Еремею явился Аввакум и указал дорогу.

Он посадил к себе в лодку всех больных и старых, которые были непригодны к суровой жизни.Пашкову пришла грамота, в которой велено было ехать на Русь. Взял Аввакум с собой, спасая от смерти, и двух негодяев, которых хотели убить казаки. К счастью, туземные племена не тронули Аввакума и его спутников.

А еще им встретились русские люди, ехавшие на рыбный промысел, которые дали протопопу и его товарищам пищи.Добравшись до русских городов, Аввакум увидел господство никониан и в печали думал: проповедовать слово Божие или скрыться? И протопоп по дороге в Москву всюду обличал Никона и его последователей.В Москве и государь, и бояре хорошо приняли Аввакума.

Источник: http://countrysite.spb.ru/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe-kratkoe-soderzhanie.html

Краткое содержание Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Аввакум родился в семье нижегородского священника Петра и Марии. Будучи ребёнком, он увидел мёртвое животное, и это зрелище сильно напугало его, и мальчик долго думал о смерти и спасении души. Именно с этого момента он каждую ночь читал молитву.

После смерти Петра, Мария устроила замужество сына на бедной, но набожной девушке Анастасии. Аввакум стал священником и в 31 год был уже протопопом.

Заступаясь за беззащитных и обездоленных, он попал в немилость одному большому начальнику и за свою дерзость был выгнан из дома с женой и только что родившимся сыном.

Вскоре он вернулся в разграбленный дом, но неприятности продолжали преследовать молодую семью. В конце концов протопоп был изгнан со своей земли и отправился в Москву.

Протопоп много исцелял людей, в которых «вселился бес», новорождённых детей избавлял от грыжи. В первые годы служения он часто пугался бесов, но благодаря молитвам и вере сумел побороть свои страхи. Как-то, рассердившись на жену, Аввакум побил её и тут же был наказан за это: он не мог справиться со своей бесноватостью, пока не извинился перед супругой.

В это время Никон стал патриархом и ввёл изменения: креститься полагалось теперь тремя пальцами, а количество земных поклонов уменьшилось. Аввакум с единомышленниками написали царю письмо, где назвали всё это ересью и отступлением от истинной веры.

После этого Аввакум был сослан в Сибирь. Тут его невзлюбил местный дьяк Иван, часто доносящий на него. Аввакума было решено переводить в Даурии. В пути судно, на котором плыл протопоп с семьей, чуть не утонул.

Вскоре Аввакума заточили в Братский острог, а супруга с детьми жили неподалёку от тюрьмы. Видеться им не позволяли.

Зимой случился страшный голод, многие погибли. Аввакум выжил благодаря помощи своей семьи. Вскоре священнослужитель отправился к московским землям, где начал проповедовать о вере, обличая патриарха Никона.

В Москве царь и бояре доброжелательно встретили протопопа и даже предложили ему место в церкви, но при условии, что он примет нововведения Никона. Аввакум отказался. Тогда государь попросил его молчать о своём несогласии. Прошло полгода, и протопоп, не сдержавшись, всё же выступил перед царём против Никона, за что был сострижен и проклят.

По всем землям начались преследования священнослужителей, несогласных с Патриархом: несчастным отрезали языки, пальцы, многих сожгли.

В произведении раскрыта личность несгибаемого борца, всем сердцем и душой верящего в праведность своих идей, мученика и защитника истинной веры.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Житие Протопопа Аввакума: краткое содержание

  • Краткое содержание Погодин Кирпичные острова
    В произведении «Кирпичные острова», созданном писателем Радием Петровичем Погодиным, повествование ведётся от имени ничем не примечательного мальчика.
  • Краткое содержание Дон Жуан Мольера
    За порцией табака слуга Сганарель и конюх Гусман обсуждали своих хозяев. По убеждениям слуги, хозяин дон Жуан не отличался постоянством в выборе женщин, меняя их едва ли не каждый месяц.
  • Краткое содержание Платонов Цветок на земле
    Мальчик Афоня проводит свои дни со старым дедом, потому что отец его на войне, а мать работает в колхозе. Дед от старости почти всё время спит, хотя обещает, что будет просто лежать на печке и разговаривать с Афоней.
  • Краткое содержание Мельников На горах
    Данное произведение продолжает сюжет романа «В лесах». В самом начале мы видим, как перед нами простираются поволжские места, где в основном сеяли и выращивали хлеб и занимались отхожими промыслами.
  • Краткое содержание Азимов Конец вечности
    Произведение относится к философской фантастической прозе писателя и в качестве сюжетной линии представляет описание деятельности вымышленной организационной структуры, существующей вне временных промежутков.
Читайте также:  Иконы божией матери: названия и описания

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe-kratko

Житие протопопа аввакума, им самим написанное

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Житие протопопа аввакума, им самим написанное

Аввакум родился в семье священника, который, однако, любил приложиться к рюмочке. А вот мать много молилась и постилась, чему научила и сына. После смерти отца мать женила сына на бедной и богомольной сироте Анастасии, которая была очень предана Аввакуму.

Мать его стала монашкой и умерла в монастыре.

Когда Аввакуму исполнился двадцать один год, он был посвящен в диаконы, а через десять лет стал протопопом. Служение Богу было для него главным и единственным делом. Многие люди верили ему безоговорочно, и было у протопопа около шестисот духовных детей.

Были у этого непростого человека и искушения: однажды пришла на исповедь некая грешница и стала каяться «в блудных грехах». Соблазн овладел протопопом при этой исповеди — и он возложил руку на пламя свечи.

Боль отвела искушение. Возвратившись домой, Аввакум молился и плакал. И явилось ему видение: три корабля плывут по Волге. Два золотых — его духовных учеников, а один разноцветный — самогоАввакума.

Это было знаком высокого предназначения.

Неспокойный характер был у протопопа: он всегда бросался на защиту справедливости, не боясь знатности и высокого положения тех людей, против которых ополчался. За это яростный протопоп был неоднократно бит. Однажды одно важное лицо дало распоряжение выгнать протопопа с семьей из дому — и Аввакум с женой и новорожденным

младенцем побрел в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве церковные власти дали протопопу грамоту с повелением вернуться на прежнее место.

Неукротим дух протопопа: бичует и обличает он все, что кажется ему недостойным Господа. Скоморохи, как он думает, своим непристойным кривляньем оскорбляют церковь — вот и отбирает он медведей у бродячих артистов и самим им велит убраться прочь.

А вот важный воевода Василий Петрович Шереметев берет протопопа на свой корабль, что плывет в Казань. Воевода просит благословить его сына Матфея. Но протопоп впадает в гнев: «Не могу благословить! Матфей бороду бреет! Грех это!» Воевода был так возмущен вздорностью и неблагодарностью протопопа, что чуть не бросил его в реку.

Государь поставил Аввакума протопопом в Юрьевец-Поволжский. С неиссякаемым воодушевлением обличает гневный протопоп всяческие грехи — за это его бьют и попы, и мужики, и даже бабы.

Новым патриархом церкви становится Никон, он вводит реформы: велит креститься тремя перстами и уменьшить количество земных поклонов при молитве.

«Никонианская ересь» обличается протопопом с единомышленниками в письмах о вере. За это единомышленников протопопа ссылают, а самого Аввакума садят в темницу на цепь.

Трое суток не приносят ему никакой пищи, но потом является некто, кого протопоп полагает ангелом, и дает ему тарелку щей.

Протопопа ссылают в Сибирь. Отдан он был под начало жестокого енисейского воеводы Афанасия Пашкова. Не боится протопоп противоречить грозному воеводе, за что бит нещадно кнутом. Заключают непримиримого протопопа в Братский острог, семья живет за двадцать верст от него, сыну Ивану и в Рождество не позволяют свидания.

Тащит зимою протопоп свои нарты по снегу, летом бредет по воде. Поддерживает его протопопица, кроткая, но стойкая духом. Один раз только спросила:

  • —  Долго ли еще нам скитаться?
  • —  До самыя смерти, матушка, до самыя смерти.
  • —  Ничего, — смиренно отвечает матушка, — ино еще побредем.
  • Трогательная подробность: из всего имущества осталась в несчастной
  • семье одна только чудесная курочка, что несла в день по два яичка, да и ту нечаянно в нартах придавили.

Повествование это — автобиографическое. Аввакум неоднократно рассказывает о том, как исцелял он словом Божиим больных и бесноватых, лечил младенцев от грыжи, как спасает его праведная молитва разных людей от гибели.

Мученик за веру, протопоп неоднократно описывает в «Житии» совершенные им чудеса, что подчеркивает его уверенность в собственной святости.

Во всем поддержка ему — жена Анастасия Марковна, которая не укоряет его за несчастную скитальческую и нищую жизнь семьи, но призывает обличать «блудню еретическую».

За борьбу с Никоном Аввакума неоднократно заточают в различные темницы (в последний раз — в Пустозерском монастыре), в земляную тюрьму заключают и его жену с двумя сыновьями, но дух протопопа остается непоколебим.



Источник: https://scribble.su/short/all/25.html

Аввакум (Протопоп) Петров — Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

По благословению отца моего старца Епифания писано моею рукою грешною протопопа Аввакума, и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащии, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет.

И Павел пишет: «аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любви же не имам, — ничто же есмь».

Вот что много рассуждать: не латинским языком, ни греческим, ни еврейским, ниже[1] иным коим ищет от нас говоры господь, но любви с прочими добродетельми хощет; того ради я и не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русскаго, но простите же меня, грешнаго, а вас всех, рабов Христовых, бог простит и благословит. Аминь.

Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да, добрыми делы просвещен, на судище десныя[2] ти страны причастник буду со всеми избранными твоими. И ныне, владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком возглаголю Дионисия Ареопагита о божественных именех, что есть богу присносущные имена истинные, еже есть близостные, и что виновные, сиречь похвальные. Сия суть сущие: сый, свет, истина, живот; только четыре свойственных, а виновных много; сия суть: господь, вседержитель, непостижим, неприступен, трисиянен, триипостасен, царь славы, непостоянен, огнь, дух, бог, и прочая по тому разумевай.

Того ж Дионисия о истине: себе бо отвержение истины испадение есть, истина бо сущее есть; аще бо истина сущее есть, истины испадение сущаго отвержение есть; от сущаго же бог испасти не может, и еже не быти — несть.

Мы же речем: потеряли новолюбцы существо божие испадением от истиннаго господа, святаго и животворящаго духа. По Дионисию: коли уж истины испали, тут и сущаго отверглися. Бог же от существа своего испасти не может, и еже не быти, несть того в нем: присносущен истинный бог наш.

Лучше бы им в Символе веры не глаголати господа, виновнаго имени, а нежели истиннаго отсекати, в нем же существо божие содержится. Мы же, правовернии, обоя имена исповедаем: и в духа святаго, господа, истиннаго и животворящаго, света нашего, веруем, со отцем и сыном поклоняемаго, за него же стражем и умираем, помощию его владычнею.

Тешит нас Дионисий Ареопагит, в книге ево сице[3] пишет: сей убо есть воистину истинный християнин, зане[4] истиною разумев Христа и тем благоразумие стяжав, исступив убо себе, не сый в мирском их нраве и прелести,[5] себя же весть трезвящеся и измененна всякаго прелестнаго неверия, не токмо даже до смерти бедствующе истины ради, но и неведением скончевающеся всегда, разумом же живуще, и християне суть свидетельствуемы. Сей Дионисий научен вере Христове от Павла апостола, живый во Афинех, прежде, даже не прийти в веру Христову, хитрость имый исчитати беги небесныя; егда ж верова Христови, вся сия вмених быти яко уметы.[6] К Тимофею пишет в книге своей, сице глаголя: «дитя, али не разумеешь, яко вся сия внешняя блядь[7] ничто же суть, но токмо прелесть и тля и пагуба? аз проидох делом и ничто ж обретох, но токмо тщету». Чтый да разумеет. Исчитати беги небесныя любят погибающии, понеже любви истинныя не прияша, воеже спастися им; и сего ради послет им бог действо льсти, воеже веровата им лжи, да суд приимут не веровавшии истине, но благоволиша о неправде. (Чти Апостол, 275.)

Сей Дионисий, еще не приидох в веру Христову, со учеником своим во время распятия господня быв в солнечном граде и видев: солнце во тьму преложися и луна в кровь, звезды в полудне на небеси явилися черным видом.

Он же ко ученику глагола: «или кончина веку прииде, или бог слово плотию стражет»; понеже не по обычаю тварь виде изменену: и сего ради бысть в недоумении. Той же Дионисий пишет о солнечном знамении, когда затмится: есть на небеси пять звезд заблудных, еже именуются луны.

Сии луны бог положил не в пределех, яко ж и прочии звезды, но обтекают по всему небу, знамение творя или во гнев или в милость, по обычаю текуще.

Егда заблудная звезда, еже есть луна, подтечет под солнце от запада и закроет свет солнечный, то солнечное затмение за гнев божий к людям бывает. Егда ж бывает, от востока луна подтекает, то по обычаю шествие творяще закрывает солнце.

А в нашей России бысть знамение: солнце затмилось в 162 году, пред мором за месяц или меньши. Плыл Волгою рекою архиепископ Симеон перед Петровым днем недели за две; часа с три плачючи у берега стояли; солнце померче, от запада луна подтекала.

По Дионисию, являя бог гнев свой к людям: в то время Никон отступник веру казил и законы церковныя, и сего ради бог излиял фиал[8] гнева ярости своея на русскую землю; зело[9] мор велик был, неколи еще забыть, вси помним.

Потом, минув годов с четырнадцеть, вдругорядь[10] солнцу затмение было; в Петров пост, в пяток, в час шестый, тьма бысть; солнце померче, луна подтекала от запада же, гнев божий являя, и протопопа Аввакума, беднова горемыку, в то время с прочими остригли в соборной церкви власти и на Угреше в темницу, проклинав, бросили. Верный разумеет, что делается в земли нашей за нестроение церковное. Говорить о том полно; в день века познано будет всеми; потерпим до тех мест.

Той же Дионисий пишет о знамении солнца, како бысть при Исусе Наввине во Израили. Егда Исус секий иноплеменники, и бысть солнце противо Гаваона, еже есть на полднях, ста Исус крестообразно, сиречь распростре руце свои, и ста солнечное течение, дондеже[11] враги погуби.

Возвратилося солнце к востоку, сиречь назад отбежало, и паки[12] потече, и бысть во дни том и в нощи тридесять четыре часа, понеже в десятый час отбежало; так в сутках десять часов прибыло. И при Езекии царе бысть знамение: оттече солнце вспять во вторый на десять час дня, и бысть во дни и в нощи тридесять шесть часов.

Чти книгу Дионисиеву, там пространно уразумеешь.

Он же Дионисий пишет о небесных силах, росписует, возвещая, како хвалу приносят богу, разделяяся деветь чинов на три тройцы.

Престоли, херувими и серафими освящение от бога приемлют и сице восклицают: благословенна слава от места господня! И чрез их преходит освящение на вторую тройцу, еже есть господства, начала, власти; сия тройца, славословя бога, восклицают: аллилуия, аллилуия, аллилуия! По алфавиту, аль отцу, иль сыну, уия духу святому.

Григорий Нисский толкует: аллилуия — хвала богу; а Василий Великий пишет: аллилуия — ангельская речь, человечески рещи — слава тебе, боже! До Василия пояху во церкви ангельския речи: аллилуия, аллилуия, аллилуия! Егда же бысть Василий, и повеле пети две ангельския речи, а третьюю, человеческую, сице: аллилуия, аллилуия, слава тебе, боже! У святых согласно, у Дионисия и у Василия; трижды воспевающе, со ангелы славим бога, а не четыржи, по римской бляди; мерзко богу четверичное воспевание сицевое: аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава тебе, боже! Да будет проклят сице поюще. Паки на первое возвратимся. Третьяя тройца, силы, архангели, ангели, чрез среднюю тройцу освящение приемля, поют: свят, свят, свят господь Саваоф, исполнь небо и земля славы его! Зри: тричисленно и сие воспевание. Пространно пречистая богородица протолковала о аллилуии, явилася ученику Ефросина Псковскаго, именем Василию. Велика во аллилуи хвала богу, а от зломудрствующих досада велика, — по-римски святую тройцу в четверицу глаголют, духу и от сына исхождение являют; зло и проклято се мудрование богом и святыми. Правоверных избави боже сего начинания злаго, о Христе Исусе, господе нашем, ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Источник: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/158484-avvakum-protopop-petrov-zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe.html

Краткое содержание: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

По наставлению Епифания, который являлся духовным отцом Аввакуму, протопоп и написал это житие. Солнечное затмение принимали как знак Божьего неодобрения и гнева. Так, появившееся в России в 1654 году затмение считали причиной того, что Никон патриарх искажал веру.

Читайте также:  Что нельзя есть в Великий пост: список

По прошествии 14 лет Аввакума со сторонниками остригли и бросили в темницу, тогда произошло следующее затмение.

Сам протопоп родился в земле Нижегородской, отец его, Петр, был священником и любил выпить, а мать Мария соблюдала посты и пребывала в молитвах.

Аввакум стал серьезно задумываться о своей душе и смерти, после того как увидел у своего соседа мертвого животного. С того времени он развил привычку молиться каждую ночь.

Его отец вскоре умер, а мать женила его на Анастасии, бедной дочери кузнеца Марка, которая часто молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Вскоре умерла и мать.

Когда ему исполнился 21 год, его назначили дьяконом, уже через 2 года попом, а через 8 протопопом. Везде где он был, учил Божьему слову и всего у него оказалось около 500 духовных детей. Однажды к нему пришла девушка, чтобы исповедаться в блудных делах, а пока он ее слушал, зажег 3 свечи, положил руку на пламя и сам ощутил «блудный огонь». Уже дома он стал плакать перед иконой и увидел видение, как 2 корабля из золота двух его духовных детей плыли по Волге, и среди них появился третий, разноцветный, который принадлежал ему.

Один начальник забрал дочь у вдовы, а после того как Аввакум вступился за нее, начальник все же вернул ее матери, но после избил Аввакума прямо в церкви.

Еще один начальник был зол на протопопа и даже пытался его убить, но его ружье не произвело выстрела. После этого начальник просто выгнал его вместе с семьей из дома. Тогда он, взяв свою жену и новорожденного ребенка, пошел в Москву, по дороге окрестив младенца. Придя на место, ему дали грамоту чтобы он возвращался туда, откуда пришел. Вернувшись в разоренный дом, он встретил новые проблемы. Сначала он выгнал с места скоморохов и отнял у них медведей, а потом воевода Шереметьев взял Аввакума на свой корабль, но пытался скинуть его в воду, после того как протопоп отказался благословить его сына, который обрил бороду.И третий начальник ненавидел Аввакума и хотел взять его дом приступом, но уже той ночью Евфимею стало плохо и он позвал Аввакума, чтобы просить прощения. Протопоп простил его, помазал маслом и тот выздоровел, а потом вместе с женой они стали духовными его сыновьями.

Протопопа стали снова гнать с его места и он снова направился в Москву.

Государь переправил его в Юрьевец-Поволский, где его встретили новые беды: на него нападали и били, пытались взять его дом приступом, тогда он опять пошел в Москву. Царь был недоволен тем, что он снова оставил свое место и оставил его жить в Москве при Казанской церкви, с протопопом Иваном Нероновым.

Новый патриарх, Никон велел уменьшить число поклонов и креститься тремя перстами, что не понравилось Аввакуму, а Иван сказал, что наступило время страданий. Аввакум и Даниил решили обличить ересь Никона и написали обо всем царю, после чего Даниила и Ивана расстригли и выслали в Астрахань по приказу Никона.

Аввакума же посадили на цепь в темнице, не кормили 3 дня, но потом дали тарелку щей и не смели расстричь.

Вместе с семьей его сослали в Сибирь, там его устроили служить в церкви и тут снова доносы. Дьяк Иван Струна чинил обиды и ему и дьяку Антону, а за мзду хотел покрыть грех кровосмешения. За это Аввакум проклял и стегнул его ремнем, за что родственники Струны решили убить его. По указу Аввакума повезли на реку Лену, а по дороге уже переназначили в Даурию. Там его отдали под начало жестокому человеку и воеводе Пашкову.На реке Тунгуске их корабль чуть не утонул, детей смогли вытащить из воды.

К ним на встречу плыл корабль с двумя вдовами, которые плыли в монастырь, но Пашков велел вернуться и выйти замуж, после чего Аввакум выразил свою противоречивую точку зрения и его избили кнутом.

Бросили его в Братский острог, в тюрьму, а его семья жила за 20 верст от него у злой Ксеньи. На рождество его сын хотел увидеть его, что запретил делать Пашков.Весной они отправились дальше, а Аввакума заставили тянуть лямку и идти по берегу. Барку Аввакума оторвало и он чуть не утонул на Хилке.Потом начался голод, от которого многие умирали. В то время приходилось питаться «всякой скверной», сосновую кашу и траву с корнями.

Воевода Пашков прислал к протопопу 2 бесноватые женщины, которые выздоровели после того как он о них молился и остались жить у него. Но после того как Пашков забрал их, они снова стали беситься, но тайком убежали к Аввакуму, он их исцелил снова. По ночам они приходили к нему чтобы молиться, а потом стали монахинями.

Отряд возвращался, голодные люди брели и падали, а жена протопопа изнемогала, но была твердой.Жена воевода приводила своего сына к Аввакуму для благословения, но когда он заболел, она решила отвести его у шептуну, мальчик еще больше разболелся, а протопоп разозлился на нее. Она просила прощения и принесла ему ребенка, он помолился и малыш выздоровел.

Пашков послал сына воевать в Мунгальское царство и спрашивал у шамана, будет ли этот поход удачным, на что тот отвечал, что успех непременно будет. Аввакум стал молиться, чтобы все произошло наоборот, но в то же время молил Бога о пощаде Еремея, ведь он защищал его от Пашкова. Воевод все-таки узнал об этом и решил пытать протопопа. Еремей уже вернулся и сказал что войско погибло.

Поехав в новое назначение, Пашков не взял Аввакума, тогда он поехал отдельно, а с собой взял старых, больных, которые не могли выжить в суровых условиях и двух негодяев. Дорого была и трудна и легка одновременно. Им встретились люди, которые дали им еды.Когда добрались до места, он встретил там никониан и думал, проповедовать им или нет. Жена его поддерживала, и он решился обличать их по дороге до самой Москвы. В Москве их хорошо приняли, поставили его в Кремле на соборе Монастыря и предоставили по желанию выбрать любую профессию, если только он будет верить так, как Никон, но он отказался.

Тогда царь сказал ему, чтобы он молчал о том, что не хочет верить, так как Никон, протопоп согласился, а жил у своей духовной дочери. После того как прошло полгода, Аввакум снова пишет письмо царю о том чтобы ересь Никона прекратилась. Тогда их сослали на Мезень, через полтора года снова вернули в Москву, а жена и младшие дети остались на прежнем месте.

Аввакум проклял никониан, а его расстригли, держали на цепи в темнице и прокляли. Потом его вернули в монастырь Пафнутьев, Никодим сначала был рад такому узнику, но когда протопоп в день Пасхи просил открыть дверь темницы, но он отказал. Но вскоре Никодим заболел, а Аввакум помог ему выздороветь и тот извинялся перед ним.Потом Аввакума начали посещать его дети вместе с юродивым Феодором, который сбежал из Рязани. Потом протопопа привезли в Москву, в монастырь Чудов, где он спорил с патриархами о вере, после чего они желали его избить, но он снова обличил их словом Бога.

Потом сам царь просил его, чтобы он хоть в чем-то согласился с ними, но он не собирался склоняться.

Позже сослали его в Пустозерск, откуда он писал всем православным и царю. Он знал, что на Мезени казнили некоторых из его духовных детей и хотели повесить его сыновей, но они покаялись и тогда их с матерью закрыли в земляную тюрьму. Потом и его самого хотели посадить в земляную тюрьму, из-за чего он думал уморить себя голодом.

Власти схватили Лазаря священника, отсекли ему правую руку и язык, который через 2 года снова вырос. Также поступили и с Епифанием, дьяконом Феодором, а в Москве вообще сожгли противников Никона.

В темнице он жил с Кирилушком, который был бесноватым. После его смерти Аввакум причастил его и исповедал, потом он изгонял демонов из Филлипа. Было и такое, что 1 раз он разозлился на рассорившихся между собой Фетинью и жену, что избил их. После этого его преследовал бьес, до тех пор, пока он не попросил прощения у их обоих.Он молился о бесноватом Феодоре, потом тот исцелился и снова принес досаду Аввакуму. А после того как его приковали к стене, он сбежал и стал творить еще худшие дела.Протопоп продолжал молиться о том, чтобы он исцелился, а потом встретил его здорового.В Тобольске у него жила Анна, его духовная дочь, которая перестала слушаться Аввакума и желала выйти замуж, после чего на нее напал бес. Потом случилось так, что она заснула на 3 дня и 3 ночи, а проснувшись, рассказала свой сон о том как все-таки вышла замуж, а по возвращении Аввакума она обратилась в монахини и Аввакум простил ее.

Аввакум и дальше исцелял младенцев ,которые страдали от грыжи и избавлял от бесов.

Краткое содержание книги «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: https://biblioman.org/shortworks/avvakum/zhitie-avvakuma/

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.

Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу.

Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница.

Один раз Аввакум увидел у соседа мёртвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии.

Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Потом мать умерла в иночестве.

Продолжение после рекламы:

В двадцать один год Аввакум был рукоположён в дьяконы, через два года в попы, а ещё через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.

Однажды к молодому священнику пришла на исповедь девица и начала каяться в блудных грехах. Слушая ее, Аввакум сам ощутил «огонь блудный», зажёг три свечи и, принимая исповедь, положил руку на пламя.

Придя домой, он молился и плакал перед иконой. И тут ему было видение: два золотых корабля, плывущих по Волге. Кормщики сказали, что это корабли Луки и Лаврентия, духовных детей Аввакума.

Третий же корабль был разноцветный — это был корабль самого Аввакума.

Некий начальник отнял дочь у вдовы. Аввакум вступился за сироту и был избит. Потом начальник все-таки отдал девицу матери, но после ещё раз избил протопопа в церкви.

Брифли существует благодаря рекламе:

И другой начальник рассвирепел на Аввакума. Пытался убить его, но ружье не выстрелило. Тогда этот начальник выгнал протопопа с семьёй из дому.

Аввакум с женой и новорождённым младенцем пошёл в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место.

Он так и сделал, вернулся в разорённый дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль.

Но протопоп не благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.

Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.

Все же протопопа изгнали с этого места, он пошёл в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на Аввакума и били его.

Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил своё место.

Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова.

Новым патриархом стал Никон. Он повелел креститься тремя перстами и уменьшить число земных поклонов. Узнав об этом, Иван Неронов сказал, что пришло время страдать. Аввакум и костромской протопоп Даниил написали царю письмо о вере, где обличили ересь Никона.

После этого Никон приказал схватить Даниила, его расстригли и сослали в Астрахань. Сослали и Ивана Неронова, а протопопа Аввакума посадили в темницу на цепь. Его не кормили три дня, но потом пришёл некто — то ли человек, то ли ангел — и принёс протопопу тарелку щей.

Читайте также:  Крещенская вода: научное объяснение

Аввакума собирались расстричь, но по просьбе царя все же не сделали этого.

Протопопа с семьёй сослали в Сибирь. В Тобольске архиепископ устроил его служить в церкви. За полтора года на Аввакума было пять доносов. Чинил ему обиды дьяк Иван Струна, занимавшийся делами епархии. В церкви он схватил за бороду дьяка Антона, которого преследовал.

Аввакум, затворив церковные двери, постегал Струну ремнём. И за это было ему много бед: родные Ивана Струны хотели убить его. Тот же дьяк Струна за мзду согласился покрыть грех кровосмешения. За это Аввакум в церкви проклял дьяка. Иван Струна в то время был под началом у Петра Бекетова.

Когда проклинали Струну, Бекетов бранил Аввакума, а идя из церкви, взбесился и умер.

Пришёл указ везти Аввакума на реку Лену, в острог. По дороге его нагнал новый указ — ехать в Даурию. Протопопа отдали под начало енисейскому воеводе Афанасью Пашкову, который во главе отряда плыл осваивать земли. Пашков был очень жестоким человеком.

На реке Тунгуске корабль протопопа чуть не утонул. Протопопица вытащила детей из воды.

Навстречу плыл корабль, на котором были две пожилые вдовы, собиравшиеся в монастырь. Пашков велел вдовам возвращаться и идти замуж. Аввакум стал противоречить. Тогда воевода хотел высадить протопопа с корабля, чтобы он пешком шёл по горам. Аввакум написал Пашкову обличительное письмо, а воевода избил его кнутом.

Аввакума бросили в Братский острог. Сидел он в холодной тюрьме, потом его перевели в тёплую избу. Жена и дети протопопа жили за двадцать вёрст от него, у злой бабы Ксеньи. На Рождество сын Иван пришёл повидать отца, но Пашков не позволил ему этого.

Весной поехали дальше. Пашков заставил Аввакума идти по берегу и тянуть лямку. Зимой волочили нарты, летом «в водах бродили». На реке Хилке барку Аввакума оторвало водою, и он чуть не утонул. Одежда погнила, добро водой размыло.

Зимою сам протопоп с малыми детьми тянул свою нарту. А потом начался голод. Пашков никого не отпускал промышлять, и многие умирали. Летом ели траву и корни, зимой — сосновую кашу. Ели даже мясо замёрзших волков и лисиц — «всякую скверну». Правда, Аввакуму и его семье помогали жена и сноха Пашкова.

Воевода прислал к Аввакуму двух бесноватых женщин — своих сенных, вдов Марью и Софью. Протопоп молился о вдовах, причастил их, они выздоровели и стали жить у него. Пашков их отнял, и вдовы опять стали беситься. Потом они тайком прибежали к Аввакуму, он опять исцелил их, и они стали по ночам приходить молиться. После того они сделались монахинями.

Отряд возвращался с Нерчи-реки к Русе. Голодные и усталые люди брели за санями, падая на льду. Протопопица изнемогала, но духом была тверда. На нарте ненароком удавили чудесную курочку, которая несла по два яичка в день.

Жена Пашкова каждый день присылала своего маленького сына к Аввакуму на благословение. Но когда ребёнок заболел, она послала за помощью к мужику-шептуну. Младенец разболелся ещё больше. Аввакум разгневался на боярыню. Она просила у него прощения. Когда принесли больного ребёнка, Аввакум помолился, помазал его маслом священным, и младенец выздоровел.

Пашков послал своего сына Еремея с отрядом казаков воевать в Мунгальское царство. Пашков заставил местного шамана колдовать и спрашивал, будет ли поход удачным. Шаман предвещал успех. Но Аввакум молился о неудаче, чтобы не сбылось дьявольское предсказание шамана.

Потом он, правда, пожалел Еремея, который был человеком добрым, благочестивым, защищал протопопа от своего отца. Аввакум стал молиться, чтобы Бог пощадил Еремея. Пашков узнал, что Аввакум желал неудачного похода, и хотел пытать протопопа. Но в это время вернулся Еремей.

Он рассказал, что войско погибло, а сам он спасся: во сне Еремею явился Аввакум и указал дорогу.

Пашкову пришла грамота, в которой велено было ехать на Русь. Воевода не взял Аввакума с собой. Тогда протопоп поехал отдельно. Он посадил к себе в лодку всех больных и старых, которые были непригодны к суровой жизни.

Взял Аввакум с собой, спасая от смерти, и двух негодяев, которых хотели убить казаки. Дорога была трудна. К счастью, туземные племена не тронули Аввакума и его спутников.

А ещё им встретились русские люди, ехавшие на рыбный промысел, которые дали протопопу и его товарищам пищи.

Добравшись до русских городов, Аввакум увидел господство никониан и в печали думал: проповедовать слово Божие или скрыться? Но жена ободряла его. И протопоп по дороге в Москву всюду обличал Никона и его последователей.

В Москве и государь, и бояре хорошо приняли Аввакума. Его поставили на монастырском соборе в Кремле и предлагали любое место, если он соединится в вере с Никоном. Но протопоп не согласился.

Ведь ещё в Тобольске Аввакуму во сне было предостережение от Бога, а в Даурии через дочь протопопа, Огрофену, Господь возвестил, что если тот не будет держаться правой веры и творить молитвенного правила, то умрёт.

Видя, что Аввакум не хочет соединиться с никонианами, царь попросил протопопа, чтобы тот по крайней мере молчал об этом. Аввакум послушался. Жил он в то время у боярыни Федосьи Морозовой, своей духовной дочери. Многие приходили к нему и приносили подарки.

Прожив так полгода, Аввакум снова послал царю письмо, чтобы он защитил Церковь от ереси Никона. И после этого Аввакума с семьёй было приказано сослать на Мезень.

Через полтора года его со старшими сыновьями, Иваном и Прокопием, вернули в Москву, а протопопица и младшие дети остались на Мезени.

Аввакума десять недель держали на цепи в Пафнутьевом монастыре. Потом привезли в церковь, расстригли и прокляли. Аввакум же в свою очередь проклял никониан.

Потом его снова отвезли в Пафнутьев монастырь. Келарь Никодим сначала был добр к узнику. Но когда протопоп попросил открыть дверь темницы в день Пасхи, келарь отказал. Никодим вскоре разболелся, и некто в образе Аввакума явился и исцелил его. Тогда келарь покаялся перед Аввакумом.

Протопопа посещали его дети с юродивым Феодором. Феодор же был великий подвижник: о молитве радел, по тысяче поклонов бил, на морозе в одной рубашке ходил. Этот юродивый чудным образом убежал из Рязани, где его держали в узах. Но потом Феодора удавили на Мезени.

После того привезли Аввакума в Москву, в Чудов монастырь, и поставили перед собором вселенских патриархов. Протопоп спорил с ними о вере и обличал их. Патриархи хотели его избить, но Аввакум устыдил их словом Божиим.

Царь отправил к протопопу своих посланников. Он просил его хоть в чем-то согласиться с вселенскими патриархами, но Аввакум отказался.

Протопопа сослали в Пустозерск. Оттуда он писал и царю, и всем православным. На Мезени же казнили двух его духовных детей, Феодора юродивого и Луку Лаврентьевича. Хотели повесить и сыновей протопопа, Прокопия и Ивана, да отроки с испугу покаялись. Тогда их с матерью закопали в земляную тюрьму.

Пришёл приказ и в Пустозерск о том, чтобы посадить Аввакума в земляную тюрьму. Он хотел уморить себя голодом, да собратья не велели.

Потом власти схватили священника Лазаря, отсекли ему язык и правую руку. Отсечённая рука сложила персты для крестного знамения. А язык через два года у Лазаря вырос. Соловецкому иноку Епифанию тоже отсекли язык, и тоже чудесным образом он вырос. Это же произошло и с дьяконом Феодором. А в Москве многих противников Никона сожгли.

В те времена когда Аввакум был ещё не протопопом, а попом, царский духовник Стефан подарил ему книгу Ефрема Сирина. Аввакум обменял ее на лошадь. Родной брат Аввакума, Евфимий, заботился об этой лошади больше, чем о молитве. Бог наказал Аввакума с братом: в Евфимия вселился бес. Аввакум изгнал беса, но Евфимий не исцелился, пока Аввакум не забрал обратно книгу и не отдал за неё деньги.

В темнице протопоп жил вместе с бесноватым Кирилушком, московским стрельцом. Он терпел все выходки бесноватого. Кирилушко умер в темнице, Аввакум исповедал и причастил его перед смертью.

А в Москве протопоп изгонял беса из Филиппа, который уж долгое время был к стене прикован, потому что сладу с ним не было. Один раз Аввакум, придя домой, рассердился на жену и домочадицу Фетинью, которые рассорились между собою. Протопоп побил обеих женщин.

И после того он не мог совладать с бесом, пока не попросил прощения у жены, Фетиньи и всех домашних.

Бесноватого Феодора Аввакум два месяца держал у себя дома в Тобольске, молился о нем. Феодор исцелился, но потом в церкви снова досадил Аввакуму, и тот велел приковать его к стене. Взбесившись пуще прежнего, Феодор убежал и стал всюду творить разные безобразия.

Протопоп молился о его исцелении, а перед самой ссылкой Аввакума в Даурию на корабль к нему пришёл здоровый Феодор и благодарил его: бесноватому явился некто в образе Аввакума и отогнал бесов. Нападал бес и на домочадицу протопопа Офимью, Аввакум исцелил и ее.

В Тобольске у протопопа Аввакума была духовная дочь Анна. Она хотела, вопреки воле духовного отца, выйти замуж за первого хозяина, Елизара. Анна стала не слушаться Аввакума, и на неё начал нападать бес. Однажды девица заснула на молитве, спала три дня и три ночи.

Проснувшись, поведала свой сон: ангелы велели ей во всем слушаться протопопа. Но когда его сослали из Тобольска, Анна все-таки вышла замуж за Елизара. Через восемь лет Аввакум ехал обратно. В это время Анна постриглась в монахини. Она во всем покаялась перед духовным отцом.

Аввакум сначала сердился на Анну, но потом простил и благословил. Она потом тоже страдала за веру.

Ещё Аввакум исцелял младенцев, страдавших грыжей. А в первые годы его служения Аввакума часто пугал бес, но священник преодолевал страх и отгонял беса.

Пересказала О. В. Буткова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Источник: https://briefly.ru/avvakum/zhitie_protopopa_avvakuma/

"Житие протопопа Аввакума…": описание и анализ произведения из энциклопедии

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — автобиография-исповедь Аввакума Петрова. «Житие…», как и большинство сочинений главы старообрядчества, написано в Пустозерском заточении (местность в устье р.

Печоры), где в «земляной яме» (тюрьме) он провел вместе с тремя единомышленниками последние пятнадцать лет жизни, полной борьбы и страданий. Свою автобиографию Аввакум несколько раз перерабатывал (1672—1675 гг.). Она дошла до наших дней в четырех редакциях, три из которых авторские. Полагают, что самый ранний вариант «Жития…

» утрачен, но его следы сохраняет Прянишниковский список XIX в., обнаруженный В.И. Малышевым. К настоящему времени насчитывается около 20 списков первой авторской редакции, автографов которой не сохранилось. Вторая редакция, представлена 23 списками (ее автограф был обнаружен В.Г. Дружининым в начале XX в.).

Автограф третьей редакции, представленный 7 списками, был найден И.Н. Заволоко. Впервые житие опубликовано Н.С. Тихонравовым в 1861 г. («Летописи русской литературы и древности»).

«Житие протопопа Аввакума» — выдающийся памятник древнерусской литературы, первая автобиография в истории отечественной словесности. Аввакум создал «житие свое от юности до лет пятидесяти пяти годов».

Автор опирался на многовековую традицию агиографического жанра, использовал отдельные его топосы и мотивы. Вместе с тем, сочинение Аввакума несет в себе яркие новаторские черты, ведь протопоп рассказывает о своем подвижническом служении.

Делает он это по «благословению» и «повелению» духовника и «соузника» старца Епифания. Отсюда исповедальные интонации, раскаяние в грехах («аз есмь грешник»), соединение в одном образе возвышенного и приземленного.

Многое в произведении Аввакума необычно: описание душевных состояний героя, изображение мира природы, обилие бытовых деталей. Даже элементы религиозной фантастики приобретают под пером протопопа обытовленный характер.

Жизнь протопопа Аввакума не была легкой и до церковной реформы. Борьба с произволом местных властей, ревностное служение в селах Лопатицы и Юрьевце стали причиной гонений, которые он безропотно сносил.

Но главные испытания выпали на долю Аввакума после реформы патриарха Никона (1653 г.), приведшей к церковному расколу.

Во многочисленных нововведениях сторонники старой веры увидели не только нарушение древних православных обрядов, но и отказ от прежнего уклада жизни, наступление царства антихриста. Автор жития образно передал состояние ревнителей старой веры: «Сердце озябло, и ноги задрожали».

Эмоциональные обличения никониан сделали Аввакума духовным вождем раскола. Его ждала многолетняя сибирская ссылка (Тобольск, Енисейск, Даурия), преследования со стороны воеводы Пашкова, расстрижение на церковном соборе, а затем и Пустозерский острог.

Аввакум не только «бранит от Писания и укоряет Никона», гневно разоблачает «никонианскую ересь». Стиль «Жития…» меняется, когда он повествует о своей семье.

С особой нежностью говорит протопоп о своей верной подруге Анастасии Марковне. Жена разделяла его «жизнь в живом аде», ссылки и скитания.

Именно у Марковны находит он поддержку в минуты сомнений («дерзай проповедати слово божие по-прежнему, а о нас не тужи»).

В заточении продолжал Аввакум свою борьбу. Его сочинения через сочувствующих стражников-стрельцов попадали на волю.

«Сице аз протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю», — в этих словах звучит твердая вера, непреклонность человека, которого не сломили испытания. 14 апреля 1682 г.

писатель был сожжен в срубе вместе с Лазарем, Федором и Епифанием. Казнь совершалась по указу царя Федора Алексеевича. Протопопу вменялись в вину «великие на царский дом хулы».

Стиль Аввакума ярок и индивидуален. Рассказ о жизни и борьбе за «древлее благочестие» ведется от первого лица. При этом протопоп сознательно прибегает к просторечию. Он словно иронизирует над самим собой, называя свою манеру письма «вяканьем».

По его убеждению, «не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет». Аввакум доверительно беседует с читателем. Каждое его слово звучит искренне и эмоционально. Страстные порывы души, мир чувств человека XVII в.

выражены просто и естественно, автор «свой русский природный язык виршами философскими не обык речи красить».

Личность и сочинения «огнепального» Аввакума неизменно влекли к себе литераторов нового времени. Язык, эмоциональность живой речи вызывали восторженные отклики писателей XIX—XX вв. «Житие протопопа Аввакума» служило источником при создании многих исторических романов: «Великий раскол» Д.Л. Мордовцева (1881 г.); «Разоренные гнезда» А. Алтаева (псевдоним М.В. Ямщиковой, 1908 г.

); «Тишайший» и «Никон» В.А. Бахревского (1988 г.). Оно вдохновляло создателей поэм об Аввакуме: «Протопоп Аввакум» М.А. Волошина (1919 г.) и др. К бессмертному произведению Аввакума восходят отдельные стихотворения (Д.С. Мережковский) и рассказы («Огненный протопоп» Ю. Нагибина, 1975 г.). Ему обязаны своими сюжетами и писатели русского зарубежья (например, И.С.

Лукаш — «Потерянное слово», 1936 г.).

В 1991 г. на родине создателя «Жития…», в селе Григорове Нижегородской области, установлен памятник работы скульптора В. Клыкова.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_17_veka/obshhie_stati/zhitie_protopopa_avvakuma_opisanie_i_analiz_proizvedenija_iz_ehnciklopedii/82-1-0-1288

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector