Одним из самых умных и выдающихся князей Древней Руси является Андрей Боголюбский (Дорогобужский, Владимирский, Рязанский, Вышгородский). При жизни этот выдающийся человек получил большой чин «Благоверный и Святой правитель». Андрей – внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого. Подобно своим знаменитым предкам, он был замечательным и талантливым политиком.
Благодаря его стараниям, на реке Нерли был возведён город Боголюбый, в честь которого Андрею в народе и дали прозвище. Согласно краткой биографии Андрея Боголюбского, известно, что именно его заслугой является перенос экономического и политического центра в город Владимир.
На реке Нерли был возведён город Боголюбый
Кроме того, князь был поистине верующим человеком, за что церковь причислила его к лику Святых. Его мощи и по сей день находятся в его любимом городе Владимире и хранятся в Успенском соборе. Кратко о фактах биографии Андрея Боголюбского далее.
Андрей Боголюбский: годы жизни и правления князя Андрея
Когда появился на свет князь Андрей Боголюбский, точно сказать нельзя. Его дата рождения упоминается в разных источниках. Но историки больше склоняются к 1111 году, так именно на этот период, согласно русским летописям, приходится на вражду между его отцом – князем Долгоруким и Изяславом Мстиславовичем.
Князь Андрей Боголюбский
Городом рождения великого правителя является Суздаль. О детстве и отрочестве Андрея Юрьевича Боголюбского тоже мало что известно. Однако если проследить за его методикой правления, то с уверенностью можно сказать, что он получил хорошее образование и достойное воспитание. Достаточно много в летописях рассказывается о его духовном развитии.
Городом рождения великого правителя является Суздаль
Более подробно о жизни будущего правителя повествуется после наступления его совершеннолетия, когда, по приказу отца, он начал править в различных городах Руси.
В 49-м году 10 века князь Долгорукий отправил его в город Вышгород. Там и началась политическая деятельность Андрея. Спустя год ему снова пришлось переезжать. На этот раз — на Запад. Там князь снова задержался всего на год. Затем он переехал во Владимир и правил там 4 года. В 1155 году его отправили обратно в Вышгород.
В 49-м году 10 века князь Долгорукий отправил его в город Вышгород
Вопреки желанию отца и благодаря безграничной любви к городу Владимиру, Андрей Боголюбский решил возвратиться туда и остаться навсегда. Вместе с собой он привёз неизвестную икону с изображением Марии – Матери Божьей. По сей день она имеет огромное значение для церкви, а православные припадают к ней, прося помощи при любых нуждах (оригинал хранится в Третьяковской галерее).
Владимир на тот момент был отстающей частью княжества, с точки зрения политики и экономики. В 1157 году умер князь Долгорукий, и престол по праву достался его сыну. Однако, согласно краткой биографии Андрея Боголюбского, он не захотел покидать родной Владимир и переезжать в Киев.
Вместе с собой он привёз неизвестную икону с изображением Марии
Сразу же произошло перераспределение власти, которое до сих пор является предметом спора между историками. Согласно биографии Андрея Боголюбского, он изгнал из княжества всех людей, близких ему по крови, чтобы устранить претендентов на трон и стать единым правителем на Суздале-Ростовских землях.
За все годы правления князь присвоил себе множество земель и оказывал существенное влияние на север и восток Руси. В 1169 году Андрей совершил наступление на бывшую столицу Руси Киев. Город остался почти полностью разорённым.
Биография патриарха Кирилла: интересные факты
Внутренняя и внешняя политика
Главным достижением князя является процветание в суздальских и ростовских регионах, а также расширение территории княжества. Хороший толчок к экономическому развитию дало бегство народа из столицы, которые были наслышаны о добродетелях Боголюбского Андрея и надеялись, что именно он даст им хорошую жизнь.
За период правления Андрея Владимир достиг высокого уровня политического воздействия на иные регионы. Город расцветал с каждым годом всё больше. А позже во Владимире и вовсе сосредоточился центр политической власти.
За период правления Андрея Владимир достиг высокого уровня
Кроме того, Боголюбский практически заново отстроил Владимир. За годы его княжества было возведено огромное количество сооружений, в том числе, Успенский собор, Владимирская крепость, которые на сегодняшний день являются реликвиями русского народа.
Загрузка …
Святой Боголюбский Андрей также хотел привить русскому народу духовность и многое для этого сделал.
Несколько раз князь просил киевскую митрополию дать религиозную самостоятельность Владимиру, на что каждый раз её члены отказывали ему. Князь также ввёл множество христианских праздников.
Но это не все благодетели Андрея Боголюбского. Он славился также тем, что построил огромное количество храмов и соборов.
Князь стремился создать идеальную защиту для своих территорий от врага и всегда тяготел к независимости. Боголюбский также совершил несколько успешных походов со своим войском на Булгарию.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (описание)
Смерть и канонизация
Житие Боголюбского Андрея закончилось в 1174 году. Он погиб от рук, что называется, «больших» бояр, не разделяющих его методику властвования. Убийство произошло в ночь с 28 на 29 июня.
Согласно летописям, возглавили бунт дальние родственники правителя, которые некоторое время проживали и правили на теперешних московских землях. Убили Святого и Благоверного князя Боголюбского Андрея обманом в собственной спальне. Поскольку правитель был сильным, он достаточно долго сопротивлялся. А когда изнемог, то окровавленный упал на пол.
Житие Боголюбского Андрея закончилось в 1174 году
Убийцы подумали, что он умер и вышли из покоев. Но Андрей остался жив. Ему даже удалось доползти до лестницы и спрятаться. Но окровавленный след не позволил ему скрыться. Тогда враги нанесли последний удар. Перед смертью Боголюбский обратился к Богу и сказал: «Господи, придаю душу свою в руки Твои!».
Тело князя лежало на земле до тех пор, пока люди грабили его дом. И только верный помощник Кузьмище Киянин не побоялся и отнёс тело Андрея Боголюбского в церковь, где через несколько дней после смерти бывшего правителя отпели.
Сейчас мощи Андрея Боголюбского хранятся в раке в кафедральном соборе Владимирской митрополии
Церковь покрова на Нерли: описание, история, фото
В 1702 году князя причислили к лику Святого и Благоверного. Гроб правителя вскрыли в 1919 году зимой. Сейчас мощи Андрея Боголюбского хранятся в раке в кафедральном соборе Владимирской митрополии (также государственный музей).
Источник: https://Molitvy.online/ugodniki/andrey-bogolyubskiy-biografiya/
Андрей Боголюбский — биография и правление
Андрей Боголюбский – князь Вышгородский, Дорогобужский, Рязанский и Владимирский. Является сыном Юрия Долгорукого. При правлении Петра 1 Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью.
В период правления Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальское княжество приобрело большое влияние на Руси и со временем стало основой Российского государства. В данной статье мы рассмотрим главные события биографии князя Боголюбского и наиболее интересные факты из его жизни.
Итак, перед вами краткая биография Андрея Боголюбского.
Биография Андрея Боголюбского
Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года в Ростове Великом. В 1149 г. Юрий Долгорукий поручил Андрею править Вышгородом. В скором времени молодой князь участвовал в войне против полоцкого и волынского государя Изяслава Мстиславича. Дойдя до Волыни он показал невиданную отвагу при осаде Луцка.
В 1153 г. Боголюбский начал править Рязанским княжеством, однако вскоре был изгнан с престола Ростиславом Ярославовичем. Позже он вновь стал управлять Вышгородом, но уже в 1155 г. решил уехать во Владимир-на-Клязьме, выкрав при этом икону Богородицы.
По преданию, Андрей Боголюбский якобы увидел сон, где ему было сказано оставить икону во Владимире, что он и сделал. Кроме этого, на месте, где ему приснился сон, князь образовал поселение Боголюбово. Именно после этого его прозвали Андреем Боголюбским.
Правление Андрея Боголюбского
Когда в 1157 г. Юрия Долгорукого не стало, Андрей Боголюбский начал править Владимирским, Ростовским и Суздальским княжествами. Вскоре он решил сделать столицей Владимир.
После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.
Золотые ворота во Владимире
Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.
В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.
В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.
В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.
Реконструкция замка Андрея Боголюбского
Андрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.
Взятие Киева (1169)
После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.
Однако когда в борьбу за престол вмешались другие родственники, начались междоусобные войны. Мстислав Изяславич Волынский захватил Киев, изгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил править Новгородом собственного сына Романа.
Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.
Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.
Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.
В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.
Поход на Новгород (1170)
Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.
Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.
Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана Билибина
Ряд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.
Осада Вышгорода (1173)
Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.
Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.
Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.
Андрей Боголюбский реконструкция Герасимова
Мстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.
Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.
Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.
Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.
Походы в Волжскую Булгарию
В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.
Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.
И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.
Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово
Личная жизнь
В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.
Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.
Смерть и канонизация
Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.
Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.
Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.
Убиение Андрея Боголюбского
Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.
Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.
Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.
Если вам понравилась биография Боголюбского Андрея – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Источник: https://interesnyefakty.org/andrej-bogolyubskij/
Андрей Боголюбский краткая биография (1111 — 1174)
Андрея Боголюбского с отцом, Юрием Долгоруким, связывали сложные отношения. Долгорукий не хотел отказываться от идеи главенства Киева и упорно стремился «сесть» там.
Андрей Юрьевич, напротив, весьма успешно трудился над созданием нового центра притяжения — Владимира. Но и тот, и другой — один невольно, другой вполне сознательно — определили дальнейшее развитие Руси.
И произошло это именно в середине XII века.
В жизни и поступках великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского было много противоречий. Как человек своего века, он был жесток. Политическая дальновидность сочеталась в нем с хитростью и властолюбием.
Любовь к благочестию и богослужебной красоте — со стремлением угри помощи Церкви решать сиюминутные административные задачи. Но в истории он остался именно как «Боголюбский».
Кратко годы правления Андрея Боголюбского:
- князь Вышгородский (1149, 1155)
- Дорогобужский (1150—1151)
- Рязанский (1153)
- великий князь Владимирский (1157—1174).
Андрей Боголюбский, годы жизни и правление князя Андрея
Исторические источники неспособны просветить относительно ранних лет жизни великого князя Андрея Юрьевича. Исследователи не могут даже сказать определенно, в каком году он родился. Опираясь на указание Татищева, что убит князь был в возрасте шестидесяти трех лет (в 1174 году), следует назвать годом его рождения 1111-й, однако иногда период его появления на свет определяют как «между 1120 и 1125».
Первая дата представляется более правдоподобной, ибо Андрей Боголюбский был, видимо, вторым сыном многодетного Юрия Долгорукого. В первый брак Юрий Владимирович вступил в 1107 году, взяв в жены дочь половецкого князя Аепы, и спустя четыре года на свет появился Андрей Юрьевич. Все сходится.
Место его рождения — Ростово-Суздальская Русь, здесь он получал первые впечатления жизни и именно этот глухой и лесистый край считал своей родиной. Боголюбский очень значимая и яркая личность России в истории становления государства Российского.
Юность князя Андрея Боголюбского, междоусобные войны
С молодых лет князь Андрей оказался погружен в омут междоусобных распрей, в которых принимал живейшее участие его отец.
Борьба велась главным образом вокруг Киева, он несколько раз переходил из рук в руки, и Андрей Юрьевич исправно участвовал в битвах на стороне Юрия Долгорукого, проявляя несомненную храбрость. В одной из схваток, под Луцком, он чуть не погиб, из битвы его вынес конь.
Благородное животное, будучи смертельно ранено, спасло своего хозяина, и тот почтил память верного друга, как умел: по-хоронил его на холме у реки Стырь.
Вместе с тем на фоне своих родственников князь Андрей Юрьевич демонстрировал исключительное миролюбие.
В частности, в 1150 году именно он настаивал на примирении давних врагов и соперников за киевский престол — Юрия Владимировича и Изяслава Мстиславича. Однако мир был недолгим.
Юрий Долгорукий отказался вернуть Изяславу добычу, захваченную под Переяславлем, что являлось одним из условий договора, и распря вспыхнула с новой силой.
В 1151 году Изяслав Мстиславич одержал победу над своим соперником. Победу, как казалось, окончательную. Он утвердился в Киеве, а с поверженным Юрием Долгоруким заключил договор, согласно которому тот должен был вернуться со всеми своими сыновьями в родную Суздальскую землю.
Однако Юрий Владимирович отправляться восвояси не спешил, вызвав недовольство своего сына Андрея, чувствовавшего себя в южнорусских землях неуютно и понимавшего, что здешнее население относится к Долгорукому и его семени как к захватчикам-чужакам и ни в коей мере не поддерживает их притязаний на киевский престол.
В июле 1151 года князь Юрий отправился с сыновьями на богомолье к храму Бориса и Глеба, выстроенному на реке Альте, где был в свое время убит св. князь Борис. Здесь между Юрием и Андреем произошла ссора, и Андрей, ослушавшись отца, уехал во Владимир-на-Клязьме.
Тем не менее в 1152 году он вновь принимал участие в битве на стороне Юрия Долгорукого, когда тот осадил Чернигов, замыслив покарать черниговского князя Изяслава Давыдовича, перешедшего на сторону Изяслава Мстиславича. Осада успехом не увенчалась, а князь Андрей получил под стенами Чернигова ранение.
В 1154 году многолетнее соперничество князей Изяслава и Юрия прекратилась в силу столь же естественного, сколь и неожиданного события: Изяслав Мстиславич скончался.
В марте 1155 года Юрий Долгорукий утвердился в Киеве, уделив Андрею Вышгород, весьма важный в стратегическом отношении (что говорит о доверии Юрия Владимировича к непокорному сыну).
Видимо, Юрий Владимирович имел в виду передать Андрею со временем киевский трон, но самого Андрея Юрьевича эта перспектива не увлекала. В Киевской Руси он по-прежнему чувствовал себя стесненно, и в итоге решился на побег к родным пенатам.
Андрей Боголюбский ворует икону Божией Матери и убегает править во Владимир
Н. И. Костомаров пишет:
«У Андрея, как видно, созрел тогда план не только удалиться в Суздальскую землю, но утвердить в ней средоточие, из которого можно будет ворочать делами Руси…
Андрею, действовавшему в этом случае против отцовской воли, нужно было освятить свои поступки в глазах народа каким-нибудь правом.
До сих пор в сознании русских для князей существовало два права — происхождения и избрания, но оба эти права перепутались и разрушились, особенно в южной Руси.
Князья, мимо всякого старейшинства по рождению, добивались княжеских столов, а избрание перестало быть единодушным выбором всей земли и зависело от военной толпы — от дружин, так что, в сущности, удерживалось еще только одно право — право быть князьями на Руси лицам из Рюрикова дома; но какому князю где княжить, — для того уже не существовало никакого другого права, кроме силы и удачи. Надобно было создаться новому праву. Андрей нашел его; это право было высшее непосредственное благословение религии».
В Вышгороде в то время существовал женский монастырь, в котором помещалась чудотворная икона Божией Матери, привезенная из Константинополя. Об этой иконе в народе ходили самые странные истории.
Рассказывали, например, что, будучи поставлена к стене, икона «отступала» от нее на середину храма, как бы показывая тем самым нежелание находиться здесь.
Вот эту-то икону и задумал взять с собой в Ростово-Суздальскую землю князь Андрей, желая даровать своему родному краю святыню, которая являлась бы зримым доказательством особого Божественного попечения о нем и его жителях.
Взять икону из монастыря открыто он не мог: местные жители ни за что не отдали бы ее.
Таясь от них, он вынужден был действовать ночью, при помощи сообщников из монастырского клира, каковые вынесли икону из храма и — отступать им было уже некуда — вместе с князем и его семьей покинули Вышгород.
Один из этих сообщников, священник Микола, впоследствии напишет повесть об убиении Андрея Боголюбского и тем останется в веках.
Возвышение Владимира во время правления князя Андрея Боголюбского
Уже в дороге унесенная икона Божией Матери начала, как гласит предание, являть чудотворные свойства, тем самым показывая милость Божию к «благочестивому вору». (Вообще, надо отметить, что перенесения тех или иных святынь с места на место часто напоминают банальную покражу.
Самым известным из событий такого рода явилось перенесение мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в Бари, сегодня отмеченное в церковном календаре как один из важных праздников.) Но главное чудо произошло близ Владимира, где лошади встали, не имея сил везти святыню дальше. Божия Матерь явно показала Свое намерение остаться во Владимире.
А ведь он в то время был захудалым городишком, к которому жители Суздаля и Ростова относились с нескрываемым презрением!
В течение нескольких последующих лет Владимир, благодаря трудам князя Андрея, изменился неузнаваемо. Отстраивая и украшая свою резиденцию в Боголюбове, он не забывал и о самом городе, где в кратчайшие сроки появились Золотые ворота (как бы «в пику» аналогичному киевскому сооружению) и поражающий воображение Успенский собор. Вообще князь не жалел издержек на строительство и украшение храмов — видимо, как по личному тяготению к церковному благочестию, так и из соображений упрочения своего авторитета, ибо постройка всякой новой церкви, особенно каменной, богато украшенной, вызывала в народе уважение к ее созидателю. Владимир разросся, заселился и «потучнел». Прибавилось в нем и священнослужителей, вследствие чего, надо полагать, распространилась грамотность. Оживились и окрестные села, залесская глушь стала смотреть веселей.
Итак, своим возвышением Владимир был всецело обязан князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому, и жители здешней земли до поры до времени проявляли, как сказали бы теперь, «лояльность» к нему.
Если бы Андрей княжил в Суздале и Ростове, то там ему неизбежно пришлось бы вступать в трения с горожанами, которые хотя и не были столь строптивы, как новгородцы, но все же считали вечевую власть выше княжеской.
Поначалу к его вокняжению здесь существовали и внешние препятствия: Юрий Долгорукий, не простив упрямого сына, посадил на княжение в Ростове и Суздале самых младших своих сыновей от второй жены. Из них меньшому, Всеволоду (будущему Всеволоду Большое Гнездо), было всего два года.
Тем самым отец стремился унизить Андрея, зрелого мужа, поставив его в один ряд — и даже ниже, так как Владимир считался ниже и Ростова, и Суздаля, — с несмышлеными младенцами.
И вот ведь, нет худа без добра! Не столько Андрея оскорбил отец, сколько жителей Суздаля и Ростова. И после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году они единодушно избрали Андрея на вече своим князем. Он милостиво принял избрание, однако «сидеть» остался во Владимире, а точнее — в Боголюбове.
Андрей Боголюбский князь Ростово-Суздальской земли
Сделавшись единовластным правителем всей обширной Ростово-Суздальской земли, князь Андрей повел политику достаточно жесткую, всячески стараясь умалить значение двух исконных центров Древней Руси — Киева и Новгорода. Для этого он предпринял ряд военных действий. Одно из них, захват и беспрецедентное трехдневное разграбление Киева, вошло ярчайшей страницей в русские летописи (грабители не только убивали и уводили в плен всех подряд, но замахнулись на святое, на церкви — «иконы поимаша, и книги, и ризы…»). Другое отразилось в прославленной иконе «Битва новгородцев с суздальцами».
При этом ни киевского, ни тем паче новгородского княжения Андрей Боголюбский для себя не желал. Он лишь хотел подтвердить собственное главенство не только в той земле, где он фактически княжил, но и по всей Руси. И это ему до определенного момента удавалось. В 1160-е годы он был едва ли не самым заметным «политическим игроком» на всем русском пространстве.
Дабы еще более возвысить значение Владимира, князь Андрей хотел завести у себя собственную митрополию, поставив в митрополиты своего любимца лжеепископа Феодорца, но в конце концов вынужден был отказаться от этого намерения, встретившего упорное сопротивление и в Киеве, и в Константинополе, и даже выдать Феодорца на митрополичий суд в Киев, где того казнили как еретика.
Убийство Андрея Боголюбского в ночь на 30 июня 1174 года
Со временем политика Андрея Боголюбского начала давать сбои. Авторитарный стиль его правления восстановил против него знать Ростова, Суздаля и Владимира. Не говоря уже о том, что среди князей к началу 1170-х годов у него почти не осталось союзников. Слишком часто он указывал им место. Князь лишился поддержки и своих родственников и боярства.
Составился заговор, и Андрей Юрьевич Боголюбский был жестоко убит в своем дворце. Произошло это в ночь на 30 июня 1174 года. А владимирская чернь, словно дурные дети, оставшиеся без присмотра, несколько дней кряду грабила и разоряла Владимир и Боголюбово. Лишь на пятый день народ опомнился и «с плачем великим» похоронил убитого князя у стен Успенского собора.
Канонизация Великого Князя Андрея Боголюбского в 1702 году
Следующим пунктом в нашем рассказе об Андрее Боголюбском должна стать его канонизация, состоявшаяся в 1702 году. И мы уже предвидим удивленный вопрос читателя: за что? Собственно говоря, от большинства своих сродников-современников, то и дело воевавших между собой (при этом страдали мирные поселяне и горожане), он отличался только большими политическими талантами и волей к власти. Миролюбив? Да, но лишь в сравнении с прочими. Благочестив? Да, но чуть было не учинил церковный раскол усердным «продвижением» Феодорца. И все же — канонизирован.
Надо помнить, что Церковь время от времени канонизирует тех или иных государственных деятелей не благодаря, а вопреки многим их деяниям, и случай Андрея Боголюбского здесь не исключение.
Дмитрий Донской (святой благоверный) тоже, кстати, предпринимал настойчивые шаги к возведению на Московскую митрополию своего духовника, архимандрита Новоспасского монастыря Митяя. Но никто, кроме дотошных историков Церкви, давно уже не ставит ему этого лыка в строку.
Да и не помнят об этом. А помнят — Куликовскую битву и благословение прп. Сергия Радонежского. Так и здесь.
Забылась история с изгнанием Андреем Боголюбским своих меньших (от другой матери) братьев из Ростово-Суздальских пределов, забылось инициированное им разграбление Киева. Многое забылось.
Но не забыто то, что именно его, Андрея, избрал Господь орудием прославления выкраденной из Вышгорода иконы Божией Матери как именно «той самой Владимирской», к которой вот уж почитай сколько веков в молении припадает вся Русь. Не забылись дивные белокаменные храмы — тем более что вот они, стоят: пятиглавый Успенский собор, неповторимая церковь Покрова на Нерли.
Наконец, и смерть, поистине мученическая, чего-нибудь да стоит. И вот, мощи боголюбивого князя почивают в Успенском соборе Владимира, и владимирцы чтят его как «своего» святого, а богомольцы, подходя к его раке, произносят:
«Святый княже Андрее, моли Бога о нас».
Так Андрей Боголюбский стал ещё одним Святым Русским.
Источник: https://posmotrim.by/article/andrej-bogolyubskij.html
Андрей Боголюбский – краткая биография: кто это такой, годы правления и политика великого князя
Персоной, оставившей заметный след в истории, стал Андрей Боголюбский. Он запомнился людям как опытный правитель, который сумел существенно расширить территорию государства. Именно он стал человеком, который создал княжество, славившееся силой, ставшее в будущем основой создания современной Российской Федерации. Давайте узнаем подробнее, кто такой был Андрей Боголюбский.
Краткая биография и годы жизни
Примечательно, что эти упоминания появляются в период, когда началось противостояние между двумя важными фигурами: Ю. Долгоруким, который и являлся отцом Андрея, и И. Мстиславовичем.
Однако не существует никаких доказательств того, что дата является точной. Именно поэтому утверждать, что именно указанная выше дата является абсолютно верной, будет неправильно. До сих пор ученые пытаются найти явные доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть правдивость предположений относительно даты рождения монарха.
О ранних годах будущего князя практически ничего неизвестно. Предположительно родитель уделял достаточно внимания процессу воспитания отпрыска. Отец позаботился о том, чтобы он вырос просвещенным человеком. Поэтому он настаивал на получении должного образования.
Примечательно, что много внимания отец уделял духовному воспитанию, желая видеть сына примерным христианином.
Более детальная информация о том, как проходила жизнь князя Андрея, относится к периоду, когда он отметил совершеннолетие и получил от отца право возглавить несколько городов.
Как указано в Википедии, в 1149 году он отправляется в Вышгород. Делает это он, чтобы примерить на себя роль правителя. Долго Андрей не пробыл в этом городке. Уже на следующий год пришлось сменить место правления. Отец отдал распоряжение, чтобы отпрыск отправился на Запад. Но и там он княжил всего один год. После этого Юрий Долгорукий отдает распоряжение вернуться в родные земли.
В суздальских землях Андрей Боголюбский пробыл 5 лет и после отправился снова в Вышгород. Новая поездка была обусловлена желанием Юрия Долгорукого поручить сыну руководство Вышгородом. И снова юноша не сумел задержаться на новом месте.
Спустя какое-то время он вновь вернулся во Владимир. На тот момент город находился практически в упадке. Любой другой соседний городишко мог соперничать с ним по экономическому развитию.
Согласно легендам, именно в тот момент, когда мужчина вернулся во Владимир, он привез с собой икону.
Это интересно! Князь Юрий Долгорукий: интересная краткая биография
В 1157 году погибает его отец. И Андрей Боголюбский становится титулованным князем Владимирского княжества. Он отклоняет предложение бояр отправиться в Киев, чтобы занять место предыдущего правителя. Мужчина принимает решение остаться в родном краю.
Большинство историков связывают данный поступок с тайным желанием. Поговаривали, что он мечтал перенести столицу во Владимир. Официально это произошло. Но намного позже. И поэтому правдивость утверждения подвергается сомнениям.
Но при этом многие соглашаются с тем, что смещение столицы произошло благодаря стараниям этого правителя.
Обратите внимание! В 1162 году князь, заручившись поддержкой верных ему бояр, принимает решение изгнать из княжества не только собственных родственников, но и всех тех, кто состоял в дружине отца. Благодаря данному поступку он стал единоличным правителем земель.
Правление Андрея Боголюбского в княжеской Руси было мудрым. Постепенно ему удалось значительно расширить территорию родного княжества.
Этому способствовали частые походы на окрестные земли, которые неизменно оказывались крайне удачными. Поэтому вскоре Владимирское княжество существенно расширилось. В 1169 году он отправился с верным войском в Киев.
Сражение было изнуряющим. И стало причиной практически полного разорения Киева.
Умер Боголюбский в 1174 году. Он погиб от руки наемного убийцы в ночь с 29 на 30 июня. Теми, кто нанял убийцу, оказались бояре. Как выяснилось позже, многие из них были весьма недовольны тем, какую именно политику ведет монарх. К тому же их не устраивал тот факт, что ему удалось обрести практически безграничную власть. Это и заставило их решиться на переворот, убив законного правителя.
Браки и дети
В 1148 году князь Андрей женился. Но сделал это молодой человек не по большой любви. Его отец настоял на этом браке. В качестве супруги для сына он выбрал девушку по имени Улита. Она отличалась красотой и скромностью, поэтому было много претендентов на ее руку и сердце. И это при этом, что она приходилась дочерью боярину Степану Кучки, который был казнен.
Их брак трудно назвать счастливым, хотя у пары родилось пятеро детей. Их старший сын погиб во время похода против волжских болгар. Еще один сын умер в 1173 году, а князь Юрий, который впоследствии стал супругом царицы Тамары, погиб в 1190 году. Ростислава, единственная дочь князя, вышла замуж за Святослава Вщижского, а ее младший брат погиб в двадцатилетнем возрасте.
Это интересно! Кто такой князь Александр Невский: краткая биография
Источник: https://tvercult.ru/biografii/kto-takoy-andrey-yurevich-bogolyubskiy-kratkaya-biografiya
Андрей Боголюбский 1111 — 1174: биография кратко, годы жизни, деятельность
Князь Андрей Боголюбский – один из видных политических деятелей Древней Руси. Именно Андрей Боголюбский переместил политический и экономический центр Руси из Киева в город Владимир, который позднее стал новой столицей.
Андрей Боголюбский родился, предположительно, в 1111 году (по другим данным, в 1113) и являлся сыном Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха.
О детстве и ранней юности князя мы знаем мало. Согласно сохранившимся данным, Андрей Боголюбский получил неплохое образование и воспитание. Известно, что особое внимание он уделял христианству. Более подробные сведения появляются уже о том периоде, когда начинается его самостоятельная жизнь в различных городах, куда его отправляет отец. В юности Андрей – активный участник походов отца.
В 1149 году Юрий Долгорукий отправляет Андрея Боголюбского княжить в Вышгород, однако уже через год переводит его на запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу. Несмотря на пожелания отца, в 1151 году Андрей Юрьевич уходит в Ростово-Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи.
Владимир становится столицей княжества. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбово – любимая резиденция князя, по названию которой он и получил свое прозвище. После смерти отца, вопреки его прежним желаниям, Андрей становится еще и князем ростовским и суздальским.
А также наследует титул великого князя.
В своей политике князь Андрей Боголюбский прикладывает немало усилий для превращения Владимира в столичный город. Во времена его правления был построен Успенский собор и многие другие сооружения, которые продолжают оставаться памятниками культурного наследия.
Кроме этого, укрепляя свою власть, он перенес из Южной Руси особо чтимую икону Богородицы. По его приказу были составлены сказания о ее чудесах и о победоносном походе на волжских булгар в 1164 году, которому было придано всемирное значение.
К заслугам Андрея Боголюбского можно отнести меры по защите внешних рубежей от набегов кочевников и стремление его к независимости Руси от внешних сил. Успешными оказались и походы русских войск на Волжскую Булгарию.
Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами привели к заговору против Андрея Боголюбского, в результате которого в ночь с 28 на 29 июня 1174 года он был убит.
Источник: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/andriei-bogholiubskii
Князь Андрей Боголюбский
Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 — 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.
Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси.
Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей.
Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.
В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.
Андрей Боголюбский. Краткая биография
Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год.
О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству.
Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.
В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород.
Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери.
После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.
После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.
Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.
В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.
За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.
Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.
Канонизирован в 1702 году.
Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского
Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.
Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.
Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.
Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом.
Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии.
Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.
Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.
Итоги правления Андрея Боголюбского
Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.
Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
Источник: http://historykratko.com/knyaz-andrey-bogolyubskiy
Краткая биография князя Андрея Боголюбского
История России / Князь Андрей Боголюбский / Краткая биография князя Андрея Боголюбского
Биография Андрея Боголюбского (кратко)
Самые первые летописные упоминания об Андрее Боголюбском датируются периодом соперничества его отца Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславовичем, своим племянником.
При этом, точная дата его рождения неизвестна, но исследователи утверждают, что это было в 1111 году в Суздале.
Также скудны сведения и о ранних годах будущего русского правителя, но вряд ли он не смог получить принятое тогда для князей хорошее образование и воспитание, большую роль в котором занимали христианство и духовность.
После своего совершеннолетия в 1149 году отец отправляет Андрея княжить в Вышгород, но через год он был переведён в западные территории Руси, где взял управление над городами Пересопница, Пинск и Туров.
В 1151 году Юрий возвращает его в Суздальскую землю, а в 1155 году опять посылает его княжить Вышгородом. Против воли отца Андрей вскоре вернулся во Владимир, привезя с собой, согласно легендам, икону Богорордицы.
Далее он продолжает править Владимиром.
После кончины Долгорукого в 1157 году Андрею переходит киевский княжеский престол, но он напрочь отказывается от переезда в Киев, противясь обычаям. В том же году Боголюбский избирается князем Владимирским, Суздальским и Ростовским. Уже в 1162 году он, заручившись немалой поддержкой, изгоняет своих родственников из Ростово-Суздальского княжества, становясь единым правителем в княжестве.
- За срок своего правления Русью Андрею Боголюбскому удалось подчинить себе немалые территории, завоевав большое политическое влияние в северо-восточной части Руси.
- В 1164 году его войско совершает поход на волжских булгар, который оказался довольно удачным, а в 1169 году он разоряет со своей дружиной Киев.
- Князь Андрей Боголюбский погиб в ночь с двадцать девятого на тридцатое июня 1174 года в результате боярского заговора в Боголюбове, а уже в 1702 году он был канонизирован русской православной церковью.
- В период правления данного правителя Ростово-Суздальское княжество начало свой расцвет, благодаря тому, что в него стали сходиться людские массы, бежавшие с Киева и других княжеств, которые постоянно подвергались набегам кочевников.
- Историки считают, что именно грамотная внутренняя и внешняя политика Боголюбского смогли превратить Ростово-Суздальское княжество с городом Владимир в один из самых мощных экономических и политических центров державы.
Видео-лекция по теме: краткая биография Андрея Боголюбского
Интересные материалы:
Источник: http://student-hist.ru/knaz-andrew-bogolubskiy/kratkaya-biografia-andreya-bogolubskogo/
Биография Андрея Боголюбского кратко
Данных о точной дате рождения Андрея Боголюбского нет. Исследователи склоняются к мнению, что рожден он был в Суздале в 1111 году. Он доводился сыном князю Юрию Долгорукому. Образован был, как и все княжеские особы того времени в стиле христианства и духовности.
В 1149 году отец отправил Андрея в Вышгород. Имея характер своенравного и властолюбивого человека, он в 1155 году бежал во Владимир, чем разгневал родителя. Андрей желал видеть Суздальские земли сосредоточением государственной жизни Руси. Владимиру предстояло стать центром всего княжества. Но из-за боязни недовольства народа ему было необходимо заручиться поддержкой церкви.
Убегая во Владимир, он похитил монастырскую икону Пресвятой Богородицы, которая была известна своим чудодействием. С ее помощью Андрей хотел благословить этот город, придав ему статус благословенного.
Боголюбским его прозвали после случая на ночлеге, на который он остановился недалеко от Владимира. Во время сна к Андрею явилась Матерь Божья.
По ее просьбе, в селе на месте его ночлега была возведена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
После убийства Юрия Долгорукого (1157г.) народ Ростова и Суздаля избрал Андрея своим князем. Владимир стал столицей княжества. Именно здесь им были выстроены первые каменные монастыри, храмы и укрепления. Эти шедевры древнерусского зодчества прославились на весь мир.
Андрей Боголюбский отобрал владения у своих братьев и отправил их в изгнание. Так же были изгнаны бояре, не желавшие мириться с самоуправством Боголюбского. Это укрепило его власть, но увеличило число его врагов.
Но политические взгляды Андрея были нацелены далеко от его владений. В 1169 году Боголюбский объединяет в рать 11 князей и выдвигается на Киев. Город был разорен и разграблен. Владимир стал главенствующим городом.
Деспотичный Андрей Боголюбский был известен своим жестким, а порой и жестоким отношением к приближенным. Ссоры со служителями церкви привели к заговору против него. После удавшегося покушения на князя в 1174 году в течение шести дней в Боголюбове продолжались грабежи и расправы над приближенными, когда-то всенародно любимого князя.
Подробная биография
Андрей Юрьевич Боголюбский, рождённый в 1111 году, стал известным как великий князь Владимирский. О жизни Андрея до княжества известно очень мало. Считается, что он получил хорошее образование и воспитание, поскольку являлся сыном князя. Много времени посвящал духовности и христианству.
Отцом Андрея являлся князь Юрий Долгорукий, мать — дочь Аепы. Семья состояла из супруги Улиты Степановны Кучко, четырёх сыновей и дочери.
По велению отца, Андрей княжил в Вышгороде, Западной Руси, Турове, Пинске, Пересопнице и Владимире. Именно во Владимир из Вышгорода он привёз икону Святой Богородицы, которую назвали иконой Владимирской Богоматери.
Часто вечернем он ее ставил посреди церкви и утверждал утром, что икона отходит от стены чтобы сбежать отсюда, что ей здесь не нравится. Сговорившись со священником ему удалось перевезти икону во Владимир.
После этого события Андрею привиделся сон, в котором явилась Богородица и сказала, чтобы он икону оставил здесь. Именно так было сделано.
В 1157 году умирает отец Андрей, и он получил звание Великого князя. Через пять лет он выгнал всех своих родственников из княжества и стал главным и единственным представителем власти в Ростово-Суздальском княжестве из семейства.
Поскольку Андрей после смерти своего отца не отправился княжить в Киев, оставшись во Владимире, он автоматически сделал этот город новой столицей государства.
За весь период правления, Боголюбский завоевал много земель, совершил нападение на поселение болгар, разорил Киев.
В июне 1174 году великий князь Владимирский скончался. Сейчас его мощи находятся в Успенском соборе города Владимира. Убили Андрея его же бояре. Это было жестокое нападение, нанесены множественные удары, которые забрали жизнь. Пока труп был на улице жители города грабили княжеское имение.
На третий день священник отпел князя и его похоронили. В XXI веке была найдена и восстановлена надпись в Спасо-Преображенском соборе, на которой было указано при каких обстоятельствах был убит князь, а также список людей, имеющих отношение к его смерти.
У Андрея оставался жив только один сын, который мог стать полноправным правителем княжества, но он отказался.
Андрей Боголюбский стал одним из самых известных правителей. Ему удалось создать сильнейшее княжество на Киевской Руси. Он беспокоился о своих землях и его не пугали сложные битвы, злые враги.
Всегда был наготове, рассудительный и осторожен. Несмотря на всю его серьезность и воинственность, Андрей не любил воевать и убивать людей.
Бывало, что после удачного боя, он обращался к отцу с просьбой о договоренности примирения с врагом.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
- Георгий Жуков
Георгий Константинович Жуков родился в Калужской губернии в 1896 г. С 1914 по 1916 гг. служил в царской армии. Участвовал в сражениях на юго-западной и западной Украине против австро-венгерских войск - Краткая биография Братьев Гримм
Якоб был рожден в январе 1785 года, а его младший брат Вильгельм 24 февраля 1786 года. - Денис Васильевич Давыдов
Родился Денис Давыдов в 1784 году в состоятельной семье. В детстве Давыдов встретил полководца Суворова, который признал в юноше будущего бравого военного и не ошибся - Пастернак Борис Леонидович
Краткая биография Бориса Пастернака - Лавр Корнилов
Лавр Корнилов – величайший командир русской армии, участвовал в Первой Мировой войне, один из первых основателей отрядов Белого движения на Кубани.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/andrej-bogolyubskij