Протоиерей Николай Гурьянов. Фото митрополита Псковского и Порховского Тихона, 1986 год.
Это категорически другой мир, особый, с очень домашним укладом, где действительно каждый друг друга знает. Даже сейчас, в XXI веке, с Интернетом в каждом курятнике и планшетом у грудничков.
Отца Николая Гурьянова не стало 17 лет назад, но он не покинул свой любимый остров: в скромном зеленом домике, где ничего не изменилось за это время, в шуме деревьев на кладбище, которые он сам сажал, в церкви Николая Чудотворца, белеющей стройной колокольней, в волнах Псковского «моря», «бьющихся о борт» современной моторки, — повсюду его душа. А прежде всего — она в людях, которые несут в сердце и чтут его дела и слова.
Сегодня, в день памяти отца Николая Гурьянова мы попросили рассказать о том, каким был старец, людей, которые лично знали его.Не унывай
…Он вдруг приподнял за чуб мою голову и внимательно посмотрел мне в глаза.
— Ты монах? Нет еще? А хорошо бы тебе в монастырь!
В монастырь?! Я не выдержал и просто расхохотался ему в лицо! Ну и старик, что он говорит? Да у меня скоро свадьба! Я хотел было сказать ему об этом, но отец Николай прикрыл мне рот рукой, как будто и так знал каждое мое слово.
— Молчи, молчи! А хорошо бы тебе в монастырь! Я снова рассмеялся.
— Да нет же!.. — начал я.
Но старец опять не дал мне ничего сказать.
— Смотри, Георгиюшка, когда будешь в монастыре, случится у тебя искушение. Но ты не унывай!..
(Из книги «Несвятые святые», митрополит Псковский и Порховский Тихон)
По убеждению митрополита Псковского и Порховского Тихона, батюшка Николай Гурьянов был человеком совершенно особенным, живущим «и в нашем, и в совершенно другом мире» — в этой способности и крылся источник многочисленных непостижимых для обычного ума случаев, связанных с жизнью и служением старца.
«Отец Николай, в первую очередь, был бесконечно добрым и любящим всех человеком, — вспоминает митрополит Тихон, — а на любовь человеческую отвечает и Бог, который тоже есть Любовь.
Поэтому именно через отца Николая Бог помогал очень многим людям и открывал очень многое и необычайно важное для них, начиная бытовой жизнью кончая высокими вопросами.
Это был подвиг служения, подвиг Любви и, самое главное, — подвиг веры в Бога».
«Ты отсюда не уезжай»
Наталья Сычева — коренная жительница острова. Как и для всех остальных, батюшка был для нее неотъемлемой частью повседневной жизни, к нему можно было забежать поздороваться, спросить совета и благословения.
Мы созвонились с ней вечером — в течение всего дня у жителей острова очень много забот, свободную минутку найти сложно.
Услышав, что готовится статья ко дню памяти батюшки, Наталья начала свой рассказ-воспоминание именно с 24 августа 2002 года.
«Как ни странно, — хотя, может, и не странно это было, — в ночь перед его уходом был очень сильный туман. От озера сантиметров десять. На следующий день туман сгустился еще больше — непроглядно.
В этот день нам, местным, удалось подойти к батюшке попрощаться — и когда мы все к нему подошли, стало открываться небо. Стали приезжать паломники сотнями. А вообще шел разговор, чтобы в эту ночь его увезти в Печоры втайне. Поэтому такое чудо батюшка совершил — из-за тумана вывезти его было просто нереально.
На похоронах было тысячи четыре народа — все переполнено, те, кому не хватило комнат в домах, ночевали в храме».
Наталья помнит множество мелких бытовых деталей, которые так ценны для тех, кто не успел познакомиться с удивительным старцем, но хотел бы представить его, почувствовать его присутствие.
Она вспоминает, как он ходил из дома в дом — знал, где болящие лежат, кого поддержать надо, кого исповедовать. Когда встречал школьников на улице — всегда трепал за чуб и говорил: «Учиться, учиться и учиться».
Пьяницам, если попадутся на пути, вечно разбивал бутылки. Тем, кто уходил в озеро — частенько перебегал дорогу. Говорил, на удачу.
Если пеклись пироги в семье на Талабске — первый пирог отца Николая был. А еще очень любил налима — и местные никогда об этом не забывали, всегда угощали: то рыбой, то ухой.
Спрашиваю: каким он был человеком? «Солнышком, — несмотря на то, что мы с Натальей говорим по телефону, я понимаю, что она улыбается.
— Светлый, добрый был, ничего не имел: подрясничек штопанный-перештопанный, валеночки обрезанные — у него ножки болели, поэтому он и осенью, и летом, бывало, в них проскочит…».
Седовласый, с невероятно сердечной улыбкой, проникающими в самую суть глазами и — неординарным складом ума, которому и высокий склад был под силу, и по-детски открытый юмор. «Даже если скажет, подковырнет — все равно было приятно, потому что это не со злости, — говорит Наталья.
— Помню, мы, девчонки, частенько ходил в брюках, спортивках. Многие священники видя такое, учить начинают. А он не учил, просто «мужичком» называл. Так и слышишь: «Чего не идешь? Иди, благословлю! Мужичок!» Даже такие его слова за радость были».
Наталья Сычева: «Когда у нас история была с банкротством колхоза, я очень хотела спросить у него, что делать, стоит ли бороться. А его закрыли тогда и пускали не всех. У них соседка была Ирина Алексеевна, царство небесное, я ей говорю: «Баб Ир, проведи меня!» И вот мы после обеда идем огородами, задами, чтоб никто не видел.
Я в домик — и на коленки перед батюшкой. Так он меня не отпускал, за руку тогда держал. А у меня были мысли просто уехать с острова, молодая была, перспективы не видела. Сижу и в мыслях это держу. Мы с ним поговорили, а потом собралась я уходить — он меня за руку схватил и говорит: «Все меня любили — все меня забыли».
Я говорю — «Батюшка, как же вас забыли? Вас как любили, так и любят. Я не поняла, что он хотел этим сказать. Может, он имел в виду свое положение, что не пускали к нему никого, тяжело ему было, но поделать он ничего не мог. Я начала прощаться, попросила благословить, он опять — за руку. «А ты-то отсюда не уезжай, ты здесь нужна». А я даже не говорила об этом.
Теперь я понимаю, что он имел в виду на самом деле».
По словам Натальи, отец Николай Гурьянов продолжает хранить остров, его жителей и многочисленных паломников. Местные, например, если кто-то заболел, особенно ребенок, — сразу идут к батюшке на могилу, веря беспрекословно в его помощь. Множество раз помогала его сила и приезжим, исцеляя и утешая.
Жители Талабска ощущают его покровительство даже в том, что их земля продолжает жить — несмотря на то, что вокруг бушует экономический кризис и ухудшается экология. Острову постоянно помогают — региональные власти, церковь, паломники.
Единственное, чего боятся сегодня жители Талабска — разговоров о канонизации старца и перенесении его мощей в Псково-Печерский монастырь. Но Наталья думает, что этого не допустит сам батюшка: «Остров — его пристанище до конца. Пока кто-то из наших местных будет жив — думаю, он будет с нами.
По крайней мере, надеюсь на это. Он столько лет был здесь, мы бы без него пропали».
«Химию — не надо!»
«Первая реакция у всех, кто первый раз попадает на остров, — слезы, — говорит прихожанка храма Ильи Пророка с Мокрого луга Татьяна. — Слезы покаяния, ведь когда человек грешный встречает что-то святое, идет очищение».
Татьяна приезжала на остров несколько раз. В первый раз отправилась в поездку к старцу в какой-то степени из любопытства, но в большей степени, конечно, чтобы получить жизненный совет.
«Ехала с нами тогда женщина молодая. Ехала и курила. А мы-то все православые люди, отодвинулись так от нее: как же, едет к святому старцу — и курит, — вспоминает Татьяна. — Еще и перегар какой-то ощущается… Приехали на остров, ждем у домика. И вот — бежит отец Николай. Он подбежал к нам и первой благословил эту женщину. Говорит ей: «Ах, какая у тебя кофточка-то хорошая.
Дала бы ты мне такую кофточку поносить». Она по простоте душевной ему в ответ: «Батюшка — на, носи!» Он всех благословил и тут, видимо, по его внутренней молитве Господь нас вразумляет: не смотрите на ее лицо и сигарету, смотрите, какая душа у нее прекрасная. Смотрю на других — они прочитали в себе то же самое.
Батюшка одним словом все нам прочистил и сказал так, что мы все поняли — он нас просто посрамил».
Умение сказать каждому то, что нужно ему именно сейчас, производило неизгладимое впечатление на паломников. «Каждый приходил со своей нуждой, он шуточкой-прибауточкой, скажет скороговорочку — кому надо, тот услышал, нашел ответ на свой вопрос и отходит. Так мы и приезжали — кто с чем», — объясняет Татьяна.
При этом слова отца Николая Гурьянова были, как сейчас принято говорить, адресные — понимал их только тот, к кому они были обращены. Ценил батюшка и молчание, просил не делиться со всеми подряд своими впечатлениями. «А мы по первости как базарные тетки делиться бросились после встречи с ним, — смеется Татьяна. — Катер-то и заглох наш посередине озера.
Так батюшка нас вразумил: молчите. И мы замолчали. Не на оставшуюся жизнь, но до дома точно».
Как и многие другие, вспоминает псковичка и чудеса веры, которые являл старец. И простые, обыденные — как, например, фотопленка засветилась у алтарника, который без благословения решил батюшку запечатлить, до совершенно непостижимых, связанных со случаями исцеления неизлечимо больных людей.
Татьяна: «Как-то раз я дежурила в храме на кассе, и к нам пришла женщина: она сказала, что не может не поделиться своей историей, что ее переполняет то, что случилось с ней. Рассказала, что у нее дочь заболела раком крови и ей предстояла операция. Они с мужем услышали про старца Николая и решили взять благословение.
Приехали на остров, а батюшка Николай уже очень тяжело болел, буквально любое движение вызывало у него невероятную боль. Ему очень турдно было говорить, поднимать глаза, повернуть голову, шевелить губами. Их не пускали к нему — тогда разное говорили, но, наверное, люди, которые за ним ухаживали, не хотели, чтобы кто-то батюшку беспокоил.
Девушка эта была очень небедная, ее все же пустили к старцу с мужем и дочкой. А у батюшки был такой любимый кот Липка, потом отец Николай отдал этого кота одной из наших прихожанок. Как она мне рассказывала: влетает она к нему и кричит: «Батюшка, благословите!» Он открывает глаза и тихо-тихо, одними губами говорит ей: «Химию не надо».
Она ему кричит: «Батюшка, какая химия? У меня дочь умирает! Вы что? Благословите на операцию!» Он ей опять тихо-тихо: губами: «Химию — не надо». И она усомнилась. Подумала: «Старец — ненастоящий!» Вдруг видит: с мужем что-то не то. А он смотрит на девочку: ее расцарапал кот Липочка. Тут женщина вообще страшные слова наговорила. Они ее бинтуют, на вертолет и мгновенно в Москву.
Прибегают — там их уже ждут. Вдруг навстречу бежит профессор и кричит: «Слушай, подожди с операцией, тут приехало немецкое светило, тебе химию предлагают». У нее как удар молнии в голове слова отца Николая: «Химию не надо!». Дочь увезли на анализы, а в душе у нее — полное смятение. И вот выходит профессура вся, приводят девочку и говорят: «А что вы делаете тут? Она здорова».
Все в обморок. Женщина эта решила: поеду на остров, упаду перед старцем на колени, буду умолять, благодарить, как жить-то иначе? Побежала на вокзал, а там все черно. В кассе несмотря на все связи билетов нет. Спрашивает, в чем дело, а ей говорят: «Старец умер». А черно — монахи приехали со всего света.
Она, конечно, опоздала на похороны, но приехала наЗалит, рыдала, благодарила его на могилке, просила прощения. И когда уже собиралась ехать обратно в Москву, зашла в наш храм и первый, кто ей попался, была я. Мне она все это и рассказала».
Регулярно прихожане храма Ильи Пророка с Мокрого луга (в том числе юные воспитанники воскресной школы) при участии экскурсионного центра «Троицкий» ездят на остров к старцу Николаю Гурьянову — как и многие другие паломники из Пскова, области, России и зарубежья.
«Он же говорил: «Приходите ко мне как к живому», вот и не забывают о нем. Кто из благодарности едет, кто за исцелением, кто в память о духовном отце, — говорит наша собеседница. — Чем дальше — тем большим количеством чад он обрастает. Такое впечатление, что он с нами.
Приходишь к нему в келью — мысленно исповедуешься и ощущаешь, что батюшка тебя благословляет».
К слову, благословлял он, по воспоминаниям, веточкой сирени. «И помазочек у него был — канцелярская скрепка такая, он ее вытягивал и наматывал на нее то ли бинт, то ли вату, — делится Татьяна.
— Он так в пузырьке ею поводит, помажет лоб и кто исцелялся, кто засыпал, забывался, у кого просто грусть отходила, в общем, этого помазания ждали все как манны небесной. А там просто скрепка. Потом эту скрепку он подарил монахине Паисии из Латвии.
Она нам как-то говорит: «Вот что у меня есть» — и достает этот пузырек страшный и этот помазок. Мы с благоговением подходили и она мазала нас — это невероятная святыня.
Татьяна: «Конечно, этот дар Господь за особые заслуги дал отцу Николаю. Наверное, подрастают уже новые старцы, они уже есть. Как же православие в России без старчества. Потом мы узнаем, услышим о них. Господь не оставит наших людей!»
Если впервые прибывшие на остров спрашивали, как пройти к батюшке Николаю, им всегда отвечали просто: «Иди туда, куда идет народ». И пока эта «народная тропа» не заросла, у людей, вне зависимости от их веры или национальности, есть надежда и есть ориентир. И, похоже, с каждым годом свет этого истинно духовного ориентира сияет все ярче.
Источник: http://pln-pskov.ru/church/chpu/353803.html
К путину в кремль пришли в провокационной майке: силовики безмолвствовали
В День России о резонансном деле Ивана Голунова вспоминали не только на Чистопрудном бульваре, но и в Кремле. Одна из приглашенных и вовсе пришла в тематической майке.
А за столиками на приеме только и слышалось: «кто виноват?» и «что теперь будет?» Впрочем, силовики по традиции безмолвствовали и прятались от журналистов за широкими спинами помощников.
Владимир Путин в своем выступлении подчеркнул, что главная цель и общая задача системы — благополучие граждан.
Официальное празднование Дня России началось с вручения государственных премий россиянам, продемонстрировавшим выдающиеся достижения в науке, литературе и искусстве.
Для церемонии впервые в этом году открыли Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, находившийся на реставрации, но большинство приглашенных о переменах могли догадываться разве что по чересчур блестящему паркету (говорят, его покрыли чуть ли не 8 слоями защитного лака).
Остальное убранство специалисты сохранили в целости и сохранности. И даже банкетки, обтянутые в цвет георгиевской ленты на волне патриотических чувств в год возвращения Крыма, вернулись на свои места в прежнем виде.
Приглашенные рассаживались в зале по принципу «цеховой солидарности» — актеры с режиссерами, ученые с изобретателями, представители общественности рядом с гражданскими активистами. Министры и депутаты старательно прорывались в первые ряды, где были зарезервированы места для властной элиты.
Особенно быстро это проделывали представители силового блока, за которыми по понятным причинам охотились СМИ. Однако после настойчивых просьб около журналистов остановился только глава Совбеза Николай Патрушев, заверивший, что по его данным, никто из сотрудников спецслужб в истории с Иваном Голуновым не замешан.
Тогда как Генпрокурор РФ Юрий Чайка и глава СК РФ Александр Бастрыкин с каменными лицами под прикрытием помощников быстро прошмыгнули мимо.
Умнее всех, однако, поступил Владимир Колокольцев: понимая, что больше всего вопросов за последние дни накопилось именно к нему, глава МВД, по всей видимости, заранее запросил себе проход через ВИП-дверь, через которую также входили Дмитрий Медведев и Валентина Матвиенко.
(Кстати, в этом году с ними почему-то не оказалось патриарха Кирилла, который впервые пропустил церемонию награждения и пришел только к приему). Впрочем, о самом резонансном деле силовикам (а заодно и всем присутствующим) упрямо напоминали не только журналисты, но и майка одной из приглашенных с надписью «Я/МЫ Иван Голунов».
Организаторы идентифицировать девушку не смогли, но предположили, что это чья-то родственница.
Пока Путин в Кремле вручает госпремии, прямо перед ним в первом ряду сидит девушка в футболке «Я/Мы Иван Голунов»
Источник: https://www.mk.ru/politics/2019/06/12/k-putinu-v-kreml-prishli-v-provokacionnoy-mayke-siloviki-bezmolvstvovali.html
«Власть его будет погонная…»
В сентябре 1997 года с небольшой группой паломников после завершения престольного праздника в Псковском Снетогорском женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы я отправился на о.Талабск (Залита) к известному всему Православному миру старцу протоиерею Николаю за духовной помощью и советом.
В то время я ожидал переезда из Магадана в Санкт-Петербург всей своей семьи, долго писал и не мог закончить книгу, а потому, по совету людей, направился к батюшке, чтобы узнать, когда мне ждать своих родных.
Каждый из нас паломников надеялся от батюшки узнать о наболевшем, а потому группа собралась быстро, и мы, не теряя времени, отправились в путь.
Быстро темнело, погода портилась, подул пронизывающий ветер с дождем, и на озере поднялись волны. Лодку, в которой мы плыли буквально подбрасывало на волнах. Мы усердно молились, прося у Бога прощения за прегрешения, считая такую погоду укором нам и испытанием.
Но вот лодка причалила к берегу, мы вступили на остров и начали поиск ночлега. К батюшке идти было конечно поздно, да и погода не вселяла надежд, на встречу с ним.
Многие из нас за эту ночь осмыслили свои вопросы, от некоторых суетных и нелепых отказались, но другие стали более лаконичными и сердечными.
Ранним утром 23 или 24 сентября 1997 года, точно уже не помню, нас встречала совсем другая погода – ясное, удивительно чистое небо, полное безветрие и прекрасный восход солнца. Мы, помолясь и поблагодарив Бога за все, отправились к батюшке к его домику. Там уже стояли паломники, некоторые только подходили к заветной калитке.
Как нам сказали опытные паломники, батюшка уже встал и молится перед выходом к вновь прибывшим. Мы вошли во дворик, и стали ждать, наблюдая за всем происходящим вокруг.
Вдруг, все как бы ожило: на крышу дома слетелись голуби, а через несколько минут к воротам калитки подошла …белая лошадь, остановилась, высунув голову за ограду и как бы ожидая батюшку для приветствия…
Нас было человек десять, многие были у старца впервые, и, конечно, мы познакомились друг с другом, запомнив все происходящее вокруг нас до мелочей.
И вот дверь в домик открылась, и батюшка вышел к нам для благословения и помазывания маслом. Поочередно мы с волнением и трепетом подходили к нему, кратко рассказывали о себе: кто и откуда, и спрашивали о своем.
Я тоже спросил, когда мне ждать своих с Севера, на что батюшка ответил: «Скоро. Скоро приедут». Получив благословение для написания книги и совет «поспешая, не спеши», я отошел в сторону. И только одна женщина спросила батюшку не о своем, личном, а о всех нас. Ответы батюшки я не забуду никогда.
— Батюшка Николай, кто будет после Ельцина? Чего нам ждать?
— После будет военный.
— Скоро ли?
— …Власть его будет погонная. Но век его мал, да и он сам. Будут гонения, на черноризцев и церковь. Власть будет как при коммунистах и Политбюро.
- — А что дальше-то будет?
- — А после будет Царь Православный.
- — А мы доживем, батюшка?
- — Вы–то- да.
После этих слов отец Николай благословил женщину. Вслед за ней каждый из нас, стоящих с замиранием сердца в стороне и слышавших слова старца, еще раз подошли к нему и благословились на обратную дорогу.
Признаюсь Вам, что главное, что я запомнил из слов старца – новый президент будет военным. На кого мы в то время только не думали. Руцкой, Лебедь, кто-то другой? Но проходил год-другой, а все они оставались не удел.
Со временем слова отца Николая стали забываться, но 31 декабря 1999 года в 15 часов дня, наблюдая по ТВ «отречение» Ельцина, я как будто очнулся от сна. Удивительно то, что в этот день я был в гостях у еще одного паломника, моего давнего друга, который также был свидетелем слов батюшки.
Вместе мы и припомнили в деталях эти пророческие, исполнившиеся в точности слова отца Николая. Даже слово «пого(а)нная», как бы образное и двусмысленное, тотчас стало понятным, а теперь и вовсе открылось.
Родные мои с севера действительно, как и сказал о. Николай, приехали скоро, через 2 месяца после паломничества к дорогому батюшке. Да и книгу я до сих пор не закончил. А в скором времени ограничился и приезд паломников к батюшке. А ранее ведь к нему во множестве и депутаты из Москвы, и военные, и чиновники за советом и благословением прибывали.
О «погонном» правителе я стал расспрашивать дальше. В то время, когда он уже стал исполняющим обязанности президента, я отправился к одному очень известному и прозорливому игумену, и теперь живущему на покое в древнейшем на Руси монастыре.
Сказанное игуменом потрясло меня еще больше потому, что в точности соответствовало характеристике нового правителя, данной ему почившим старцем Николаем. Я услышал много нового, о чем мне было сказано один на один в келии монастыря с большими и не понятными мне тогда предосторожностями.
Теперь мне ясно, почему игумен был так осторожен и просил не называть его имени где бы то ни было. Об этом я расскажу в другой раз.
Источник: http://www.pravaya.ru/faith/11/730
Что говорил Старец Николай о последних временах
Батюшка не говорил пустых слов о последних временах, а только повторял: «В Слове Божием, особенно в «Откровении Иоанна Богослова», об этом все сказано, а нам не нужно ничего придумывать своего… Скажу только одно: если мы с Господом – антихрист не может причинить нам зла».
Отец Николай очень переживал, что Церковь стала участвовать в суждениях о новых документах. Он говорил: «Нам не нужны эти цифры и номера… Церковь существовала, и будет существовать без них. Но плохо, что нас втянули в эти споры и препирания. Это неправильно, неверно».
Но более всего Батюшка не принимал тот дух запугивания и устрашения, который этому сопутствовал: «Зачем устрашать людей этой бездной зла и все время говорить о зле?! – огорчался он. – Нагнетание тревоги и страха ни к чему хорошему не приведет. Люди не выдержат этого давления.
Тревога уже перешла в неизлечимый страх. Людьми овладел ужас – и они стали рабами слухов. Паники, страха и ужаса. Так человек теряет свободу… Теряет Веру, мужество, Надежду… Про Любовь уже говорить не приходится…
Все с ужасом ждут антихриста и все их мысли посвящены ему и его смрадным делам… Как это не верно! Человек боится всего – физической смерти, уничтожения, гонений, потери близких, голода.
Многие и сейчас уже лишились от этих страхов рассудка, а что потом?! Ведь мы созданы Богом как Его образ и подобие – и так страшимся антихриста, совершенно забыв, что мы Божии!»
«Нечистые духи представляют собой силу лишь по отношению к земле. Небо взирает на них как на заведомо побежденных собственным злом» (Святитель Николай Сербский. Моления на Озере. М. 2004. С. 175)
Еще замечал: «А что вы все говорите – «Время такое!» — Время Божие, длится Седьмой День Господень… А вот люди, да… Люди стали другими… Как-то Божие все ни во что».
«Все эти переживания о документах вызваны двумя причинами – духовное невежество и страх согрешить, — говорил Батюшка. – Потому нельзя сказать ни «да», ни «нет»!
Также говорил: «На все времена нужны смирение, кротость, благодарность Богу и особенно родителям. Это все украшает человека и сохранит вас в последние времена».
«Всегда помните Крест Христов – и спасетесь!»
На вопросы об антихристе отвечал: «Так зачем нам все время говорить об антихристе, если мы Христа ожидаем и к Нему обращаемся непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных… И Бог нас слышит и милует».
«Когда явится антихрист – мы не знаем. Но знаем из Слова Божия, что печать его будут явно ставить на руку и на лоб его слуги – демоны. – При этих словах Батюшка встал, вошел во внутреннюю келлию и вернулся с Геннадиевской Библией в руках.
Восьмой том. – Если тебя будут спрашивать про печать антихриста, то покажи вот эти иконы из Апокалипсиса… Я сейчас положу здесь закладочки… Со словами: «Мы сами ничего не знаем, а Слово Божие говорит об этом так» — и покажи святые иконы».
Закладки Старец сделал на страницах: 468-469 и 476-477. – «Вот так и будут ставить печати» — сказал.
На вопрос: «Батюшка! ИНН – это печать антихриста?» — ответил: «Нет! Нет! Это – не печать антихриста… Но эти цифры не нужны Церкви. Мы все время жили без этого». Митрополиту Филарету Минскому попросил передать через А. А. Сенина слова: «Помоги Вам Господи, Владыка, спасти Церковь от номеров».
Спросили Старца: «Как же узнать, что вот она – печать антихриста, чтобы не погибнуть?» Он ответил: «Своих верных Господь сохранит… Если будете жить по Евангелию, со страхом Божиим, благочестиво, будете молиться Богу, Он и откроет, что это печать… Только мудрить и от себя толковать не нужно… Надо верить Господу, что без Его Святой Воли ничего не бывает».
Он часто говорил: «Господь всегда нам открывает, что грядет… Только надо веровать и молиться. А настоящих христиан, священников, Старцев – можно узнать по их делам… Это верно!»
«Для нас Евангелие должно быть основой всей жизни».
«Если не знаете, как поступить, — доверьтесь Промыслу Божию, и Господь управляет все так, как Ему угодно… Только не противьтесь. Ведь вот какие мы счастливые, что можем с Господом говорить, Царицу Небесную попросить. А это – великое счастие, правда?!»
Когда снова спросили по поводу ИНН, сказал: «А что это такое – ИНН. Мы не знаем…
Оно что, заставляет убивать, пить, курить, бездельничать?! Ты Веру храни во всем, душу свою безсмертную береги от греха — и спасешься.
Ведь православный христианин должен что? — Любвеобильно относится ко всему, что его окружает, и на работе трудиться честно и с совестию… Он так и делает, и никакие номера ему не нужны и не могут изменить его».
О продуктах со штрих-кодами: «Эти продукты не могут причинить нам вреда. Прочитайте молитву «Отче наш» — перекрестите все с Верою, можно освятить святой водой – и не будет никакого горя… Грешно ведь пищу Божию хулить и гнушаться ею».
Матушка Иоанна сказала в ответ: «А вот есть такой Старец – Иосиф – он все продукты и вещи со штрих-кодами в пропасть бросает! Вот, настоящий Старец!» — Батюшка перекрестился на образа и сказал: «А я Бога благодарю, что Он меня не оставляет и посылает милостыньку через людей – хлеб, булочку, вот эту баночку с консервами!» — При этих словах, привстал со стула, достал из пакета банку с печению трески, на которой были штрихи, осенил крестным знамением, и попросил меня: «Матушка! Давай помолимся и покушаем, что Бог послал».
Он никогда не сдирал и не царапал эти штрихи – он их просто не замечал и не обращал ни малейшего внимания на них… И никогда не говорил о «кодах» и «кодировках».
«На последние времена надо «копить» Веру, а не продукты».
«Печать человек будет принимать явно и добровольно… Сохрани Бог всех от нее! Отрекаться будут сознательно. Все будут знать, что это знак сатанинский. Такая мука будет, что от века не видано! Только не нужно бояться.
Отрекайтесь от печати. Надо будет идти на Крест… А потом – Царство Небесное со Христом. Какая радость! Страдания для верующих, не взявших печать, будут коротенькие…
Но сладостно умереть со Христом и за Христа!»
«Господь в те времена сотворит много Милости для людей. Многое станет человеку просто не нужно. Верующие будут довольствоваться малым, и Господь Своих будет питать – чудесно питать. И капелька воды насытит. Только надо Веру истинную хранить… Целовать Стопы Спасителю… Не губить себя и всю землю, весь Божий мир своими грехами».
«Надо свято хранить Евангелие, особенно в сердце. Оно – мера всей жизни нашей. Будьте искренни, нелживы. Живите чистенько. Трудитесь всегда с молитвой – каждый на своем месте, послушании… И не нужно все время говорить и думать об антихристе. Ведь где мысли твои – там и душа твоя. Это очень вредит человеку».
«Ведь, вот, какой ты антихрист будешь, если ты в Храме Богу служишь, молишься? – сказал Батюшка иеромонаху, который все время спрашивал его о печати антихриста. — Доверься Богу и мысли всегда о Нем.
Его, Спасителя держи в уме, сердце и на устах – и не нужно все время говорить об антихристе. Особенно нам, священнослужителям.
Ведь мы всегда со Христом! С Господом! И не нужно омрачаться и бояться!»
Приехали с новостию: «Афонские старцы сказали, что в октябре этого года (2001) – конец… Такое начнется…
Война, мясорубка, всех перемолотят, надо уезжать из городов и прятаться!» — Отец Николай возмутился духом: «Сами перепугались (Батюшка сказал жестче «обосрались», что свидетельствует о его крайнем неприятии) – и бедных людей мучают, запугивают, вместо того, чтобы молиться, трудиться и на Бога уповать».
– Ему возразили взволнованные люди: «Батюшка! Но это – пророчества афонских старцев!» — Он строго ответил: «Это все лганье, а не пророчества!» — и не стал больше говорить и ушел в келлию.
Приведу здесь слова, которые говорил об антихристе Святогорец Старец Эмилиан (игумен монастыря Симонопетра до 2000 г.):
На одной из последних общих бесед сказал, «чтобы мы не волновались. Чтобы мы заботились о том, чтобы иметь живые отношения со Христом. А антихристу не стоит уделять слишком много внимания, потому что в противном случае он займет центральное место в нашей жизни… Антихрист станет в нашей жизни главным, а не Христос».
Один из самых известных подвижников среди афонских Старцев Порфирий Кавсокаливит (1906+1991) добавил к сказанному: «Слава Тебе Боже, что я нашел хоть одного духовника, который согласен со мной.
Детка, знаешь, что наделали [другие] духовники здесь, в миру? Они этими электронными паспортами, числом 666 взбудоражили людей, создали целую кучу проблем, как семейных, так и психологических. Мирские люди не могут уснуть.
Чтобы уснуть, они принимают психотропные препараты и снотворное.
Скажи мне, что это такое? Христос, дитя мое, не хочет, чтобы все было так… А хочешь, я скажу тебе еще кое-что важное? — Для нас, христиан, живущих Христом, не существует антихриста!..
Когда мы имеем в себе Христа, разве может в душу прийти антихрист? Может ли войти какая противоположная сущность в нашу душу? А знаешь, детка, почему мы сейчас так беспокоимся об этих электронных паспортах и антихристе? – Да потому что мы не имеем в себе Христа! Когда мы пустим внутрь себя Христа, тогда все вокруг становится Раем! Христос – это все! так всегда и говори людям, детка. Потому мы и не боимся противного. Понимаешь?!» (Что говорил Старец Эмилиан об антихристе?.
«Если мы имеем в себе Христа, антихрист не может причинить нам никакого зла»
«Однажды я спросил Старца у него в келлии: «Старче! В последнее время много говорят о числе 666, о явлении антихриста, которое приближается… Более того, некоторые утверждают, что антихрист уже пришел, рассуждают об электронной насечке на правую руку или на лоб, о столкновении Христа и антихриста и о поражении последнего, о Втором Пришествии Господнем. А что Вы скажете? –
Геронда ответил: «Что скажу? Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Точно вот что скажу: я знаю, что придет антихрист, что будет Второе Пришествие Христово, но когда – не знаю.
.. Завтра? Через тысячу лет? – этого я не знаю. Однако меня это не тревожит… Потому что знаю, что в час смерти наступит для каждого из нас Второе Пришествие Господне. И этот час для каждого уже очень близок…»
«Геронда! Если в наши дни явится антихрист, даст ли нам Бог выдержать страдания? — Если мы исповедуемся, Христос даст нам эти силы… Пусть вас не тревожат вопросы о последних временах, антихристе и его знамениях, потому что знайте, если мы имеем в себе Христа, антихрист не может причинить нам никакого зла, даже самого незначительного вреда».
«Вот, смотри, — продолжал Старец, — приведу тебе пример: вот, приходит антихрист и ставит мне НАСИЛЬНО печать лазером – 666… Ты спросишь, помилуйте, Старче, разве это не знак антихриста? – Знаешь что? Да если бы он написал на мне лазерными лучами и тысячу раз по 666, запечатлел это нестираемо, я не расстроюсь…
Почему, хочешь знать? – А почему, скажи мне, первых мучеников бросали к диким зверям, но они осеняли себя крестным знамением и львы становились агнцами? Почему потом их бросали в морскую пучину – они осеняли себя крестным знамением, и море становилось твердию, и они ходили по нему как по суше. Почему их бросали в огонь – они осеняли себя крестным знамением, и огонь становился прохладой. Благословенное мое чадо, что мы сейчас из себя представляем? Разве мы верим во Христа? Что значит наше крестное знамение?
Но послушай, зачем тогда пришел Христос? Разве Христос сошел на землю не для того, чтобы укрепить нашу немощь? Вот все это и скажи своему Старцу. И это ты сам говори людям, чтобы они не боялись антихриста.
Люди забыли, что мы – чада Христовы, мы – чада Церкви! (Что говорил Старец Эмилиан об антихристе?. Сайт: Святая Гора Афон. https://www.isihazm.ru/?id=1795)
Грузинский подвижник Старец Гавриил (Ургебадзе 1929+2.11.1995), монах-юродивый, босоногий, в рваной одежде, в камилавке и с диадимой на голове, учил: «В последние времена людей спасут Любовь, Смирение, Доброта. Доброта откроет врата Рая, Смирение введет туда, а Любовь покажет Бога». (Диадима Старца. Воспоминания о грузинском подвижнике отце Гаврииле. М. 2005.С.109)
Источник: https://talabsk.ru/53-chto-govoril-starec-nikolaj-o-poslednix-vremenax.html
Православные старцы XX века, Старец Николай (Гурьянов)
Совсем недавно, 24 августа 2002 года на 93 году жизни скончался известный старец – митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. После его кончины стало известно, что в свое время он принял тайный монашеский постриг, который скрывал по смирению.
Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них – дары прозорливости, исцеления, чудотворений. Со всей России к старцу приезжали на остров Залит верующие люди, нуждающиеся в духовном совете, в молитвенной помощи старца.
Из воспоминаний Священника Михаила Малеева:
“Однажды, мы предприняли путешествие на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. На старом проржавевшем рыбацком катере поплыли мы по Псковскому озеру… Издали остров кажется заросшим деревьями. Многие из деревьев батюшка посадил сам, своими руками, когда в 1958 году перебрался сюда из Литвы.
Приходилось возить их с материка, а потом долго поливать, чтобы прижились… Можно представить, как было трудно каждый день носить до ста вёдер воды по косогорам. Зато теперь деревья плотной кроной мягко укрывают маленький домик отца Николая.
Сколько за эти годы перебывало здесь православных людей со всех городов и всей нашей страны, объединённых одним: любовью к Богу и его Церкви православной…
Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские в Сант -Петербургской епархии в благочестивой семье Гурьяновых.
Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам его семьи: его отец Алексей Иванович был регентом церковного хора, старший брат Михаил был профессором, преподавал в Сант – Петербургской консерватории. Было ещё два младших брата, но они погибли на войне.
С детства отец Николай прислуживал в алтаре. Однажды их храм посетил будущий священномученик митрополит Петроградский Вениамин. Отец Николай рассказывал так: “Владыка служил, а я посох ему подавал, потом говорили мне: “Какой ты счастливый, что с Господом…”.
В 1928 году отец Николай окончил педагогический техникум, потом недолго учился в педагогическом институте. В конце тридцатых годов он был арестован, прошёл этапы, лагеря, ссылки.
Во время тяжких событий батюшка встречал много подвижников, истинных светильников веры. Тогда-то он и дал обет, что станет священником. В те годы побывал он у прозорливого иеросхимонаха Симеона Печерского.
Тот ему три раза сказал: “Толабс, Толабс, Толабс”.
Раньше так остров Залит назывался. И действительно, благословили батюшку служить именно сюда.
8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона, 15 февраля – в иерея.
С 1943 года по 1959 годы отец Николай является настоятелем храма святителя Николая в селе Гегобросты Литовской ССР. В 1958 году отец Николай переведён в Псковскую епархию настоятелем храма святителя Николая на о. Залит. Здесь пройдут 40 лет его пастырского служения. Здесь он станет тем, кем мы его знаем, – батюшка Николай, старец с острова Залит…
Простые слова, которые мы часто говорим друг другу, в батюшкиных устах приобретают особую силу.
“Помоги вам Господи”, – часто говорил он, и что-то тут же происходит и меняется в нашей жизни. Часто можно слышать от батюшки слова говорящие о его потрясающей любви к церкви и России: “Отец Небесный не оставит Россию, трудитесь в России, так здесь хорошо. Господь нас любит, только радоваться и молиться остаётся”.
- Отец Николай говорил просто, часто с прибауткой, со стишком, но всегда точно: “Себя не знаем, нос не задираем”.
- “В священнической семье главное – благочестие, порядок должен быть, это для окружающих главное”.
- На прощание старец дал нам завет: “Радуйтесь и веселитесь, что мы Христовы”.
В последний год перед блаженной кончиной о. Николай, несмотря на перенесенную тяжелую болезнь, все же находил силы для приема паломников, укрепления и наставления их в вере. И мысли старца, высказанные во время этих последних земных бесед, стали своего рода духовным завещанием для православных русских людей.
Когда старца спрашивали, как надлежит бороться с ересью экуменизма, он с улыбкой говорил: “Надо свято хранить чистоту Православия и заповеданное нам святыми отцами. А для этого надо миролюбиво объяснять всеми возможными способами заблуждения экуменистов. Не молчать, а с любовью разъяснять. Только чтобы не было драки”.
А на вопрос, что же он считает самым опасным грехом в душах людей?
Старец Николай ответил:
– Безверие! Это страшно.
- Даже у христиан?
- Да, даже, у православных христиан.
- Старец Николай призывал верующих любвеобильно относиться ко всему, что их окружает.
Старец любил церковное пение, сам сложил немало духовных песен и гимнов, такие, как “Похвала Богоматери”, “Молитва Ангелу – Хранителю”, “Спаситель, согрей мою душу”, “Братский гимн”. “Прошёл мой век, как день вчерашний.
- Как день промчалась жизнь моя.
- И двери смерти страшно тяжки,
- уж недалёки от меня.
- Меня грешного помяните,
- отхожу от вас не навек,
- ещё увидимся”.
- (старец Николай)
Духовные дети старца свидетельствуют об исполнении многочисленных изреченных им пророчеств. По свидетельству очевидцев, недавно дома у одной благочестивой женщины замироточила фотография старца.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/pravoslavnye-startsy-xx-veka/22