Таинства православные, учрежденные божественным провидением священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая божественная благодать.
В православии принято семь таинств, семь даров Святого Духа: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете.
О божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное предание.
Таинства и обряды
Внешние знаки совершения таинств, т.е. церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая несовершенная природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие невидимой силы Бога.
Кроме таинств, в Православной церкви приняты и другие богослужебные обряды, которые в отличие от таинств имеют не божественное, а церковное происхождение. Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь.
Обряды же призывают благословение лишь на внешнюю сторону земной человеческой жизни (см. САКРАМЕНТАЛИИ). Совершение каждого таинства несет с собой особый дар благодати.
В крещении дается благодать, очищающая от греха; в миропомазании – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; елеосвящение – дар, исцеляющий недуги; в покаянии дается прощение согрешений.
Действенность таинств
По учению Православной церкви, таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий.
Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати.
При отсутствии веры и искреннего желания принять таинство его совершение служит к осуждению. О католическом и протестантском учениях о таинствах см. ТАИНСТВО.
Семь таинств Православной церкви
призваны восполнить семь наиболее существенных потребностей духовной жизни человека. Обязательными для всех христиан считаются таинства крещения, миропомазания, причастия, покаяния и елеосвящения.
Таинство брака и таинство священства предусматривают свободу выбора. Таинства подразделяются также на повторяемые и неповторяемые в течение жизни человека. Только раз в жизни совершается таинство крещения и миропомазания, а также таинство священства.
Остальные таинства относятся к повторяемым.
Крещение
– самое первое из христианских таинств, оно знаменует собой вступление верующего в церковь Христа. Его установлению предшествовало, согласно евангелиям, крещение (очистительное погружение в воду) самого Иисуса в Иордане, совершенное Иоанном Предтечей.
Начало христианскому крещению как таинству было положено словами Иисуса, обращенными к апостолам перед его вознесением на небо: «…идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16).
Способы крещения в древней церкви описаны в Учении двенадцати апостолов (1 – начало 2 вв.): «Крестите в живой [т.е. проточной] воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой.
А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды». Вода как элемент космический и сакральный играет важнейшую роль при совершении таинства: крещение совершается через троекратное погружение в воду с произнесением формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Действующая через водную стихию божественная благодать освобождает человека от всякого греха: младенцев – от первородного, взрослых – и от первородного, и от совершенных в течение жизни. Апостол Павел называл крещение банею возрождения.
Во времена послеапостольские уже было принято крещение младенцев. Взрослые приготовлялись к принятию таинства через оглашение (катехизацию). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, в течение которых оглашенным сообщалась важнейшая часть христианского учения.
Перед Пасхой они вносили свои имена в список крещаемых. Торжественное крещение большого числа верующих совершал епископ. Во времена гонений на христиан местом крещения служили природные водоемы, реки и ручьи.
Со времени Константина Великого крещение проходило в баптистериях, специально устроенных бассейнах при храмах (см. БАПТИСТЕРИЙ).
Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело (лоб) крещаемого елеем (оливковым маслом), после чего его облекали в белые одежды, символ обретенной им чистоты и праведности. После крещения в храме причащались Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.
Традиции древней церкви сохраняются в православии и сегодня. Крещение происходит в храме (в особых случая разрешается совершать обряд в доме). Взрослых крестят после наставления в вере (оглашение). Оглашение совершается и при крещении младенцев, а поручителями за их веру выступают восприемники.
Крещаемого священник ставит лицом к востоку и произносит молитвы, отгоняющие дьявола. Обращаясь на запад, оглашенный отрекается от сатаны и всех дел его. После отречения он вновь становится лицом к востоку и троекратно выражает желание сочетаться Христу, после чего совершает коленопреклонение.
Священник кадит купель с тремя зажженными свечами, вручает свечи восприемникам и освящает воду. После освящения воды освящается елей. Над водой творится знак креста елеем, как символ примирения с Богом.
Затем священник изображает знак креста на челе, ушах, руках, ногах, на груди и плечах крещаемого и троекратно погружает его в купель. После купели крещаемый облачается в белые одежды, которые принято сохранять в течение жизни как реликвию. В случае смертельной опасности обряд совершается по сокращенному чину.
Если есть опасность смерти младенца, крещение позволяется совершить мирянину. В этом случае оно состоит в троекратном погружении младенца в воду с произнесением слов «Крещается раб Божий во имя Отца Аминь, и Сына Аминь, и Святого Духа Аминь».
Имя младенцу предоставляется выбирать его родителям, а взрослые выбирают его себе сами. Если такое право предоставляется священнику, он обязан выбирать имя святого, ближайшего по времени празднования после дня рождения крещаемого. См. КРЕЩЕНИЕ.
Миропомазание
По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.
Отдельно от крещения оно совершается при помазании царей на царство, а также в случаях, когда к православию присоединяются иноверцы, которые были крещены по обряду, соответствующему правилам Православной церкви, но не были миропомазаны. Миропомазание после крещения происходит следующим образом.
После облачения крестившегося в белые одежды священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новому члену церкви печать дара Духа Святого, и наносит знаки креста миром на его лбу, глазах, ноздрях, ушах, груди, руках и ногах.
Затем пресвитер и новокрещенный вместе трижды обходят со свечами в руках вокруг купели при пении стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Этот ритуал символизирует вступление крестившегося человека в вечный союз со Христом. За ним следует чтение Апостола и Евангелия, после чего происходит т.н. омовение.
Омочив губу в теплой воде, священник отирает места, которые были помазаны миром, со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси…» Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного.
Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви. См. КОНФИРМАЦИЯ.
Покаяние
Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом.
Принимать исповедь может только епископ или священник, так как право прощать грехи они получают через таинство священства от самого Иисуса Христа. Священник обязан хранить тайну исповеди; за огласку исповеданных ему грехов он лишается сана.
Евангельское учение понимает покаяние не просто как раскаяние в содеянном, но как возрождение, обновление человеческой души. Таинство покаяния совершается следующим образом. Перед иконой Иисуса Христа или перед Святым Крестом священник читает молитвы о кающихся для всех пришедших в храм на исповедь.
Само исповедание грехов священнику происходит наедине с ним. Кающийся перечисляет свои согрешения, а когда закончит, делает земной поклон. Священник, возложив на голову исповедника епитрахиль, читает молитву, в которой испрашивает ему прощение, совершает над его головой крестное знамение, а затем дает целовать крест.
В особых случаях священник имеет право наложить епитимью, т.е. определенного рода наказание в соответствии с тяжестью греха. В Православной церкви существует правило, согласно которому каждый христианин должен исповедываться не менее одного раза в год. См. также ИСПОВЕДЬ; ПОКАЯНИЕ.
Причащение, или евхаристия
(греч. «благодарение») – главное христианское таинство. В завершающей части литургии хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа и преподаются для вкушения верующим во освящение души и тела. Принимая Святые Дары, христианин таинственным образом соединяется с самим Христом и делается сопричастным космической церкви.
Православная церковь приобщает верующих Святым Тайнам под двумя видами – хлебом и вином. Священник выносит Святые Дары в чаше из алтаря, верующие подходят к нему, крестообразно сложив на груди руки в знак благоговения, и называют свое имя, полученное в крещении.
Священник при помощи лжицы (ложечки) подает каждому подходящему частицу Тела и Крови Христа (пресуществленные хлеб и вино). Помогающий ему диакон отирает уста причастника платом. Причастившийся целует чашу и в притворе храма запивает причастие т.н. теплотой (вином, разбавленным теплой водой).
В воспоминание братских трапез апостольских времен всем причастникам раздаются частицы просфоры. По окончании службы причастившиеся обязаны прочесть или выслушать читаемые в храме благодарственные молитвы. Церковь допускает к причастию только тех верующих, которые должным образом подготовились постом и покаянием.
Особый вид совершения таинства евхаристии – причащение больных, которые по причине тяжелой болезни не могут присутствовать в храме на литургии. В таких случаях церковь посылает причастие на дом, оставляя для больных часть Святых Даров, приготовленных на литургии. См. также ЕВХАРИСТИЯ; ЛИТУРГИЯ; МЕССА.
Таинство священства
Все таинства, за исключением крещения, может совершать только законным образом (т.е. в соответствии с канонами Православной церкви) поставленный священник, поскольку он при посвящении в сан получает это право через таинство священства.
Таинство священства состоит в том, что через святительское рукоположение (хиротонию) на поставляемого в иерархическую степень нисходит Святой Дух.
Благодать Святого Духа облекает посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим, дает ему право руководить паствой, наставлять их в вере и совершенствовании духовной жизни, также совершать для нее церковные таинства. Степени священства следующие: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Другие лица клира, т.н.
церковнослужители, посвящаются не через рукоположение, а лишь благословением епископа. В высшие степени иерархии посвящаются только после последовательного прохождения низших. Способ поставления на ту или иную степень священства указан в наставлениях апостолов, в свидетельствах отцов церкви и в правилах вселенских соборов.
Каждой степени благодать дается не в равной мере: в меньшей – диакону, большей – пресвитеру и в наибольшей – епископу. Соответственно данной благодати диакон выполняет роль сослужителя епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений.
Пресвитер через рукоположение от епископа получает право совершать все таинства, кроме таинства священства, и все богослужения в своем приходе. Епископ – главный учитель и первый священнослужитель, главный управитель делами церкви в своей епархии. В епископы может рукополагать только собор епископов числом не менее двух.
Таинство священства совершается в алтаре храма на литургии, чтобы новопоставленный мог принять участие со всем клиром в освящении Святых Даров. На литургии рукоположение совершается только над одним епископом, одним пресвитером и одним диаконом. Посвящаемый в диаконы приводится к царским вратам, где его встречают диаконы, которые вводят его в алтарь.
В алтаре он кланяется престолу, трижды обходит вокруг него и целует углы престола, как бы принося присягу благоговейно чтить святость алтаря и престола.
В знак смирения перед посвящающим его епископом он после каждого обхода целует руку и колено архиерея, затем трижды кланяется престолу и становится на одно правое колено, поскольку на диакона возлагается неполное священнослужение. В ознаменование того, что он посвящает все силы души служению у престола, он возлагает на престол руки и прикладывается к нему челом. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все члены его семьи – православные христиане. Православная церковь придерживается правила не повторять рукоположения, если оно было совершено правильно, хотя бы и в обществах неправославных. См. также ДИАКОН; ЕПИСКОП; ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ; КЛИР; ПРЕСВИТЕР; СВЯЩЕННИК.
Таинство брака
– таинство, совершаемое над женихом и невестой, верующими, избравшими путь супружеской жизни, при совершении которого они перед священником и церковью дают свободное обещание хранить верность друг другу, а священник благословляет их союз и испрашивает им благодать чистого единодушия к рождению и христианскому воспитанию детей.
Брак заключается во образ союза Христа и церкви. Прежде чем приступить к совершению таинства брака в церкви после литургии происходит оглашение, то есть причт сообщает прихожанам имена жениха и невесты и спрашивает, не знают ли они препятствий к заключению этого брака. После оглашения совершается самый брак.
Таинство брака всегда происходит в храме в присутствии свидетелей. Обряд совершает священник. Чин заключения брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Для обручения священник выходит из алтаря и полагает на аналое посреди храма крест и Евангелие, символы невидимого присутствия самого Христа.
Он благословляет жениха и невесту и вручает им зажженные свечи, которые знаменуют их чистоту. После чтения определенных молитв приносятся освященные на престоле кольца, и вступающие в брак в знак обоюдного согласия надевают друг другу кольца. Во время венчания благословляется брачный союз и испрашивается нисхождение на него божественной благодати.
По окончании молитвословий священник берет венцы и возлагает их на голову жениха и невесты. Венцы означают награду за их целомудренную жизнь до брака. Брак по смерти одного из супругов может быть совершен во второй и в третий раз. Совершение таинства второго или третьего брака не столь торжественно.
Двоебрачным и троебрачным не вручаются свечи и не возлагаются на головы венцы. Повторные браки допускаются церковью после вынесения епитимьи.
Елеосвящение, или соборование
В этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается.
Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора.
Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати.
В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение.
Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/TAINSTVA_PRAVOSLAVNIE.html
Семь таинств православия — презентация
«Таинство крещения» Есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатно Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова. Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом.
Крещение младенца.
«Таинство миропомазания» Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея. Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники — епископы (архиереи). И теперь освящать св. миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами св.
миром, по поручению епископов, могут совершать таинство миропомазания и пресвитеры (священники). При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги — с произношением слов: «печать дара Духа Святого, аминь».
Некоторые называют таинство миропомазания — «пятидесятницей (сошествием Св. Духа) каждого христианина».
«Таинство Покаяния» Есть таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствие священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.
Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.
В особых случаях на кающегося налагается «епитимия» (слово греческое — запрещение), состоящая из благочестивых дел и некоторых лишений, направленных к преодолению греховных привычек.
«Таинство причащения» Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.
Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», говорит апостол Павел (1 Кор. 10, 17).
Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако, св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. К таинству св. причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем — исповедью, т.е. очищением своей совести в таинстве покаяния. Таинство св. причащения по-гречески называется евхаристией, что значит «благодарение».
Причащение
«Таинство брака» Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа Церкви Христовой. Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную жизнь.
«Таинство священства» Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств.
Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.
Апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров через рукоположение и совершать суд над пресвитерами, диаконами и церковнослужителями.
«Таинство елеосвящения» Есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Это таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь. Святые, апостолы ничего не проповедовали сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь и внушил им Дух Святый. Елеосвящение над младенцами не совершается, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.
Елеосвящение
Таинства Православной Церкви делятся на: 1) Неповторяемые — Крещение, Миропомазание, Священство; 2) Повторяемые — Покаяние, Причащение, Елеосвящение и Брак.
При этом следует иметь в виду, что существует достаточно жесткие условия для «повторяемости» Брака.
Обязательные для всех христиан — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение; 2) Необязательные для всех — Брак и Священство. Кроме того, Таинства делятся еще на две категории:
Краткое содержание Крещение погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов; Миропомазание освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин; Причащение, при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу ; Покаяние раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа; Брак Елеосвящение больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать); Священство посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства).
Источник: http://www.myshared.ru/slide/768965/
Таинство Крещения
Крещение — это первое таинство, которое воспринимает верующий во Христа и желающий стать христианином человек, оно является таинственной дверью, которой он входит в Церковь и её мистическую жизнь.
Таинство Крещения было установлено Самим Иисусом Христом, когда Он при Своём Вознесении на небо, заповедал совершать его своим ученикам.
Духовная суть таинства Крещение заключается в возобновлении связи человека с Богом, в возможности снова быть в теснейшем общении с Ним, которая была утрачена из-за нарушении в раю Адамом и Евой первой божественно заповеди.
В Крещении происходит разрушение союза человека с дьяволом, который проявляется в том удобстве, с котором воля человека склоняется ко злу.
В Крещении каждый из нас освобождается от этой власти и может достигнуть христианского совершенства, заключающегося в таинственном единении человека с Богом.
В древней Церкви Крещение совершалось, как правило, несколько раз в год накануне больших Церковных торжеств – Пасхи, Рождества Христова и Пятидесятницы. Следы этого до сих пор видны в особенностях богослужений этих праздников.
Однако, в принципе, крестить могли в любой день и в любое время.
Со временем традиция массового и торжественного крещения во многом была утрачена, и сегодня это таинство совершается либо по мере необходимости, либо по заведенному в конкретном храме порядку.
Само чинопоследование таинства состоит из нескольких этапов, между которыми в древности имелись некоторые промежутки времени, подчас весьма долгие. Сейчас же для удобства все части таинства совершатся сразу. Давайте кратко рассмотрим их.
Весь обряд Крещения можно разделить на четыре основные части: обряды и молитвы, предшествующие Крещению, чин оглашения, чин Крещение и таинство Миропомазание.
Обряды и молитвы, предшествующие Крещению
Первая часть обряда начинается с наречения имени.
Священник осеняет новокрещаемого крестным знамением и читает молитву, в которой просит, чтобы Крест Христов запечатлелся в сердце и уме этого юного христианина, дабы сторониться ему от мирской суеты, служения злу и стремиться жить по заповедям Божиим.
Именно с наречения имени человек становится христианином, хотя он еще и не крещен. Таким образом, в обряде наречения имени человек не просто нарекается определенным личным именем, но и именем Христа – отныне он христианин.
Кстати, выбор имени младенцу совершают его родители, и в связи с этим порой испытывают некоторые затруднения. В Церкви принято давать имена в честь святых угодников Божиих с тем, чтобы иметь этих угодников небесными покровителями и молитвенниками за крещаемого человека.
Следующим обрядом чинопоследования становятся молитвы, возносимые за мать ребенка. Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время родов и послеродового очищения родильницу снова ввести, по истечении сорокадневного срока, в храм.
Дело в том, что христиане всегда регулярно участвовали в богослужении и часто причащались святых Таин Христовых; роженица могла не быть в храма от полутора месяцев и более. Это очень большой срок, по истечении которого ее нужно было как бы «заново» вводить в храм, для чего и читались специальные молитвы.
Священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сотворил ее достойной причащаться Тела и Крови Христовой, а потом о рожденном от нее младенце, чтобы Господь возрастил, освятил, вразумил, и на всякое благое дело благословил его.
Раньше эти молитвы читались на сороковой день по примеру Божьей Матери, Которая на 40-ой день после рождения Иисуса Христа принесла Его в храм представить пред Господом; сейчас же они чаще всего читаются либо непосредственно до, либо сразу после Крещения, это уж в каком храме как заведено.
Чин оглашения
В ранней Церкви взрослого человека, пожелавшего принять крещение, приводили к местному епископу его будущие восприемники (поручители), или, как мы сейчас говорим, — крестные.
Это были члены христианской общины, которые свидетельствовали о серьезности и искренности намерений человека. Получив такие заверения, епископ вносил его имя в списки оглашенных.
И с этого времени человека наставляли в вере – оглашали.
Сейчас существует специальная молитва «во еже сотворити оглашенного». С нее начинаются священнодействия чина оглашения. И первое священнодействие — это возложение руки, жест защиты и благословения. Рука священнослужителя символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, которая защищает, дает прибежище, дает покровительство.
В молитве священник просит Господа наполнить оглашаемого крепкой верой, надеждой и любовью, чтоб познал он Бога всем сердцем своим.
Просит также и о том, чтобы Господь помогал человеку соблюдать заповеди Божии и вести духовную жизнь, вписал его «в книгу жизни», и соединил его Святой Церкви.
Просит также, чтобы Господь всегда слышал молитвы этого человека, благословлял дела его и всегда был милостив к нему.
Затем священник произносит целый ряд особых молитв, обращенных не к Господу, а к сатане. Это молитвы-запрещения. В этих молитвах священник именем Божиим повелевает сатане отступить от крещаемого, не творить ему вреда и впредь не возвращаться к нему. Эти молитвы заканчиваются просьбой ниспослать ему Ангела-Хранителя.
После этого совершается чин отречения от сатаны.
Происходит это следующим образом: человек вместе с крестными (или крестные с младенцем на руках) поворачиваются лицом на запад – символ тьмы и темных сил, и священник трижды громко спрашивает его: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, всех ангелов его, и всякого служения ему и всякой гордыни его»? На что оглашаемый (или его крестные, если оглашаемый младенец) трижды отвечает: «Отрекаюсь».
«Отречься от сатаны» – это значит отказаться от греховного образа жизни; Таким образом объявляется духовная война между добром и злом, которая будет проходить в сердце этого христианина.
Но как же можно вести в одиночку такую серьезную войну? Нужно примкнуть к Богу, встать под Его защиту, «сочетаться Христу». Для этого священник поворачивает оглашаемого к востоку, и трижды спрашивает его: «Сочетаешься ли Христу»? — и после ответов оглашаемого спрашивает: «И веруешь ли Ему»? «Верую Ему, как Царю и Богу» — отвечает оглашаемый, и далее провозглашается «Символ веры».
- В конце чина оглашения священник молится о том, чтобы Господь сподобил оглашенного принять Крещение, что отринул его ветхость, обновил его к вечной жизни и наполнил его силой Святого Духа.
- На этом оканчивается чин оглашения.
Крещение
Сам чин крещения начинается с освящения воды.
В молитвах и действиях при освящении воды священник просит Господа освятить воду и ниспослать на нее силу избавления от власти зла, сделать ее источником жизни, исцеления и нетления; наполнить ее духовной силой, сотворить ее способной очищать от греха, просвещать разум и сердце, обновлять дух и отгонять всякий навет видимых и невидимых врагов. А, самое главное, священник испрашивает у Господа освятить воду таким образом, чтобы крещаемый в ней как бы заново родился.
После молитв об освящении воды священник молится и о крещаемом. В своих молитвах он просит Бога сделать крещаемого сыном света и наследником вечных благ, помочь сохранить ему чистоту духовной жизни, а также избавить его от скорбей. При этом Крещение есть не просто духовное очищение, а именно умирание для зла и греха, и одновременно новое рождение для новой, духовной жизни.
Далее следует помазание оливковым маслом или, как его ещё называют, елеем.
Среди прочего необходимо обратить внимание на одно очень важное молитвенное прошение, которое на русский язык можно перевести так: «Чтобы быть ему сросшимся со смертью Христовой и приобщиться Христову Воскресению». Отсюда понятно, что речь идет как бы о «смерти» крещаемого.
Почему же в чине Крещения говорится о том, чтобы крещаемому «приобщиться смерти»? Оказывается, здесь мы имеем указание на величайший и подлинный смысл Крещения, которое есть таинство сораспятия Христу, соумирания с Ним, таинство смерти для прежней греховной жизни и воскресения в жизнь новую, вечную.
Крещение есть не просто духовное очищение, а именно умирание для зла и греха, и одновременно новое рождение для новой, духовной жизни.
В древности об этом напоминал еще один обряд, который в греческой Церкви сохраняется до сих пор, и который совершался непосредственно перед самым Крещением: все тело крещаемого умащалось елеем, что означало не что иное, как символическое приготовление к погребению. Дело в том, что на востоке перед погребением тело умершего натиралось благовониями. В наше время сохраняются в несколько видоизмененном
состоянии следы этого древнего обряда – в освященную воду непосредственно перед Крещением вливается елей. На практике чаще всего священник кисточкой троекратно помазует воду елеем. Впрочем, крещаемый также помазуется освященным елеем непосредственно перед Крещением.
После Крещения на новокрещенного одевается нательный крест во всегдашнее напоминание о новом служении Иисусу Христу, о несении своего жизненного креста, а также как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви и исповедания христианской веры.
Одевают новокрещенного и в белую одежду, которая символизирует чистоту души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе с тем чистоту жизни, к которой обязуется человек после Крещения.
Итак, Крещение совершилось. Но чинопоследование еще не окончилось. Следующий этап – Миропомазание.
Миропомазание
Миро – это специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве Миропомазания для помазания тела человека. Используется также и при освящении вновь построенного храма. Ранее миро использовалось еще при помазании на царство, почему царей и называли «помазанниками Божьими».
Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.
Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом возложение рук епископом на новокрещенных было заменено Миропомазанием.
В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро приготовляется и освящается епископом, а в современной практике правом освящать мира обладает только предстоятель поместной Церкви.
Перед Миропомазанием священник произносит молитву, в которой благодарит Господа за духовное возрождение новокрещенного и просит укрепить его в православной вере и духовной жизни, а также сотворить наследником Царства Небесного. После чего помазывает человека миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святаго».
Таким образом, можно увидеть, что через таинство Миропомазания человеку подаются особые духовные силы- дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.
А что же такое «духовная жизнь», для которой так много всего совершается? Духовная жизнь – это общение с Богом, уподобление Ему и единение с Ним. Целью духовной жизни является «обожение», т.е. теснейшее единение человека с Богом. Таинство Миропомазания
открывает нам эту возможность. Собственно, в этом и заключается основной смысл, значение и цель Миропомазания.
Наконец, после Миропомазания новокрещенному дается зажженная свеча, которая символизирует свет веры Христовой и трижды совершается обхождение вокруг купели с пением молитвы: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия».
То есть, крестившиеся «во Христа» во Христа и облеклись духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову, в нового человека.
А само обхождение вокруг купели символизирует тот жизненный путь, который отныне начинается для новокрещенного – путь жизни со Христом и во Христе. Также круг символизирует вечность, и таким образом человек «обручается» вечности.
Затем совершается чтение фрагмента послания апостола Павла, в котором он разъясняет смысл Крещения:
В нем говорится о том, что с момента своего крещения христианин умирает для греха и возрождается для новой святой жизни, подобно тому, как и Христос, пострадавший и умерший на кресте, воскрес из мертвых и живет вечно «для Бога». И освобождение от рабства греху делает христианина истинно-свободным.
- Следом за чтением отрывка из послания апостола Павла читается отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о том, как Христос, после своего Воскресения, встретился с одиннадцатью Своими учениками и благословил их идти ко всем народам чтобы крестить их, уча соблюдать все Его заповеди.
- Нам осталось рассмотреть с вами завершение чина Крещения, которое тоже весьма важно и поучительно.
- После ряда молитв, в которых содержится ходатайство о крестных родителях и прошения о том, чтоб Господь сохранил непоколебимой веру Своего нового подвижника, священник постригает нового христианина.
Обычай этот своими корнями уходит в глубокую, еще дохристианскую древность — в Греции и Древнем Риме постригали рабов. Таким образом пострижение символично говорит о том, что этот человек – раб Божий.
Возможно, что для современного человека такое именование кажется смутительным или даже унизительным. Однако, если вдуматься, именование раб Божий означает «со-работник» Богу- того, чья воля, мысли и дела совпадают с замыслом Бога о человеке и мире.
А кроме того, рабство Богу означает, что человек не может отныне принадлежать никому и ничему иному: как пишет апостол Павел, « я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8. 38-39).
Итак, мы кратко рассмотрели чинопоследование таинства Крещения. После ознакомления с содержанием тех молитв и песнопений, которые звучат в храме во время Крещения, а также их смысла, нам должно быть понятно, что Крещение человека – это
только лишь начало его духовного пути. Через Крещение человек вступает в Церковь, становится Ее членом. Через эти обряды, священнодействия, через эти Таинства человеку преподается особая сила. Церковь как бы «облекает» Своего нового «война» в духовное оружие.
Отныне он должен будет вести духовную брань и со своими немощами, и с несовершенством внешнего мира, и вместе с тем раскрывать и воспитывать в себе добродетели, служа добру и правде.
Он принял на себя имя Христово и главная задача его — уподобиться Христу!
Креститься нужно не для того, чтобы жить в согласии с Богом в Его Церкви. Не «на всякий случай», не для того, чтобы «не болеть», или чтобы «Господь сохранял», а чтобы войди в духовную жизнь Церкви, стать Ее членом, чтобы вести христианскую жизнь в исполнении заповедей Божиих, и чтобы быть с Богом.
Источник: http://xn--80aaagqqvf8aggsui.xn--p1ai/o-khrame/tainstvo-kreshcheniya