Великий пост, который в этом году начался 23 февраля, для верующих — не только воздержание от определенной пищи, но и время особых духовных испытаний. В общении со священнослужителями кто-то задает вопросы о душе, о жизни, кто-то стремится укрепить веру, а кто-то получить наставление и надежду на исцеление.
Об отце Илие говорят, что он один из тех праведников, на которых держится мир. Их называют старцами, и они всегда занимали особое положение в русской православной церкви.
Люди со всех уголков страны приезжают к ним за помощью, исцелением, благословением, наставлением, каждое слово старца воспринимают как пророчество. Считается, что его молитва обладает двойной силой, потому как это молитва просветленного.
К знаменитому старцу отцу Илию раньше ездили в Оптину пустынь. Но с 2009 г., когда Поместный собор избрал его духовником Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, попасть к нему можно в Патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино.
В Преображенском храме рассказали, что расписания приезда отца Илия нет, добавив, что в первые две недели Великого Поста он обычно не приезжает.
Также на сайте «Одинцово-ИНФО» читатели делятся информацией, когда о. Илий бывает в Одинцовском районе.
Говорят, чтобы попасть к отцу Илию, люди приезжают в Переделкино ни один раз. Но верующие не отчаиваются, так как считают, что встреча произойдет тогда, когда должна произойти, по воле Божьей. В день старец принимает всего несколько человек — беседы занимают много времени. Да и приезжает он почти всегда только на богослужение, а принимает после него.
Как добраться до храма в Переделкино
На автобусе № 468 со станции «Одинцово» до платформы «Переделкино».
На электричке (или автобусе) со станции «Одинцово» до станции «Баковка». Далее — пешком, пересекая Минское шоссе, вдоль асфальтированной дороги, соединяющей Минское и Боровское шоссе.
На электричке из Москвы до станции «Переделкино» с Киевского вокзала ехать примерно 20 минут.
До Преображенского храма от станции «Переделкино» нужно идти по ходу движения электрички вдоль автомобильной дороги, пути не переходить. У переезда повернуть направо. Дальше пройти через ворота — храм резиденции будет слева от вас. Проходить на территорию подворье нужно через арку, которая слева от храма.
На машине вПеределкино можно добраться по Боровскому или Минскому шоссе. Из Одинцово через Лесной городок выехать на Минское шоссе, развернуться на ближайшей развязке в сторону Москвы, и в районе деревни Баковка свернуть налево (на светофоре) на Буденновское шоссе и ехать до Переделкино примерно 2 км.
Принимает о. Илий в Преображенском храме в Филипповском приделе (слева) после богослужения с 9 часов утра. Обычно на беседу к нему люди попадают в будни и непраздничные дни. Советуют перед походом к старцу сначала помолиться на службе (7:30—9:00).
Старец принимает в храме или в помещении трапезной. Ближе к 16 часам отец Илий удаляется отдыхать, в 18:00 иногда возвращается, а иногда и нет.
Источник: https://odintsovo.info/news/?id=46631
Ольга Рожнёва. Оптинский старец. Рассказ
![]() |
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) |
Узнав, что я тружусь в Оптиной Пустыни, часто спрашивают «А сейчас в Оптиной есть старцы?» Или: «Как можно поговорить со старцем?»
Первое время смущалась этими вопросами… Ведь чаще всего мы — даже давно живущие в церкви — новоначальные. Младенцы духовные… Мой первый духовный наставник, игумен Савватий, имеющий за плечами сорок лет жизни в церкви и двадцать пять лет хиротонии, иногда говорит о себе: « Я в духовной школе — хорошо — если два класса окончил… Вот мой духовный наставник, отец Иоанн Крестьянкин, он — да… он был профессор духовный…»
Да, старец — профессор духовный… Но зачем духовному младенцу — профессор? На вопросы новоначального может ответить любой опытный Оптинский духовник… А люди упорно ищут старца. Ищут Оптинского схиигумена, а ныне схиархимандрита, отца Илия (Ноздрина). Задают вопросы, просят молитв, ищут старческого благословения.
Рассказала я о своём смущении известному Оптинскому духовнику, игумену А. И он ответил:
— Не смущайся. Старцы — это красота православия, дух православия, свидетельство истинности нашей веры. Через старца человек видит Бога.
Разве смущались люди девятнадцатого века, когда тысячи приезжали в обитель к преподобному Амвросию? Иногда можно услышать от наших современников: «Сейчас и старцев не осталось — «оскуде преподобный»… А в каком веке псалмопевец Давид это сказал? То-то… Иисус Христос — вчера и днесь тот же, и Дары Духа Святаго те же…
Все, кому случалось встретиться с отцом Илией, уверены, что даже мимолетная встреча с ним — событие большой духовной значимости в их жизни. Я чувствую то же самое. По милости Божией, мне довелось несколько раз беседовать со старцем, исповедаться ему, принимать из его рук Святое Причастие.
А когда отец Илий в 2009 году расспросил меня о моих первых рассказах, то благословил на писательский труд.
И вот, после благословения старца, самым чудесным образом, неожиданно для меня самой, никогда не имевшей дела с книжными издательствами и издателями, в течение трёх лет, были написаны и изданы мои книги «Монастырские встречи» и «Непридуманные истории».
Я начала бережно записывать истории о старце, которыми щедро делились со мной его чада и те, кто просто имел опыт встречи с отцом Илией. Истории эти были какие-то очень «тихие»: смирение и кротость старца как бы распространялось и на эти рассказы и на самих рассказчиков… Их хотелось рассказывать вполголоса, как рассказывают люди о чём-то драгоценном, сокровенном.
О своей встрече со старцем поведала и разрешила записать её рассказ монахиня Филарета.
Мать Филарета, а тогда просто Людмила Гречина, в Бога верила всю жизнь, но воцерковилась, будучи уже зрелым человеком.
Она окончила Московский авиационный институт (МАИ), и работала инженером по запуску спутников в отделе памяти.
Думает, что, если бы не пришла к Богу, то её уже не было бы в живых, как нет в живых некоторых её ровесниц, работавших вместе с ней. Но когда человек растёт духовно, Господь даёт ему время, не срывает несозревший плод.
Воцерковление Людмилы Гречиной произошло довольно-таки чудесным образом. Она вместе с сыном проводила отпуск в Италии. Выходила вечером гулять, любовалась холмами вдали и каким-то монастырём, прекрасный вид на который открывался с пригорка. И вдруг услышала голос:
— Вернёшься в Россию — пойдёшь в монастырь.
Сказано это было так ясно и чётко, что, вернувшись в Россию, Людмила, которой в то время было уже 57 лет, решила обратиться к старцу. Она приехала в Оптину Пустынь к Оптинскому старцу, отцу Илии.
К отцу Илии попасть всегда трудно, желающих посоветоваться со старцем, попросить его молитв или просто благословения, всегда больше, чем может вместить день даже такого подвижника.
Но Людмила, с Божией помощью, не только сразу же смогла поговорить с ним, но и стала его духовным чадом. Старец прозорливо предвидел её монашеский путь.
Он сразу же предложил Людмиле поехать в Новодевичий монастырь.
— Как — в Новодевичий? Да там же музей, батюшка!
Старец улыбнулся и ответил:
— Там монастырь. Уже четыре месяца как открыт.
— А кто меня туда возьмёт в мои-то годы?!
— Иди-иди! Тамошняя игумения тебя возьмёт, не сомневайся!
И он дал характеристику игумении, хотя никогда в жизни её так и не увидел.
Людмила поехала в Новодевичий монастырь. И живёт там уже восемнадцать лет. Отец Илий стал её духовным отцом. Правда, приезжает она к нему нечасто. Как-то раз она, уже будучи монахиней, подумала: «Редко я батюшку вижу, может, и не считает он меня своим чадом-то?» И загрустила. Через пару дней получает письмо от старца. А начинается оно словами: «Чадце моё духовное!» Утешил батюшка…
Мать Филарета вспоминает о случаях прозорливости духовного отца: «Батюшка иногда мог дословно повторить слова, сказанные в келье Новодевичьего монастыря, хотя находился за четыреста километров от Москвы — в Оптиной Пустыни».
Как-то раз она привезла духовному отцу подарок из паломнической поездки в Александрию — подрясник очень хорошего качества, из натурального хлопка. Положив подарок в пакет, отправилась на поиски старца. Что в пакете — никому не видно, сюрприз для батюшки будет… И вот идёт она по Оптиной и видит: старец у храма с паломниками беседует.
Встала мать Филарета в сторонке и ждёт, пока отец Илий освободится, чтобы, значит, подарок ему свой подарить. Ждёт, а сама вспоминает, что старец все подарки тут же раздаривает. Как-то паломница ему банку клубничного варенья дарит, а он тут же её матери Филарете передаёт и говорит: «Давай вот матушке варенье-то отдадим, ей нужнее».
И стали её помыслы донимать о подряснике: не будет ведь носить батюшка, передарит кому-нибудь! Хоть бы уж сам поносил! Такой подрясник хороший! Нет, не будет сам носить… Точно, кому-нибудь передарит…
В этот момент старец к ней оборачивается и говорит:
— Ну, давай, давай уже свой подарок! Да буду, буду я его сам носить!
Мать Филарета улыбается
![]() |
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) |
Как-то она познакомила меня со своей духовной сестрой, также чадом отца Илия, схимонахиней Елизаветой. И мать Елизавета рассказала мне свою историю встречи со старцем…
К вере она пришла тоже зрелым человеком, будучи не только матерью семейства, но и бабушкой. Пришла так, как будто искала веру всю жизнь, и, найдя, припала, как к целебному источнику, врачующему раны души. Быстро воцерковилась, охладела к телевизору, полюбила пост, церковные службы. Испытав необходимость в духовном руководстве, поехала в Оптину.
Дальнейшие события развивались стремительно. Она увидела старца, отца Илия, окружённого паломниками, и очень ей захотелось хотя бы пару минут побеседовать с ним. Но народу было слишком много, и она решила подождать до следующего дня.
А на следующий день старца не оказалось в обители: он уехал на подворье в Москву. Узнав телефон подворья, осмелилась позвонить, и, хоть и не верила в то, что возможно это, спросила, нельзя ли ей поговорить с батюшкой.
В трубке помолчали, спросили её номер телефона и вежливо попрощались.
«Вот и всё, — подумала она: Не получилось… Глупо было и надеяться… Мало разве у старца дел, чтобы ещё со всеми желающими тётушками беседовать?!»
А на следующий день телефон зазвонил, и она, оторвавшись от домашних хлопот, взяла трубку. Взяла да чуть не уронила — батюшка сам позвонил ей! И пригласил приехать для встречи и беседы на подворье.
Волнуясь, сама не своя, приехала — и вот она уже сидит рядом со старцем. А он разговаривает с ней так, как будто знает её всю жизнь. В конце беседы отец Илий сказал: «А ты знаешь, что путь твой дальнейший — монашеский?» И дал будущему чаду молитвенное правило.
Несколько лет окормлялась она у батюшки, и вот пришло время, когда старец предупредил: «Готовься к постригу». Запереживала она крепко: как готовиться-то — непонятно… Подошла к архидиакону, отцу Илиодору, давнему чаду старца: «Как готовятся к постригу?» Отец Илиодор — человек добрый, заботливый, тут же повёл её снова к старцу и спрашивает у духовного отца:
— Батюшка, благословите вот сестру в Шамордино свозить, чтобы ей там монашеское облачение к постригу пошили.
Отец Илий оборачивается, смотрит на них внимательно. А у него иногда бывает такой взгляд зоркий, проницательный — кажется, что видит он не только стоящего рядом собеседника, а и прошлое его и будущее. И вот, посмотрев так пристально и проницательно на чад своих духовных, старец ответил:
— Не надо вам никуда ехать. Пошьют облачение. В Даниловом монастыре.
А у неё и знакомых никогда в этом монастыре не было. Ну, что ж, старец сказал — ему виднее. Возвращается будущая монахиня в Москву.
А она в то время была прихожанкой храма царевича Дмитрия, и при храме они организовали первое училище сестёр милосердия в честь святой великомученицы Елизаветы. Настоятелем храма служил отец Анатолий.
И вот поделилась она с ним своим беспокойством насчёт монашеского облачения. А он и говорит:
— Мы сейчас одну сестру нашего училища спросим, она как раз облачения шьёт. Ну-ка, Валя, иди сюда.
Валя подбегает, радостно соглашается помочь. И на следующий день объявляет, что пошьют это облачение, и пошьют бесплатно — во славу Божию.
— Где же такие добрые люди трудятся?
— Как где? Я в Даниловом монастыре работаю, шью облачения. Там и пошьют…
- И замкнулся круг. А ведь старец никогда эту Валю в глаза не видел…
- Так и постриг батюшка своё чадо в честь святой великомученицы Елизаветы.
![]() |
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) |
Часто спрашивают: «А какой он — старец Илий?» На этот вопрос ответить трудно: как нам, душевным людям, понять человека духовного? Духовный человек — он видит и понимает всех, а душевный не понимает духовного… Мы только чувствуем благодать Божию, любовь, смирение, которые исходят от духовного человека — и наши сердца тянутся к нему, открываются перед ним…
Вот батюшка выходит после службы на солею храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, к нему тянутся руки паломников: просят благословения, молитв, передают записки с именами. Рядом со мной высокий мощный мужчина, на лице у него выражение горя.
Он пытается подойти к старцу, но перед нами слишком много народу. И я с ужасом замечаю, что мой сосед тихо плачет от муки душевной и страдания.
Тяжело видеть мужские слёзы, перехватывает дыхание, и я лихорадочно пытаюсь сообразить, как бы помочь ему подойти к старцу.
А отец Илий, невысокий, полностью закрытый от нас толпой, уже духом слышит это горе. Толпа расступается, и он сам подходит к страдающему человеку, и мы видим, как старец обнимает его ласково, подобно матери, утешающей плачущее дитя.
Мужчина сквозь слёзы пытается объяснить, рассказать о своём горе, и окружающие понимают, что это потеря близкого человека. И вот мужчина уже рыдает, склонившись к плечу старца, а батюшка сам почти плачет и ласково обнимает рыдающего.
И такая любовь на лице старца…
Так они стоят, прижавшись друг к другу, и все понимают, что батюшка молится за этого страдающего человека со всем напряжением своих сил. И постепенно рыдающий успокаивается, лицо его каким-то неуловимым образом меняется. Это трудно определить словами: отчаяние и надрыв сменяются надеждой, утешением… Так бывает, когда кто-то берёт на себя твою боль и твоё страдание.
На следующий день на вечерней службе Оптинская братия выходит на полиелей и встаёт в два ряда по старшинству хиротонии. Мы с сёстрами стоим среди молящихся паломников недалеко от центра храма и слышим, как один из братии, решивший, что старец встал на место недостаточно почётное для его духовного сана, говорит ему: «Батюшка, вы не туда встали».
И старец смиренно переходит на другую сторону. А там братии кажется, что старец должен стоять на более почётном месте, в другом ряду, и ему опять говорят: «Батюшка, нет, не сюда, туда». И он опять смиренно переходит.
Там ему снова говорят: «Нет же, батюшка, не сюда», пока кто-то из старшей братии, уразумев, что происходит, не взрывается: «Вы что делаете?! Оставьте старца в покое!»
А сам батюшка, абсолютно без всякого смущения, спокойно переходит каждый раз туда, куда его просят перейти. Он, духовный наставник братии, нисколько не гневается, нисколько не смущается. Смущение обычно свойственно гордости, тщеславию: как это, я, да что-то не так сделал! А смирению и кротости — смущение не свойственно. И в то же время эта кротость и смирение — не униженность, совсем нет!
Вот батюшка благословляет одного послушника прочитать пятидесятый псалом. А тот не понимает и взволнованно спрашивает: «Пятьдесят раз читать?» И все, стоящие рядом, смеются. А старец не смеётся.
Он такой тонкий и деликатный человек, у него такая любовь к людям, он даже и вида не подаёт, что ошибся его собеседник. Как будто всё в полном порядке. И кротко, с любовью, батюшка объясняет: «Нет, не пятьдесят, один раз прочитаешь».
И нам всем, смеявшимся, становится стыдно, что мы смеялись над человеком, который просто не понял…
Господь по милости Своей дарует нам старцев… Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов) писал о современном старце, отце Павле (Троицком): «Вы знаете, я пришёл к вере, будучи уже взрослым человеком, и у меня, когда я стал уже священником, иногда возникали помыслы неверия. Когда я узнал отца Павла, на эти помыслы я отвечал всегда так: если есть отец Павел — значит, есть Бог. То, что есть отец Павел, для меня это было самым лучшим доказательством того, что существует Бог.
И как бы ни сгущалась тьма, какие бы мысли ни влагал дьявол в мою пустую глупую голову, какие бы чувства ни теснились в моём злом ожесточённом сердце, вот эта память о том, что есть отец Павел и знание той благодати, которая даётся человеку Богом, конечно, удерживала меня от неверия, удерживала меня от уныния, удерживала от соблазнов различных, которых так много в нашей жизни».
Источник: https://pravoslavie.ru/53543.html
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
В подмосковное Переделкино на электричках, машинах и автобусах регулярно приезжают люди, которые хотя бы издалека мечтают посмотреть на убеленного сединами старца – одного из самых опытных духовников наших дней схиархимандрита Илия (Ноздрина). А если повезет, взять благословение, задать волнующий вопрос, попросить молитв за себя и родных. Нам повезло, для встречи с коррепондентом «НС» Дарьей Филатовой отец Илий нашел время.
– Отец Илий, что для Вас общение с людьми?
– То, что я здесь для, меня как традиция или даже послушание. Так и отец Кирилл (архимандрит Кирилл (Павлов), духовник патриархов Пимена и Алексия II – ред.) здесь беседы проводил. Просто стараюсь помочь человеку, хотя я не знаю, насколько мне удается, что-нибудь хорошее сделать. Для меня это послушание.
– Чем можно доказать, что Православие единственно верный путь к Богу?
– Во-первых, надо сказать, что мы верим в Живого, Личного Бога. Бог это не есть какая то абстракция. Бог – Живой, Живое действие, Творец. И во-первых, Он непостижим. Вы, наверно, читали оду Державина «Бог»? Там сказано, что Бог Непостижимый и пространством Бесконечный. Конечно, Бог есть любовь, Он дал волю человеку, прежде всего. Вообще человек – высшее творение на Земле.
Нет ничего сравнимого с человеком. И Господь, конечно, должен человеку дать понять, что существует Истина. На суде у Пилата Господь сказал, что Он свидетельствует об Истине. Истина – это Христос. Есть разные христианские деноминации и конфессии, но, однако, жизнь должна обнаружить, где же самый настоящий путь жизни христиан, истинное исповедание.
Господь никого не принуждает, кроме того, что Господь дает возможность веровать. Человеку дан выбор. Свидетельство об истинности Православия должно само собой обнаружиться как истина. Прежде всего об этой Истине свидетельствует тот опыт христианской жизни, который дает нам православная христианская вера. здесь, конечно, доказательства показываются самой жизнью.
Наша теология происходит от нашей православной жизни христианской.
– Какая молитва угодна Богу?
– Главная молитва та, которую Господь заповедал. Больше нет у нас молитв, чем молитва «Отче наш». Сам Господь ее дал. У евангелистов она: у Матфея, у Луки. Господь все слышит и прежде нашего прошения знает. Но Господь, может, что-то и не исполняет, потому что, опять таки и здесь проявляется любовь Бога. Господь делает все во благо человека и ничего не делает во зло человеку.
Допустим, человек молится о выздоровлении, и, кажется, что Господь не исполняет его прошение. Но Господь исполняет. Только, допустим, мы хотели бы сразу поправиться, чтобы наша болезнь сразу прошла. Так мы по-человечески желаем. Но ведь Господь, какие страдания для человека перенес, чтобы человек получил полноту блага? А полнота блага не только в земном плане, а в вечности.
Раз человек продолжает свою жизнь, значит, Господь этого хочет. Человека постигла болезнь – Господь хочет, чтобы он больше проявил ревности, больше молитвы, чтобы он в итоге как можно больше получил. Но человек умирает. Болезнь его прекращается. Он сам и его родственники молились, чтобы этот человек подольше жил, а Господь знает, что дальнейшая жизнь не даст ему в вечности больше блага.
Если он продолжит жить, он больше нагрешит.
– Отец Илий, чем руководствоваться, чтобы правильно выбрать работу?
– Каждый человек выбирает работу по своим интеллектуальным, моральным способностям, желаниям, и по привязанностям. Многие, по традиции родителей, например, выбирают ту или другую работу. Конечно, если человек понимает, что работа связана со сделкой с совестью, то это уже говорит о том, что человек отходит от совести, и вера у него слабая.
Такой человек больше предпочитает материальное, нежели духовное, нежели спасение. Мы рассматриваем нашу жизнь не только для временных благ в нашем посюстороннем мире.
Если человек здраво рассуждает в своей жизни, то прежде всего понимает сущность нашего бытия в этом мире, и, конечно, не будет искать работу, которая связана с аморальным действием.
– Должен ли христианин заботиться о своем материальном благополучии?
– Каждый человек ищет блага в своей жизни, но чрезмерный поиск благ часто приносит вред. Человек иногда не понимает, что поиск благ не приносит пользы не только ему, но и другим людям, обществу. Если человек понимает сущность жизни, он реализует настоящее благо, как в духовном смысле, так и в материальном. Спаситель сказал: «Ищите прежде Царствия Небесного».
Остальное Господь устраивает. Когда человека тяготит его совесть, тогда у человека нет мира в душе, нет радости. Никакие блага не дают мирной жизни и радости. Спаситель сказал: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Если человек отходит от этого закона, его ничто не будет удовлетворять: ни карьера, ни материальная благоустроенность. Это не приносит ему ничего хорошего.
– Какие опасности есть в мире для современного христианина?
– Опасностей, конечно, много. Старец Силуан Афонский говорил, что если бы все люди обратились к Богу, то на Земле был бы рай. Даже на Земле… Хотя практически это невозможно. Вся беда наша в том, что мир утопает во грехах.
В Евангелии все сказано. Мир, так или иначе, придет к своему концу. Поэтому самое страшное, это личный грех человека. Идет дальнейшее отступление от нормы жизни.
Сейчас самое страшное – это то, что люди думают о посюсторонней жизни.
Один философ говорит, что дьявол успел внушить многим людям, что его не существует. Но он существует. Он есть. Обычно на войне одна сторона учитывает силы противника. Иначе она будет побеждена легко. Непризнание действительности, реальности жизни, это и есть самая опасность.
Люди не хотят признавать, что, отступая и падая, они попадают в бедствие. Это проявляется во всем. Начиная с личного поступка, если человек не признает закона Божия. И про руководителей сказано в Евангелии: «Если слепой слепца ведет – оба упадут в яму».
Поэтому самое главное, что нам нужно – это признавать реальность жизни. Можно с уверенностью сказать, что духовный мир – это реальный мир. Поэтому вся беда нашей жизни заключается в том, что человек слишком гордо возомнил о себе.
Зачастую человек не видит того, куда он идет, какая у него цель в жизни, что его ожидает в будущем. Человек отказывается все это признавать. Вот это и опасность.
– О чем вы молитесь?
– Что бы в жизни все у всех было хорошо. Прежде всего, чтобы не было потрясений, которые сейчас очень опасны для этого мира. Чтобы был мир.
– Как молодым семьям не бояться многодетности?
– Здесь была семья: муж, жена, с ними матушка игуменья была. Она говорит: в семье пятнадцать детей. Я подумал, что я не расслышал, правильно ли я понял. Шестнадцатого ждут. И они такие довольные.
Даже чего-то привезли (улыбается). Некоторые думают: «Один ребенок, как же прокормить или воспитать?» Конечно, надо-надо детей. Конечно, сейчас очень много бесплодных пар. Брак у нас на низком уровне.
– Как узнать волю Божию?
– Будете молиться? Ведь это вопросы не материального порядка, а духовного. Важно, чтобы была чистая совесть, молитва и крепкая вера. Господь сам и откроет волю Божию. О воле Божией прежде всего сказано у нас в Евангелии: ищите прежде Царствия Небесного, остальное приложится.
Источник: http://www.hram-troicy.prihod.ru/lekcii_i_besedy/view/id/1145647
О схиархимандрите илии (ноздрине)
Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) — духовник братии Оптиной пустыни и личный духовник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Родился будущим схимник 8 марта 1932 года на Орловщине, в деревне Редькино, в 1969 году вошедшей в состав села Становой Колодезь. Отец, Афанасий Иванович Ноздрин, и мать, Клавдия Васильевна, были крестьянами, глубоко верующими людьми. Дед Иван до революции служил старостой Покровской церкви села Становой Колодезь, закрытой при советской власти.
Новорожденного крестили в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в соседнем селе Лукино, где уже в наши дни по благословению схиархимандрита Илия воссоздан храм. Нарекли новорожденного младенца Алексием в честь св. Алексия, человека Божия. Всего в семье Ноздриных было четверо детей: Иван, Анна, Алексей и младший брат Сергей.
По собственному признанию, Алеша начал молиться с трех лет.
Батюшка окончил школу в родном селе. Здание этой школы было переоборудовано из закрытого храма. Вход в нее прорубили через алтарь, а ступени выложили из надгробий разоренного кладбища.
Дети, конечно, об этом ничего не знали, а взрослые молчали — это было время лютых репрессий.
Учителя преподносили материал так, как предписывала советская пропаганда: царскую семью охаивали, гимн Советского Союза заставляли учить наизусть.
Алеше повезло: у него была очень верующая тетя, которая жила в Москве, но часто гостила у них, привозя духовную литературу. С ней мальчик посещал все действующие в родных краях храмы, ездил на службы в церкви Орла. Она научила племянника церковнославянской грамоте.
По воспоминаниям однокашников, Алексей держался в стороне от бойких девушек, вообще был самым прилежным и тихим учеником. Жизнь в то время была очень тяжелой. Зарплату в колхозе за изнурительный труд не платили, а ставили лишь галочки-трудодни.
Но в то же время надо было платить много налогов: подоходный налог, самообложение, заём, страховки. Кроме того, надо было сдать государству в течение года 40 кг мяса, 150 яиц, 150 литров молока. «Всё это с 25 соток земли», — вспоминал Батюшка.
Дети вместе со взрослыми работали на колхозных полях; приходилось помогать и по дому, и на приусадебном участке.
Довоенное детство было голодным. По словам Батюшки, мать раз в год на Пасху одно яйцо даст — вот и всё. А в остальное время малыши только и мечтали о хлебе. Военные годы были еще суровее. Детей на поля отправляли колоски собирать.
«Жизнь сельская была нищенская, крепостному праву было далеко до этой нищеты», — вспоминал Батюшка. Голодали и после войны, когда страна отстраивалась и возрождалась. Деревня кормила строителей городов.
«У мня дедушка и бабушка с голоду умерли».
В годы Великой Отечественной войны Орловщина была оккупирована немцами.
На Сретение Господне 1943 года 10-летний Алеша возвращался из деревни Крюковка, куда ходил проведать крестную, и уже на подходе к родной деревне Редькино его вдруг обогнала немецкая машина, резко затормозила, и из нее вывалился пьяный офицер.
Этого вояку вырвало, дверь захлопнулась, и машина умчалась, а на снегу остался лежать планшет.
Алексей поднял его и как только приблизился к деревне, внутренний голос настойчиво повелел: «Иди по рельсам!» Если бы он шел обычным путем, его могли обыскать на пункте СС (охранные отряды). Пробрался домой со стороны огородов, вблизи которых пролегала железная дорога. Из окна дома он наблюдал, как фашисты искали пропажу: специальной машиной по всей дороге утрамбовывали снег, потом его тщательно метр за метром скоблили.
Мальчик раскрыл планшетку, и из нее вывались две карты: одна подробная топографическая, другая — с нанесенными военными объектами, плюс еще рапорт-донесение, написанный по-немецки.
Пленный красноармеец Андрей, которого немцы оставили ухаживать за лошадьми, находившимися в сарае Ноздриных, сообразил, что нашел мальчуган. Он тут же велел бросить планшет в печку, а бумаги спрятал за пазухой и исчез.
У одного из немцев Андрею удалось стащить форму, и он стал пробираться к линии фронта. Так найденные Алешей карты и изъяснения стратегических планов оказались в руках маршала К.К. Рокоссовского, и тот дал экстренный приказ открыть огонь по отмеченным на картах укрепленным сооружениям врага. В его распоряжении уже были 3 наводки от разведчиков и от пленных немецких саперов, но подоспевшие карты оказались решающим аргументом.
Отец, Афанасий Иванович Ноздрин, ушел воевать с первых же дней войны. Он скончался в 1942 году в госпитале во Владикавказе после боевого ранения. (Уже в наши дни батюшка Илий установил на месте его захоронения поклонный крест). Вдова осталась одна поднимать четверых детей.
Отправились как-то братья Иван и Алексей в Брянск на заработки, работали за хлеб. А на обратном пути, на вокзале в Орле братьев обокрали — это была для семьи настоящая беда. Стал Алеша молиться у Казанского образа Божией Матери, что был у них в красном углу. Потом вышел из дома, плача пошел по железнодорожному полотну.
Вдруг видит: чистый рушник, а на нем каравай белого, душистого, горячего хлеба!
После окончания школы в 1949 году Алексей служил в армии, где старшина уговорил его вступить в комсомол. По возвращении домой он глубоко раскаялся, считая этот поступок грехом перед Богом, и сжег свой комсомольский билет.
С 1955 по 1958 год учился в машиностроительном? Механическом? техникуме в Серпухове, по окончании которого по распределению был направлен в город Камышин Волгоградской области на хлопчатобумажный комбинат. Здесь он посещал единственную в городе действующую церковь в честь свт.
Николая; здесь же он обрел первого духовного наставника — протоиерея Иоанна Букоткина, фронтовика, кавалера ордена Славы 111 степени, воевавшего на 3-м Белорусском фронте и в Восточной Пруссии. «Я непрестанно молился всю войну, — говорил отец Иоанн. — У меня на груди был крест».
Настоятелем их Никольского храма был отсидевший в сталинских лагерях протоиерей Иоанн Потапов.
В то тяжелое богоборческое время протоиерей-фронтовик Иоанн Букоткин благословил Алешу Ноздрина поступать в Саратовскую духовную семинарию, а после ее закрытия во время хрущевских гонений в 1961 году продолжить обучение в Ленинградской духовной семинарии, а потом и в Духовной академии. В Академии он познакомился с будущим Патриархом Кириллом, который вспоминал: «Я поступил в семинарию, а он в том году кончал академию. И мы его все любили. Он был еще мирянином, просто Алешей Ноздриным, но отличался удивительным характером и замечательным стилем отношений с людьми».
13 марта 1966 года митрополит Никодим (Ротов) совершил постриг Алексея Ноздрина в монашество с именем Илиан (что значит «солнечный») в честь одного из 40 Севастийских мучеников. Этот же Преосвященный последовательно рукоположил его в иеродиакона и вскоре в иеромонаха. Началось его недолгое духовное служение на приходах Санкт-Петербургской митрополии.
В 1966 году иеромонах Илиан поступил в единственную в стране не закрывавшуюся Псково-Печерскую обитель, куда после войны вернулись оказавшиеся после революции в Финляндии валаамские старцы и куда спустя год после его поступления пришел отец Иоанн (Крестьянкин).
В течение десятилетнего общения с этими подвижниками (1966-1976) закалялся дух современного наследника старцев.
Под влиянием чтения книги о Силуане Афонском иеромонах Илиан решил поступить в русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Это была следующая ступень духовного возрастания — 13 лет подвижничества на святой горе Афон (1976 — 1989). «Нас было человек 10, — вспоминает Батюшка. — Работы у нас было невпроворот.
Всё было уже обветшавшее. После революции из советской России на Афон никого не пускали, да и греки чинили препятствия: упадок обители означал передачу русского монастыря им. Подвизались вместе с братией из Закарпатья. Сначала надо было всё восстанавливать. Восстанавливали храмы.
Крышу сами у соборов перекрывали, а то она уже совсем могла рухнуть. Я в последнее время в канцелярии послушание нес: отвечал за бумаги по паломникам, в игуменском служил, по братии. Исполнял обязанности духовника братии». Нес послушание в скиту, скрытом в горных ущельях.
Вместе с другими насельниками иеромонах Илиан сумел сохранить монашескую жизнь в Свято-Пантелеимоновой обители и предотвратить закрытие монастыря.
В связи с перестройкой в России начала возрождаться церковная жизнь. Потребовались священники во вновь открытые храмы и монахи в восстанавливающиеся обители.
В 1989 году архимандрит Евлогий (Смирнов) пригласил иеромонаха Илиана в Свято-Введенскую Оптину пустынь быть духовником братии. Здесь Батюшка принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика.
В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился этот древний монастырь.
Известен случай, когда отец Илий своей молитвой вернул к жизни привезенного из Чечни тяжелораненого и уже умиравшего офицера-разведчика, который пять месяцев провел без сознания в разных госпиталях. Говорят, этот случай широко обсуждался во врачебных кругах, но научного объяснения не нашел. Рассказывают и об иных случаях исцелений по молитвам старца Илии.
До своего переезда в подмосковный поселок Переделкино старец жил в Клыково. Здесь москвичка М.Н. Антонова по благословению Батюшки отдала выстроенный ею особняк под дом для престарелых и инвалидов. Отец Илий принимал самое непосредственное участие в создании Клыковской богадельни.
После Поместного собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по Духовной академии, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и переехал в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры.
На Пасху 4 апреля 2010 года в кафедральном соборе Христа Спасителя в Москве Патриархом Кириллом он был возведен в сан схиархимандрита. Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 1 ст. и орденом прп.
Серафима Саровского 1 степени.
Многие называют его сегодняшним оптинским старцем, но сам отец Илий отшучивается: «Я просто старик». Старец принимает прихожан в храмовой усадьбе. В приемную к Батюшке может придти любой желающий.
Старец Илий обладает даром прозорливости. Приведем пример этого дара.
24 декабря 2016 года генерал-лейтенант Владимир Сергеевич Ивановский, начальник военной полиции Министерства обороны РФ, был назначен старшим борта ТУ-154 — летел в Сирию на выполнение ответственной боевой задачи.
По пути в аэропорт завернул в Переделкино, чтобы получить благословение схиархимандрита Илия. Сели пить чай, началась теплая задушевная беседа. Генерал поглядывает на часы и нервничает: пора лететь на выполнение задания, а Батюшка его всё не отпускает…
Он меня вымолил! — признается Владимир Сергеевич. Прибыл в аэропорт, а там еще, оказывается, предыдущий самолет, который должен был вылететь в 15.00, до сих пор стоит на взлетной полосе…Пока я был у батюшки Илии как раз все и поменялось. Мне приказали вылетать этим первым бортом.
Но борт был так загружен медикаментами для сирийских детей, что я снял с него еще 18 человек из Ансамбля А.В. Александрова. Вызываю их срочно в аэропорт, и мы вылетаем на такой же «Тушке», точно так же проходим дозаправку в Сочи… А их жены летят вечерним самолетом, который упал в море…»
Рассказывает шофер из Оптиной пустыни Сергей:
«Ну, вот жениться я собрался несколько лет назад. Невеста моя объявила, что хочет учиться поступать. Поедет, дескать, документы отвозить. Деньги заплатить нужно. Ну, я с деньгами помог ей. Проводил. Жду. А я только еще начинал у батюшки на стройке работать. Нужно было песок ехать нагружать.
И подобрались мы так, что все ребята здоровые, рослые, а я самый молодой, меньше всех ростом и худее. И вот благословляет отец Илий, чтобы меня отправили песок этот грузить. Я еще в душе возроптал: ну, думаю, нашел Батюшка, кого выбрать! Но поехал, конечно. И вот еду — и вижу девушку свою с другим.
Было у нас объяснение, после чего мы расстались. О чем я сейчас нисколько не жалею».
Этот очень худой, согбенный старец маленького роста, длинная седая борода, с ясными и умными глазами обладает духовной силой, мудростью и кротостью. Мало ест и мало спит, много молится. Он духовно помогает людям разобраться в их сложной жизненной ситуации.
Те, кому довелось беседовать с ним, называют его «чудным старцем», «сокровищем России», «знаменитым старцем», старец-молитвенник, богатырь духа, «наиболее известным и авторитетным духовником нашего времени». Он широко известен в церковной среде. Много ездит по России и миру. Многие годы принимает огромное количество людей.
Приведем некоторые мудрые высказывания старца Илии в многочисленных интервью:
«Суть жизни — приобрести вечность».
«Закон от Бога для всех един».
«Для чего страдал Христос? Чтобы человеку побеждать не только свои немощи, свои страсти, но и побеждать дьявола…Искупление в том, чтобы человека избавить от греха, проклятия и смерти… Рай тогда может быть, когда у человека душа в радости, в благодатном состоянии».
«Господь через Свои страдания дал миру Крест! Крест, который побеждает дьявольскую силу».
«Дьявол проявляет себя чуть ли не каждый день, постоянно производит в людях злобу. И, конечно, все войны, все ссоры, все неприятности и беды в мире происходят не без участия тёмных сил и дьявола».
«Ад — это быть во власти дьявола».
«Женщины более уповают на Бога, чем на собственные разумение и силы. Поэтому и в храмах женщин больше. Может быть, и в будущем веке Господь большее предпочтение отдаст женщинам».
А вот его высказывания по «мирской» тематике:
«Революция — огромное несчастье для России…Сколько Россия потеряла через эти события и сколько людей — 70 миллионов человек утратила… Это был мировой заговор против России…Я не уверен, что сам Царь отрекся».
Старец Илий высказывался против абортов, считая их следствием разрушения семейных устоев и потери нравственности.
Он советует СМИ остановить машину пессимизма, которая постоянно запугивает наш народ — мором, голодом, революциями, вгоняя его в уныние — один из самых страшных грехов, который отделяет человека от Бога.
Источник: https://ruskline.ru/analitika/2019/02/27/duhonosnyj_starec/