Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля Начало строительства: 1475 год Окончание строительства: 1479 год Архитектор: Аристотель Фьораванти Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси Координаты: 55°45’03.6″N 37°37’01.9″E
Московский Кремль — древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.
История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями. Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора.
Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он не был разрушен временем.
Что было потом — неясно, как впрочем отсутствует какая-бы то ни было информация и о самом деревянном храме.
Москва становится столицей — начало истории Успенского Собора
После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей.
Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита — не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора.
Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.
И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».
Разрушение «собора, что на Маковице»
К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары.
Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой.
Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций — своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.
Об истории Успенского Собора в 15 веке
Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.
Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева.
Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года.
Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.
Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному.
Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались.
Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!
Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.
В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями.
Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось.
Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.
Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.
Новая жизнь Успенского Собора
Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного.
Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией.
Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.
Успенский Собор в 20 веке..
В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено.
Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху.
Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».
… и в наши дни
Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус музея, однако церковные богослужения в связи со знаковыми праздниками Русской Православной Церкви исправно проводятся.
Статус кафедрального собора Москвы Успенский собор так не получил, хотя оно и понятно — более полувековой возраст храма делает его несколько непригодным к такого рода нагрузкам.
Однако в череде памятников русскому Православию, русской архитектуре Успенский Собор в Кремле по-прежнему занимает одно из главных мест.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Казань |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/576-uspenskij-sobor-v-moskovskom-kremle
Успенский собор Московского Кремля: история, фото, легенды
За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.
Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.
Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.
Что есть что в церкви
Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе — словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов — круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.
Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.
По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.
Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.
В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.
Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.
Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).
А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.
В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.
В советское время службу в соборах Московского Кремля запретили, но в 1990 их вернули православной церкви. Сейчас в Успенской соборе музей, а по престольным праздникам проходят богослужения. При этом каждый раз перед службой собор освящают заново.
В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой.
А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона.
Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.
А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.
Успенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:
Источник: https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/uspenskii-sobor
Успенский собор Московского Кремля
Московский Успенский собор располагается на территории Кремля, на Соборной площади. В настоящее время здание храма входит в число площадок музея-заповедника «Московский Кремль». Собор известен и как древнейшее полностью сохранившееся московское здание, а также как усыпальница царей с конца XVI до первой трети XVIII века.
Богослужения в Успенском соборе в Москве проводятся по отдельным дням. Чтобы попасть на литургию, нужно приглашение.
Иконы Успенского собора Московского Кремля — чтимые святыни «Спас Ярое Око», «Троица» Тихона Филатьева, «Спас Златые Власы», почитаемая как первая московская Петровская икона Богоматери, «Георгий», «Богоматерь Одигитрия», а также некоторые другие. Среди святынь в храме хранятся посох святителя Петра и Гвоздь Господень, высоко почитаемые в христианстве.
Строительство Успенского собора в Москве
Изначальный, но не сохранившийся собор из камня (на тот момент — белокаменный) на месте ранее существовавшего деревянного храма построен в 1326–1327 годы при Иване I Калите. Он был трехапсидный, одноглавый, создан по типу старинного Георгиевского собора, до наших дней сохранившегося во Владимирской области, в Юрьев-Польском.
К середине XV века белокаменный храм сильно обветшал. Тогда, при Иване III, было принято решение возвести новый храм, значительно превышающий старый в размерах.
Изначально строительство Успенского храма в Кремле было поручено мастерам Кривцову и Мышкину. Однако возводимый по их проекту собор так и не был завершен: уже доведенное до сводов здание обрушилось при землетрясении 1474 года.
В результате Успенский собор в Москве построил архитектор Аристотель Фиораванти — по образцу возведенного еще в XII веке великолепного владимирского Успенского собора.
Готовый пятиапсидный, пятиглавый храм освятили в 1479 году. Росписи кафедрального собора выполнялись с 1482 по 1515 год.
Легендарный создатель фресок в соборе (один из задействованных иконописцев) — Дионисий, но его роспись сохранилась фрагментарно.
Этот собор уцелел, хотя за свою долгую историю неоднократно был поврежден в московских пожарах, но всегда реставрировался, оставаясь главным патриаршим храмом страны, а также патриаршим и митрополичьим некрополем.
В советские годы Успенский собор на значительное время оказался закрыт для верующих и других посетителей: с 1918 до 1955 года, затем заработал уже как музей. При этом богослужения в нем возобновились лишь с 1990 года, но за зданием остается и статус музея.
Как добраться до Успенского собора Кремля в Москве
Самый простой способ посетить Успенский собор Кремля в Москве — с организованными экскурсиями в часы работы музея и доступности кремлевской территории для туристов.
Добраться можно на метро (станции на выбор — «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Арбатская», недалеко и от «Охотного Ряда», «Театральной», «Площади Революции»), автобусах № 144, К, м1, м2, м3, м6, Н1, Н2 до ближайшей остановки «Метро «Библиотека имени Ленина». Далее нужно приобрести билет в кассах Московского Кремля либо оплатить уже заказанную экскурсию.
Попасть в Успенский собор Московского Кремля на литургию получится исключительно по приглашениям. Уточнить данный вопрос можно на сайте Московского Патриархата.
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11831
Московский успенский собор
Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.
История
Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной.
Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси.
В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра.
Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.
В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.
Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма.
Мощи святителя Петра были возвращены в собор.
Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.
Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.
В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.
21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].
Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.
Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.
Архитектура
Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня.
Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз.
Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».
С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер.
Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала.
Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.
Стенопись
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.
Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах.
В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.
Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.
Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года.
Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен.
На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.
Иконостас
Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа.
В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.
Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.
Иконы
Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.
Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.
С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.
Усыпальница
С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц.
С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.
Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.
Царское моленное место
Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.
Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/14186.html
Описание Успенского собора Московского Кремля в г. Москва |
Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475-1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятыя Богородицы во исполнение пожелания Киевского митрополита Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.
Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Это был четырёхстолпный, трехапсидный, трехпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотесаными элементами архитектурного декора.
При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях.
Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми.»
Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину.
Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св.
Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».
Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.
Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).
Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642-1644 годы собор был расписан заново, старые росписи не сохранились.
Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался.
После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую.
В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по измененному рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.
В 1547 году здесь было впервые совершено «венчание на царство» Ивана IV.
В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).
В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмировским Августином (Виноградским).
15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявшего в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).
Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда сюда правительства РСФСР.
Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).
- Открыт как музей в 1955.
- В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР.
- С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .
- С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».
- В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.
- Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.
- Здесь покоятся мощи: митрополитов Киевских Петра, Феогноста, Фотия, Киприана и Ионы; митрополитов Московских Макария и Филиппа; Патриархов Московских Иова и Гермогена .
Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g14/moscow/uspensky-sobor.htm
Успенский собор в Москве
Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.
Из истории Успенского собора
Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы.
В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил.
С того времени почти 150 лет служила святыня.
В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось.
20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма.
Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали.
В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров.
В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.
Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911-1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова.
В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Архитектура Успенского собора Московского Кремля
Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире.
В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства.
Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится «как един камень». Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его «величеством и высотою, и светлостью и пространством».
Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.
Убранство Успенского собора Московского Кремля
Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец, люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».
Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482-1515 гг. Заново храм был расписан в 1642-1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым.
Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах — Житие Богоматери. В нижней части – изображения семи Вселенских соборов.
С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд.» Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий.
Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.
В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской.
Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву.
Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица»и другие.
Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма. Перед ним находятся моленные места. Царское расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа.
У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, – третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного.
Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха.
В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.
В храме мы видим и памятники декоративно — прикладного искусства. Среди достопримечательностей – серебряное паникадило с цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе.
Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I.
Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.
Успенский собор Московского Кремля как усыпальница
С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже — и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц.
В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи.
Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.
Посетив Соборную площадь, Вы увидите Успенский собор Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.
Источник: https://www.msk-guide.ru/uspenskiy_sobor.htm
Успенский собор московского кремля
Храм, возведенный в 1475-1479 гг. Главный кафедральный собор России вплоть до 1917 г.
История создания. XV век
При великом князе Московском и государе всея Руси Иване III произошел процесс объединения русских земель вокруг Москвы и становления единого Русского государства.
Столь значительное событие должно было быть подкреплено как экономикой, военной силой, так и идеологией. Сооруженный еще в 1326-1327 гг.
Успенский собор, являвшийся первым московским храмом из камня, к середине XV в. обветшал и уже не соответствовал статусу первого собора нового государства.
Иван III задался целью возвести новый кафедральный собор, который бы символизировал твердость и силу Москвы.
Митрополит Московский Филипп в 1471 г. пригласил двух русских мастеров для возведения нового церковного здания. По замыслу, который предстояло выполнить Кривцову и Мышкину, зодчие должны были возвести храм по образу Успенского собора во Владимире.
Предполагалось наличие таких же, как и там, пяти нефов, пяти глав и хоров, однако московский вариант был крупнее своего прототипа. Вскоре после начала строительства в специально обустроенные стенные ниши были помещены мощи московских святителей — Петра, Киприана, Фотия и Ионы.
Возле гробницы первого из них в алтаре возводимого здания выстроили временную церковь из дерева для продолжения богослужений. Именно там в 1473 г. были повенчаны Иван III и Софья Палеолог. В 1474 г. началось строительство сводов, но произошло частичное обрушение собора, вызванное землетрясением, о чем указывалось в летописях.
Существует вероятность, однако, что это была лишь одна из причин разрушения недостроенного здания храма. Археологические работы второй половины XX в. выявили, что первые мастера применяли слишком жидкий известковый раствор, что делало возводимый объект неустойчивым.
После этих печальных событий по совету Софии Палеолог в Италию было отправлено посольство боярина Семена Ивановича Толбузина. Целью его был поиск и приглашение в Москву болонского мастера Аристотеля Фиораванти, известного архитектора.
Зодчий прибыл на русскую землю в 1474 г. и сразу активно принялся за работу. Он изучил владимирский собор-образец, а затем занялся московским храмом.
Он совершил обжиг его известняковых стен, что позволило легче разрушить оставшиеся части собора.
До нас дошли детальные заметки о сооружении нового храма, в которых также упоминались разнообразные технические новшества, примененные Фиораванти. Итальянец выкопал новые рвы для дубовых свай, более глубокие, чем делали мастера на Руси. Также были построены новые печи для обжига. В их конструкции были применены железные тяги, в отличие от традиционных для нас дубовых.
Аристотель Фиораванти впервые в русском зодчестве использовал крестовые своды в один кирпич. Но главной находкой стали дополнительные арки позади иконостаса, которые усилили всю конструкцию и помогли выдержать вес купола. Это также позволило создать в основном пространстве интерьера легкие столпы, придававшие всему сооружению легкость. В 1479 г. строительство завершилось.
Дальнейшая судьба
Первые храмовые росписи были сделаны в 1481 г. (они частично сохранились). В 1513-1515 гг. фрески покрыли все внутреннее пространство (одним из их создателей был Дионисий). Они были переписаны в 1642-1643 гг. с сохранением изначальных сюжетов.
Именно в новом храме с XV века стали проводиться коронации, а также рукоположение в митрополичий сан (первый такой митрополит – Иоасаф, поставленный в 1539 г.).
С середины XVI в. собор окончательно утвердился в качестве главного в пределах русских земель.
На рубеже XIX – XX вв. три раза проводились восстановительные работы Успенского собора: в 1895-1897 гг. С. К. Родионовым, в 1900-х гг. С. У. Соловьевым и в 1911-1915 гг. И. П. Машковым.
Храм закрыл свои двери в 1918 г., открыв их заново в 1955 г., уже будучи музеем.
С 1991 г. входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Годом ранее в нем в отдельные дни по благословению патриарха стали проходить церковные службы.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/uspienskii_sobor_moskovskogo_kriemlia
Собор старейшей Богоматери
История строительства Успенского собора начинается в XIV веке. По совету митрополита Петра московский князь Иван Калита решает построить новый храм в Кремле. Церковь торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части собора митрополит Петр собственноручно строил себе гробницу, в которой позже и был похоронен.
В 1327 году собор был освящен. С этой даты начинается духовная жизнь собора. Успенский собор Калиты простоял около 150 лет. К 1470 году собор сильно пострадал из-за пожаров, и было решено построить новый. Этот собор заложил митрополит Филипп в 1472 году, приказав строить его по образцу Владимирского Успенского собора, только крупнее. Служба во время строительства не прекращалась, так как
в алтарной части будущего храма установили временную Успенскую церковь из дерева. Именно в ней через год после начала строительства произошло венчание московского великого князя Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог.
Весной 1474 года стены собора были готовы, уже началась выкладка сводов, как почти вся северо-западная часть храма разрушилась из-за землетрясения (труса). Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св.
Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися». Иван III пригласил итальянского мастера Аристотеля Фиораванти для перестройки собора.
Часть росписей храма, сделанных тогда, дошла и до наших дней.
Собор строился как кафедральный, поэтому здесь стали проходить важнейшие события в жизни государства — венчание на царство, рукоположение митрополитов. Здесь в 1498 впервые был разработан пышный ритуал коронации государей по византийскому образцу, который впоследствии лег в основу венчания на царство Ивана Грозного. В стенах Успенского собора был назначен первый российский патриарх Иов.
За свою долгую историю собор был свидетелем многих исторических событий. Например, в 1547 году князь Юрий Глинский пытался спрятаться в Успенском соборе — его обвинили в поджоге, который вылился в «великий пожар».
Посадские люди, «изымав его, в приделе великомученика Дмитрия Селунскаго, выволокши, в соборной и апостольской церкви Пречистыя Богородицы против митрополичья места, безчеловечно убиша и кровию церковь наполниша и, вывлекши его мертва в передние двери церковныя, и положиша на торжише, яко осуженника».
В 1613 году в Успенском соборе прошло венчание на царство Михаила Федоровича Романова. Уже в XVII веке стало ясно, что постройка Аристотеля Фиораванти не выдерживает испытание временем.
В 1624 году угрожавшие падением своды были разобраны «до единого кирпича» и вновь сложены с учетом образовавшихся в верхнем ярусе деформаций. Обновили и соборные росписи. В 1653 году были предприняты обширные работы по капитальному ремонту иконостаса.
Возобновлена живопись, сделаны серебряные оклады на иконы и серебряные подсвечники.
В начале XVIII века была проведена реформа в сфере управления церковью. С 1721 года церковное управление передавалось в руки коллегии духовных сановников, а пост патриарха упразднялся. С 1764 года церковное имущество было конфисковано, а священнослужителям было назначено жалованье.
Кроме того, на содержание собора прекратилась выдача натуральных продуктов, вместо них назначалось 300 рублей ежегодно. Позднее сумма была удвоена. Но жалованья на нужды собора все равно не хватало. Поэтому у собора появились новые источники дохода — была введена продажа свечей, появились «кружечные» деньги.
Отечественная война 1812 года также оставила свой след в истории Успенского собора. Вся Москва пострадала от пожаров, было разрушено две трети городских построек.
Хоть Кремль и уцелел, но вероятность возгорания была настолько велика, что Наполеону пришлось на время покинуть сердце Москвы. Многие ценности были вывезены из города.
Вместе с Патриаршей ризницей увезли и основные святыни Успенского собора: иконы Владимирской Божией Матери, риза Господня, Корсунские кресты и ряд других предметов. Владимирская и Иверская иконы были направлены во Владимир, а Патриаршая ризница — в Вологду.
Однако в Успенском соборе оставалось еще много ценностей. Все они были похищены, осталась только рака св. митрополита Ионы и часть риз на иконах. По этим остаткам были впоследствии восстановлены ризы и на прочих иконах.
Наполеоновская армия переплавляла в Успенском соборе ризы с икон. Всего за время пребывания неприятеля было переплавлено 325 пудов серебра и 18 пудов золота, то есть 5,3 тонны серебра и 290 кг золота.
В помещениях собора были устроены стойла для лошадей, исцарапаны иконы, а мощи митрополитов Ионы и Петра были выброшены из рак. Восстановление собора потребовало много времени и почти 200 тыс. рублей.
Стены Успенского собора продолжали оставаться молчаливыми свидетелями исторических событий. Например, в феврале 1903 года здесь был прочитан акт отлучения Льва Толстого от церкви.
2 ноября 1917 года большевики произвели артиллерийский обстрел Кремля и заняли Исторический музей. Многие постройки Кремля серьезно пострадали, включая Успенский собор.
«Удары этих осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась и отпучилась штукатурка с росписью в нескольких местах…
в купольном барабане имеется овальная брешь, вызывает беспокойство юго-западный парус под барабаном Похвальского придела. Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над «казною», ярусы лесов, солею и пол у солеи… эта пыль покрывает и иконы иконостаса и все окружающие предметы», — сообщалось в акте осмотра собора.
Несмотря на это, выводы комиссии были оптимистичными: «можно полагать, что собор может быть без затруднения приведен в порядок и реставрирован».
Уже 21 ноября 1917 года в соборе состоялось поставление в патриархи Московского митрополита Тихона. Он стал первым патриархом после длительного периода синодального правления церковью.
В 1918 собор был закрыт в связи с переездом правительства РСФСР в Кремль.
Последняя служба в стенах собора прошла на Пасху. Далее, в том же 1918 году, последовало отделение церкви от государства. Имущество собора было объявлено собственностью республики. Лишь через четыре года, в октябре 1922-го, он снова открыл свои двери, но уже лишь в качестве музея.
В тот же период было отреставрировано и открыто много древних икон, в том числе знаменитая «Богоматерь Владимирская». После реставрации многие из этих икон были переданы в Исторический музей.
А в 1930 году в Третьяковской галерее открывается отдел древнерусского искусства, и три домонгольские иконы Успенского собора — «Владимирская Богоматерь», «Благовещенье Устюжское» и «Спас Нерукотворный» — переезжают туда. Там они находятся до сих пор.
Церковные ценности собора постигла более печальная участь — в 1922 году они были изъяты в пользу Гохрана и фонда помощи голодающим.
Так, по общей описи ценностей, из собора в Гохран было передано 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра, 9 пудов серебряного лома, состоявшего из 17 лампад, серебряной раки Гермогена и большого серебряного подсвечника от той же раки, сделанного по рисунку Васнецова. Также из имущества собора изымали иконы, «представляющие интерес в антирелигиозной работе», и передавали их в Антирелигиозный музей.
Состояние здания собора тоже оставляло желать лучшего: протекала кровля, а денег на ремонт не поступало. По этой причине приходилось не раз закрывать собор для посетителей.
О состоянии собора почти нет сведений и на период Великой Отечественной войны. Известно только об укреплении некоторого количества его икон в мастерских Третьяковки.
В послевоенный период начались систематические работы по укреплению икон и фресок уже в соборе.
С 1954 года возобновляются экскурсии в только что отреставрированный Успенский собор, а с 20 июля 1955 года Кремль становится открытым для посетителей.
Но превращение Успенского собора в настоящий музейный комплекс начинается лишь с 1960-х годов, после передачи музеев Кремля в ведение Министерства культуры СССР. Кроме того, с 1962 года началось комплексное архитектурно-археологическое исследование собора.
С середины 70-х начался новый этап широкомасштабных работ по реставрации собора. Реставрация основывалась на исследовании 60-х годов.
В 1980 году собор был открыт на время проведения Олимпиады. Далее снова последовало закрытие на реставрацию. Собор был открыт вновь лишь в 1983 году, но одновременно проводилась реставрация живописи. Экспозиция была представлена полностью только в 1995 году. С 1991 году в Успенском соборе возобновились праздничные богослужения. В настоящее время собор выполняет функции музея и храма.
Источник: https://www.gazeta.ru/social/2017/08/11/10828502.shtml