Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.
Иконописец Андрей Рублев
Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией Александра Пушкина. Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.
Детство и юность
Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.
Памятник Андрею Рублеву
Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».
Иконопись
Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве.
В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле.
Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.
Икона Андрея Рублева
Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе.
Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией.
Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.
Фреска Андрея Рублева «Преображение Господне»
Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила.
Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы.
Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.
Икона Андрея Рублева
В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского – князя Юрия Звенигородского.
В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева.
К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».
Андрей Рублев и Сергий Радонежский
В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея.
Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя.
Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.
Иллюстрация Андрея Рублева к «Евангелию Хитрову»
Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды.
Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое.
Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».
Фреска Андрея Рублева «Страшный суд»
Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать.
Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве.
Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.
Андрей Рублев расписывает Спасский собор
Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере.
Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.
Икона Андрея Рублева «Троица»
Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов.
Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.
Личная жизнь
В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.
Смерть и память
Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы.
Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг.
По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.
Памятник Андрею Рублеву
Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д.
Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили.
На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.
В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка.
В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья.
Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.
Иконы и фрески
- Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
- Вознесение Господне, 1408
- Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
- Спас в силах, 1408
- Спас, 1410-е
- Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
- Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
- Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Предтеча, 1408
- Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Благовещение, 1405
- Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
- Святая Троица, 1410-е. ГТГ
Источник: https://24smi.org/celebrity/4847-andrei-rublev.html
Биография Андрея Рублева
Рублев Андрей (приблизительно 1360 –17.10.1428) – русский художник, монументальный живописец, известный иконописец. Монах, причисленный к лику святых.
Основные этапы биографии
Точных данных о жизни Рублева сохранилось немного. Его предположительное место рождения – Московское княжество, по другой версии – Нижний Новгород. Дата рождения и имя, данное при рождении, неизвестны.
Судя по фамилии, его семья может иметь отношение к ремесленничеству. В молодые годы Рублев постригся в монахи в Андрониковом монастыре, взяв имя Андрей.
Одна из поздних икон подписана как «Андрей Иванов сын», несмотря на то, что подпись неподлинная, она считается косвенным подтверждением, что отец художника носил имя Иван.
В 1405 году, по свидетельству летописей, участвовал с Феофаном Греком и другими художниками в росписи Благовещенского собора в Москве. Из работ Рублева сохранились изображения праздников, отличающиеся особой гармоничной атмосферой, утонченностью и теплотой. Вероятно, художник к этому времени имел серьезный опыт и репутацию.
В 1408 году совместно с Д. Черным писал в Успенском соборе во Владимире. Ему принадлежит часть фресок изображения Страшного суда на западной стене.
Несмотря на подавляющую тематику, работа Рублева демонстрирует просветление и всепрощение и не дает гнетущего ощущения страшной кары.
В те времена художник был настоящим мастером школы живописи, имеющим собственный стиль, последователей и учеников.
В 20-х годах XV века под руководством А. Рублева и Д. Черного создавался иконостас Троицкого собора. Фрески не сохранились, уцелели лишь три ряда иконостаса, разных по манере исполнения.
К тому времени относится и создание «Троицы» – иконы, ставшей шедевром мировой живописи. Смысл, вложенный художником в эту удивительную работу, – самопожертвование во имя гармонии и жизни.
Рублев скончался в 1428 году в московском Андрониковом монастыре во время эпидемии чумы.
Творчество
На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам.
В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.
Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.
В 1408 году Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и вдобавок сохранившуюся работу — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично).
Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека.
Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В 1425—1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.
Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам.
Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.
Большинство исследователей согласны с тем, что им, скорее всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).
Прочие иконы и фрески, приписывавшиеся на протяжении XX века кисти Андрея Рублёва, в настоящее время большинство исследователей считает работой школы (артели) или даже просто современников мастера.
Личная жизнь
В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.
Смерть и память
Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы.
Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг.
По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.
Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.
Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года.
Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили.
На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.
В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка.
В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья.
Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.
Всеобщее признание
В произведениях Андрея Рублева отражается его мироощущение. Для того времени был характерен культурный прогресс, повышенное внимание к нравственным вопросам. Творчество живописца отражало новое видение духовной красоты и нравственности, оно стало известным и почитаемым не только на родине, но и далеко за ее пределами.
Работы Рублева являются чрезвычайно ценными, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявляли его произведения по уникальному стилю. Икона «Троица» – это единственная уцелевшая работа, которая, безусловно, принадлежит кисти Рублева.
В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало споров вызывает факт принадлежности мастеру, состоящего из трех икон Звенигородского чина.
В нем прослеживается новый для творчества Рублева драматический след, возможно связанный с событиями того времени (междоусобица на Руси).
Большинство ученых приписывает авторству Рублева «Владимирскую Богоматерь», несколько миниатюр «Евангелия Хитрово». Помимо этих произведений на протяжении последнего столетия выдвигалось множество предположений в пользу кисти Рублева.
Теперь все эти работы считаются произведениями школы прославленного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом к подражанию, и многие художники испытывали сильнейшее влияние творчества Рублева.
Его произведения несут глубокое духовное содержание и эмоциональность в сочетании с лаконичными и красивыми образами.
В 1947 году на земле Спасо-Андроникова монастыря открыт заповедник, в 1985 – музей древнерусской культуры в честь Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых. Фамилию художника носят улицы нескольких российских городов, ему посвящены памятники, о Рублеве сняты фильмы. Также в честь художника назвали кратер на Меркурии.
Канонизация
Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобных святых.
По православному календарю, память святому совершается три раза в год:
- 4 (17) июля — преставление преподобного Андрея (Рублёва) Московского, иконописца (1428; служба без знака).
- 6 (19) июля — память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Радонежских святых.
- В неделю перед 26 августа (8 сентября) — память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Московских святых.
Иконы и фрески
- Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
- Вознесение Господне, 1408
- Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
- Спас в силах, 1408
- Спас, 1410-е
- Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
- Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
- Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Предтеча, 1408
- Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Благовещение, 1405
- Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
- Святая Троица, 1410-е. ГТГ
Источник: https://stories-of-success.ru/andreya-rubleva
Биография и творчество преподобного Андрея Рублёва
Андрей Рублев является одним из самых именитых представителей московской школы иконописи и книжной живописи 15 века. Решением высших органов Русской православной церкви Рублев отнесен к лику преподобных святых, особо угодивших Господу.
Моменты биографии
Историки не располагают достаточными биографическими сведениями о жизни Рублева. Считается, что он родился около 1360 года, по одним источникам, в Великом Новгороде, по другим – в Московском княжестве.
В начале 15 века под именем Андрея Рублев постригся в монахи в Андрониковом монастыре (ныне не действует), расположенном на одном из берегов Яузы. Следующие 30 лет он посвятил себя иконописному творчеству vseikony.ru, украшая фресками своды монастырей и создавая иконы.
Предположительная дата смерти Рублева – 1430 год. В это время в Москве господствовала чума, и, вероятно, преподобный Андрей не избежал участи многих других простых людей, погибнув от инфекции. Похоронен он был в том же монастыре.
Творчество
Первой серьезной работой для Рублева стала роспись стен Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. Он упоминался в качестве младшего члена артели, куда входили сам Феофан Грек и Прохор с Городца. Этот же момент служит первым упоминанием о Рублеве вообще. Запись сделана в Троицкой летописи.
Эти фрески не сохранились, так как в 1416 году монастырь был полностью перестроен.
Следующей крупной работой для преподобного Андрея стало украшение фресками стен Успенского собора во Владимире в 1408 году. Рублев работал в то время в соавторстве с Даниилом Черным. Согласно упоминаниям этого события в Троицкой летописи будущий именитый иконописец был тогда младшим мастером.
Эти сведения – единственные, которые содержат точную информацию о периоде создания произведений Рублевым. Фрески сохранились лишь частично. Из них дошли фрагменты следующих частей:
- Праздничный цикл;
- Предтеченский цикл;
- Богородичный цикл;
- Страшный Суд.
Кроме того, дошли до наших дней изображения отдельных святых и частично – орнаменты – в разных уголках собора.
Еще одним творением кисти Рублева, вышедшим из стен Владимирского монастыря, считается икона Владимирской Божьей Матери Умиление. Она также написана около 1408 года и является одной из самых древних списков оригинала. Однако некоторые историки против приписывания Рублеву авторских прав на это произведение.
Также Рублев расписывал церковь Святой Троицы в Сергиевом Посаде и церковь Спаса в Москве, но самым известным его творением стала икона «Троица» из иконостаса Троицкого монастыря. В художественном мире она принимается за эталон рублевского творчества и его эпохи.
В творчестве Андрея Рублева есть много работы, в авторстве которых сомневаются многие ученые. К ним относятся иконы иконостасов Московского Кремля, Троицкого собора, фрески Успенского собора и другие.
Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/2838—biografiya-i-tvorchestvo-prepodobnogo-andreya-rubleva.html
Краткая биография Андрея Рублёва самое главное
А. Рублев — очень знаменитый и уважаемый русский иконописец. Благодаря своим работам Русская православная церковь относит его к преподобный лике святых. Все иконы считались чудотворными и образцом для последующих мастеров.
Родился великий мастер своего дела примерно в 1360 году, на то время в Московском княжестве. Но к сожаления, из его биографии нам мало что известно, осталось только его творчество. Бытует мнение, что он учился художества в Византии и Болгарии. С именем Андрей был принят в монастырь. Настоящего имени не сохранилось.
Впервые о нем было написано в летописи примерно в 1405 году. Делалось сообщение, что он участвовал в росписи Благовещенского собора в Московском кремле. Эта ответственная работа свидетельствует о великом умении росписи икон. Второй раз в 1408 году было о нем сообщение в летописи, когда Рублев участвовал в росписи Успенского собора. В скорости у него появились свои ученики и помощники.
Третий раз в летописи о нем можно прочитать сообщение, что участвовал в росписи Крупного мужского монастыря, в городе Сергееве, Московской области.
К сожалению, умер от чумы в 1430 году ( это единственная точная дата с биографии Рублева), но до этого успел поучаствовать в росписи Спасского собора, о чем и говорит летопись.
В памяти верующих, он известный благодаря своей иконе «Троица» и фреске «Страшный суд»( где традиционная грозная сцена превращается в торжество Божественной справедливости).
Ему также приписывают выполнения книжных миниатюр.
В память об этом великом человеке в Спасо — Андрониковом монастыре был основан единственный музей древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. Были сняты фильмы, выпущенная почтовая марка, серия монет для Банка России. И что самое удивительное, один из кратеров Меркурия назван в его честь.
Его творчество
Биография Андрея Рублёва о главном
Андрей Рублев – знаменитый русский иконописец 14 – начала 15 веков. Работ, принадлежащих кисти этого художника, сохранилось до современных дней не так уж и много. Самая знаменитая из них – “Троица”.
Участвовал Андрей и в росписи многих храмов. А иконопись его заметно отличалась от традиционной. В своих изображениях сочетал художник и духовность, и человечность.
Совокупность того и другого делало его творения неповторимыми.
Достоверных сведений о жизни Рублева известно очень немного. Даже неизвестна точная дата и место его рождения. Предположительно, появился на свет будущий художник в 1360 году.
Местом рождения одни историки считают Московские земли, а другие – Новгородские. О семье его, так же, почти не известно. Есть только предположения о том, что это была ремесленническая семья.
Еще, есть подпись на одной из поздних работ Рублева, которая гласит, что мастер, написавший ее – Андрей, сын Ивана.
Имя Андрей принял живописец при постриге в монахи. В течение своей жизни немало написал он икон. Но, единственной уцелевшей и дошедшей до наших дней является “Троица”. Эта работа была написана мастером в период междоусобиц на русских землях.
Принимал участие Андрей вместе с другими живописцами того времени и в росписи храмов. Известно, что в 1405 году он, вместе с группой других художников и Ф. Греком работал над фресками Московского Благовещенского собора.
А в 1408 году, так же с совместно с другими, трудился он над Успенским собором во Владимире. На западной стене этого храма красовались картины, изображавшие великий судный день. Эта работа полностью принадлежит кисти Рублева.
Умер иконописец в 1428 году. В это время находился он в Андрониковом монастыре. Причиной смерти считается чума, эпидемия которой наблюдалась там в этот период времени. Существует предположение, что последнее над чем трудился мастер – роспись Спасского собора. Но это только предположение. Ведь так мало дошло до наших дней и работ художника, и точных сведений о его жизни и деятельности.
Его творчество
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
← Петровна Елизавета↑ БиографииКовалевская Софья Васильевна →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/rublyov-andrej
Андрей Рублев краткая биография
Андрей Рублев краткая биография для детей и взрослых известного иконописца изложена ниже.
Андрей Рублев — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века.
Иконописец появился на свет на территории Московского княжества в 1360 году в Московском княжестве. Сведений о семье, детстве и юности художника практически нет. Историки предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей.
В 1405 году было найдено первое письменное упоминание о нем. Согласно летописи чернец Рублев вместе с Прохором-старцем и Феофаном Греком, прибывшим из Кафы, расписал в Московском кремле стены Благовещенского собора.
Поскольку такую работу могли доверить только талантливому и уважаемому мастеру, то ученые предполагают, что юный Рублев уже имел опыт художественной славянской иконописи. После работы с Греком и Прохором-старцем, он перенял некую технику мазков и выработал свой стиль иконописи.
До наших дней в соборном иконостасе Благовещенского храма сохранилось 7 икон, написанных его рукой.
Еще одно письменное упоминание о художнике датируется 1408 годом. В начале XV века вместе с Даниилом Черным Андрей Рублев расписал под Звенигородом Успенский собор и Владимирскую церковь.
В конце этого же года на Русь напало полчище татарского хана Едигея. Они разрушили Переславль, Серпухов, Ростов и Нижний Новгород, подошли к Москве. Татарское войско разрушило Троицкий монастырь, а в 1410 году разорили Успенский собор.
Поэтому большинство работ Андрея Рублева было уничтожено.
Последующие 20 лет об иконописце ничего не слышно. Возможно, он пребывал все время в Андрониковом монастыре. В 1422 году началось восстановление Троице-Сергиева монастыря. Для росписи стен игумен Никон приглашает Рублева. Он создал икону «Троица» для собора, которая стала вершиной и шедевром творческого наследия мастера.
Великий иконописец Андрей Рублев скончался в 1428 году в Москве, где бушевала эпидемия чумы. Он умер в Андрониковом монастыре, где трудился с Даниилом Черным над фресками Спасского собора. Некоторые ученые утверждаю, что его не стало весной 1930 года.
Источник: https://kratkoe.com/andrey-rublev-kratkaya-biografiya/
Андрей Рублев
Андрей Рублев большая личность для истории русского искусства. К сожалению, про жизнь этого удивительного человека известно не так много, информации катастрофически не хватает, кроме того много работ Рублева не сохранилось до наших дней.
Дата рождения Рублева доподлинно не известна, историки называют либо 1360, либо 1370 годы. Местом его рождения считается центральная Россия, если быть более конкретны, то он родился в землях Московского княжества.
Исходя из происхождения фамилии (Слово Рублев, скорее всего, происходит от слова рубель, которое обозначает инструмент для накатки кожи), можно предположить, что Андрей сын ремесленника.
В 1405 году в летописях появляются упоминания об Андрее Рублеве. Летопись гласит, что в это время, в Москве нужно было расписать Благовещенский собор Кремля, и поручено это было Феофану Греку, мастеру Прохору, а также чернецу Андрею Рублеву.
Исходя из этой записи, можно предположить, что Андрей был монахом, а имя, с которым он вошел в историю, было получено при постриге. Считается, что он принял постриг в Троицком монастыре, настоятелем которого был Никон, ученик Сергея Радонежского.
Роспись Благовещенского собора Московского Кремля была утрачена. Зато сохранились несколько икон работы Андрея Рублева, которые он писал именно для этого Собора.
Опять обратимся к летописи. В летописании имя Андрея относится к 1408 году. Рублев с Даниилом Черным занялся росписью Успенского Собора во Владимире, которые сохранились. Владимирский Успенский Собор прекрасный архитектурный и религиозный памятник, уникальности которому добавляет тот факт, что его роспись — единственная роспись Рублева, сохранившаяся до наших дней.
В росписи Успенского Собора, особое внимание следует уделить фреске «Страшный суд». Рублев имел свой взгляд на религиозные сюжеты. И грозную, как было принято сцену, он представил иначе. Страшный суд превратился в праздник, в торжество справедливости.
В 20ых годах 15 века, Рублев занимался росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. К сожалению, эта работа тоже безвозвратно утрачена. Последней работой русского иконописца стала роспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, и как не парадоксально, и эта роспись тоже утрачена.
К авторству Андрея Рублева принадлежит замечательная икона – «Троица». «Троица» считается одним из шедевров не только русского искусства, но и мирового. Смотря на «Троицу» сложно не заметить виртуозную работу кисти русского мастера. Ему удалось показать душевную гармонию трех светлых душ, ведущих друг с другом безмолвные беседы.
В 1551 году, уже после смерти Рублева, прошел Стоглавый собор, на котором его иконопись была названа образцовой. Потомки по достоинству оценили творчество иконописца. Рублев творил в эпоху перемен.
В жизни русского человека наступали большие перемены. Русь освободилась от татаро-монгольского гнета, и общество жило надеждами на прекрасное, светлое будущее.
Он же помогал обществу, верить и надеяться, своими иконами и фресками.
Говорят, что Андрей был человеком набожным и кротким. Всю свою жизнь он посвятил служению Богу, творчеству и своим думам. Умер он в 1430 году, 29 января в Андрониковом монастыре. В 1988 году Андрей Рублев был причислен к лику святых. День памяти Андрея Рублева 17 июля.
В 20 веке интерес к творчеству Андрея Рублева, его жизни и деятельности сильно возрос. Благодаря деятельности различных реставраторов – альтруистов, мы, и сегодня, можем насладиться творчеством Великого русского человека.
Источник: http://www.ote4estvo.ru/russkie-xudozhniki/415-andrej-rublev.html
Андрей Рублев — биография, картины, иконы, Святая Троица, творчество Рублёва
Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремится, и есть реализация этих идеалов, не всегда совершенная, а иногда, когда задачи поставлены идеалами очень трудные, и совсем несовершенная. Но судить о национальной культуре мы всегда должны прежде всего по ее идеалам. Это высшее, что создает национальная культура.
Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев — Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте.
Достоевский в своей знаменитой речи о Пушкине сказал: Пушкин «дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отраженные». Эпоха Пушкина была эпохой возвышения национального русского духа после победы над Наполеоном.
Эпоха Рублева знаменовала собой грядущее полное освобождение Руси от чужеземной тирании и была ознаменована победой над силами Золотой Орды.
Обновления на сайте: Сергеев В.Н. Исследование «Андрей Рублев» — 1. Время молчать и время говорить — 2. Детство — 3. Коло житейское — 4. Святое ремесло — 5. В совершении, в художестве, в мужестве — 6.
Лето 6913 — 7. Первые праздники — 8. Владимирские росписи — 9. Звенигородский чин — 10. На горе Маковце — 11. Воззрением на Святую Троицу… — 12. Последние годы — 13. Из поколения в поколение — 14.
Хроника
Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублева была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.
Идеалы, воплощенные в творчестве Рублева, столь высоки, что они были бы чудом, если бы не представляли собой некоего отражения того, что можно было бы наблюсти в действительности.
А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и беззаветного служения людям, отечеству, идеалам добра и красоты, создавшим чувство собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем. «Все мысленное, — в произведениях Рублева, — мнится видением».
Обновления на сайте: Плугин В.А. Исследование «Мировоззрение Рублева» — 1. Вопросы биографии — 2. Эсхатологическая тема в древнерусской мысли — 3. Эсхатологическая тема в древнерусском искусстве — 4. «Послание Василия Калики» Феодору Доброму — 5.
Феофан Грек и Даниил Черный — 6. «Воскрешение Лазаря» — 7. Звенигородский чин — 8. «Не на лица судите, сынове человечестии…» — 9. Иконостас Успенского собора во Владимире — 10. Деисусный чин. «Страсти» — 11. Праздничный цикл фресок — 12. «Второе и страшное Христово пришествие..
.» — 13. Заключение
Лучшее и самое достоверное из произведений Рублева — это знаменитая «Троица». Сергей Радонежский построил в своей обители Троицкий собор, в котором была поставлена затем икона Рублева «Троица», «дабы воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Это был призыв к объединению всех русских людей — призыв, опиравшийся на глубокое философское осознание устройства мира, нравственной сплоченности людей.
Троичность была для Рублева не только законом геометрического построения Вселенной, его диалектики, но и идеальным выражением не замкнутой двойною связью любви, и любви разомкнутой, включающей в себя все мироздание. Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник — символ вечности, все объединено в круге.
Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как бы «дымом писанных», ложатся отблески небесной голубизны. В нежных ликах ангелов ясно ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь «за други своя».
Обновления на сайте: Прибытков В.С. «Сквозь Жар Души. О трех русских иконописцах — Андрее Рублёве, Дионисии, Симоне Ушакове»: Глава 1 — Глава 2 — Глава 3 — Глава 4 — Глава 5 — Глава 6 — Глава 7 — Глава 8 — Глава 9.
Трое ангелов парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи — лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды.
Отблеск голубого цвета — это опрокинутое в человеческой природе небо. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит и надмирное сияние красок. И оттого, может быть, так радостна грусть рублевских ангелов. На творение это легко смотреть.
Не случайно и сам Рублев писал свою «Троицу», «неуклонно взирающе на всечестные иконы, наполнялся радости и светлости». В композиции Страшного суда во владимирском Успенском соборе Рублев точно так же изображает людей как бы в предстоянии перед конечной ответственностью за свою жизнь.
Никакой экзальтации — мудрое спокойствие и вместе с тем состояние лицезрения конечной истины человеческой жизни. Глаза рублевских персонажей в Страшном суде видят оценку себе и своей жизни, перед ними раскрыта тайна мира. Поэтому и Страшный суд не страшен, а радостен.
Это то чувство, с которым шли или, по крайней мере, могли идти русские люди на Куликово поле. «Все мысленное мнится видением» — видением идеала! Творения Рублева — мечта о лучшем человеке.
Дополнительные материалы: 1. Язык древнерусской иконописи — 2. Иконостас — 3. Как работали древнерусские художники — 4. Иконография преподобных — 5. Иконография Апостолов — 6. Иконография Евангелистов — 7. Апостол первозванный
Дополнительные материалы: «О художественных стилях и направлениях русской иконописи» — 1. Ранняя иконопись XII-XIII веков — 2. Зенит русской иконописи. XIV — первая половина XVI века — 3. Великие имена — 4. Обретения и потери. Вторая половина XVI-XIX века
Дополнительные материалы: Барская Н.А. «Сюжеты и образы древнерусской живописи» — 1. Образы Спаса — 2. Образы Богородицы — 3. Праздники — 4. Ангелы — 5. Святые — 6. Иконостас — 7. Заключение — 8. Словарь терминов.
Источник: http://andrey-rublev.ru/
Рублёв Андрей около 1360 — 1428: биография кратко, годы жизни, деятельность
Один из самых известных русских иконописцев московской школы, книжной и монументальной живописи XV века.
Истории известно немного фактов из биографии Андрея Рублёва. Например, данных о его рождении и происхождении практически не сохранилось.
Предположительно, родился он в 1360 году, и считается, что предки иконописца были мастеровыми. К сожалению, мы не знаем и первоначального имени художника.
Имя Андрей он получил после монашеского пострига в монастыре на берегу реки Яузы. Сегодня этот монастырь известен как Андроников.
На одной из сохранившихся икон различима надпись: «Андрей Иванов сын Рублёв». В результате ученые сошлись во мнении, что отчество Андрея – Иванович.
Первое письменное упоминание об Андрее Рублёве относится к 1405 году. Именно тогда летопись сообщает, что чернец Рублёв, Феофан Грек (прибывший из Кафы) и Прохор-старец расписали Благовещенский собор Московского Кремля.
Совместная работа с Феофаном Греком была прекрасной школой и высокой честью для молодого автора. Тем не менее, взяв у Феофана Грека лучшее из техники, Рублёв создал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости. Его иконы написаны в спокойной манере, наполнены ясностью и гармонией.
К сожалению, роспись Благовещенского собора до наших дней не сохранилась, но в иконостасе осталось семь икон, которые специалисты относят к творчеству Андрея Рублёва.
В начале XV века он со своим товарищем Даниилом Чёрным приступил к росписи Успенского собора под Звенигородом. Его кисти принадлежат, предположительно, изображения двух святых – Флора и Лавра, но и во всей росписи ощущается присутствие Рублёва.
В это время Андрей Рублёв трудился над иллюстрациями к Евангелию Хитрову. Здесь также ярко прослеживаются традиции иконописи, выработанные художником, в перекличке с византийскими традициями. Только, в отличие от изображений авторства греков, рублёвские изображения наполнены духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь.
В 1408 году появилось второе упоминание о работе мастера. Рублёв вновь работал с Даниилом Чёрным. Они расписали Владимирский Успенский собор, который был построен еще до монголо-татарского нашествия. В западной части храма и на его сводах разместили мастера свои фрески Страшного суда. Многие исследователи сходятся во мнении, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».
После этого почти двадцать лет не было никаких сообщений об иконописце. Предполагается, что он находился в Андрониковом монастыре. И только в 1422 году Андрея Рублёва приглашают в Троице-Сергиевский монастырь, который начинает восстанавливаться. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного был возведен храм из камня. Этот храм и расписывал Андрей Рублёв.
В Троицком соборе мастер создал икону, которая до сегодняшнего дня поражает совершенством композиции. Многие искусствоведы называют ее шедевром и вершиной творчества Рублёва: это «Святая Троица».
Скончался иконописец осенью 1428 года, во время бушевавшей в Москве эпидемии чумы.
Лучшие иконы, которые признаны работами Андрея Рублёва, – «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Гавриил», относящиеся к Звенигородскому чину, – хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Есть еще несколько икон и фресок, которые приписываются Рублёву, но исследователи называют их работами артели или современников Рублёва, творивших в его стиле.
Источник: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/rubliov-andriei
Краткая биография Андрея Рублева
Андрей Рублев русский иконописец, чье имя и работы дошли до наших дней. К сожалению, по его биографии мало что известно. Несколько раз он упоминается в летописях при монастырях, когда ему поручают расписать собор или храм.
Судя по фамилии, отец его происходил из ремесленников. Рубель, производная в его фамилии, это инструмент для накатки кожи. Местом его рождения считается Московское княжество. Дата рождения доподлинно неизвестна, где-то 1360-70 года. В зрелом возрасте принял постриг и стал монахом.
Всю жизнь занимался росписью соборов и храмов.
Совместно с другими иконописцами, Рублев расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (к сожалению, фрески до наших дней не сохранились), во Владимире участвовал в оформление Успенского собора.
Его уникальность работ состоит в том, что основываясь на традициях византийского и южнославянской живописи, он переплетает их, развивая свой неповторимый стиль.
Самая известная работа его это икона «Троица», которая считается шедевром, как русской, так и мирового искусства. В этой иконе вплетена не только религиозная подоплека, но и философская. Написана она была в память о Сергее Радонежского. Рублев в ней воплотил его пожелания: «лицезрением её единства побеждалась ненавистная рознь мира сего». В безмолвии трех фигур видна гармония и единство.
К сожалению, большинство его работ не сохранилось. Соборы были разрушены или не выдержали ход времени. Иконы затеряны. Но даже по тем сохранившимся можно увидеть, как Андрей Рублев через свои творения пытался донести надежду на прекрасное и светлое будущее. В его фигурах видна не обреченность, как часто писали его современники, а легкость и светлость.
Умер он в 1427 году в Москве в Андрониковом монастыре. В наше время Андрей Рублев был причислен к лику святых. Датой памяти считается 17 июля.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
- Юрий Владимирович Долгорукий
Приблизительная дата рождения Юрия I Владимировича является 1090 год. Шестой сын у Владимира Мономаха в браке со второй женой Ефимией. Будучи ребенком, послан отцом, управлять Ростовом со старшим братом Мстиславом. - Глинка Михаил Иванович
Михаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру. - Николай Гумилев
Николай Степанович Гумилев, значимая фигура Серебряного века, русский поэт-акмеист, родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте. Гумилев рос в Царском селе, затем его отец, военный флотский доктор - Александр Иванович Гучков
Гучков Александр – известный политический деятель, активный гражданин с ярко выраженной гражданской позицией, человек с большой буквы, активный реформатор в политических вопросах - Бианки Виталий
Виталий Бианки – знаменитый русский писатель. Он очень любил родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей. Виталий родился в столице царской России – Петербурге.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/rublev-andrej