Феодоровская икона Божией Матери на протяжении трех веков была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Именно эта икона олицетворяет собой конец Смутного времени и начало восстановления русского государства после долгих лет унижений и нестроений.
По преданию, Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской, но в отличие от последней, левая ножка Младенца Христа на иконе обнажена до колена. Название свое Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор в честь святого Феодора Стратилата.
Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Георгием (Юрием) Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.
Именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Подтверждением этому является особенность Феодоровской иконы: на ее обратной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей – небесной покровительницы Полоцкого княжеского дома.
С именем Феодоровской иконы также связано одно из значимых в истории нашей страны событий. 21 февраля (по ст. ст.) 1613 года на Земском Соборе в Москве государем всея Руси был избран Михаил Федорович Романов – первый русский царь из боярского рода Романовых. 16-летний юноша был сыном Федора Никитича, (в иночестве Филарета, будущего Патриарха Московского), и Ксении Ивановны (в иночестве Марфы) Романовых.
14 марта 1613 года в Ипатьевский монастырь города Костромы прибыло посольство Земского Собора, чтобы известить Михаила Феодоровича и его мать инокиню Марфу об избрании на престол. Тогда же из Успенского собора Костромы в монастырь крестным ходом была принесена Феодоровская икона. После долгих уговоров послам Земского Собора удалось убедить юного Михаила Романова и его мать принять избрание на престол. Инокиня Марфа благословила своего сына Феодоровской иконой на царство со словами: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».
С того времени Феодоровская икона становится одной из главных фамильных святынь российских государей и их семей.
С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна.
К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна .
Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.
Многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божьей матери.
Особое почтение иконы-покровительницы было при царе Николае, молилась перед ней и вся его семья. В Царском селе (1909-1912 годы) на месте, которое выбрал сам монарх, был выстроен в честь святыни Феодоровский Государев собор.
На месте гибели святых страстотерпцев, в доме Ипатьева (Екатеринбург), был обнаружен список Феодоровской иконы Богородице, который принадлежал мученице царице Александре Федоровне.
Церковная история сохранила множество чудес обновления икон. Но с Феодоровской иконой Божией Матери свершилось обратное чудо. Незадолго до отречения страстотерпца царя Николая II образ потемнел и стал почти черным.
Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века и носило местный характер. Однако начиная с 1620 года что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца, этот праздник закрепляется за 14 марта и сразу же становится весьма торжественным и значимым в царской семье.
При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случая. Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостных богослужений пышностью и приравнивалось к празднику Благовещения.
Его совершали в Успенском соборе, облачившись в белые ризы, служили всенощное бдение и литургию Иоанна Златоуста. Со второй половины XVIII века праздник стали переносить на ближайшее воскресение, что уже уменьшило его статус.
В современном богослужебном уставе празднование иконе совершается по обычному великопостному чину.
Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза икона оказывалась невредимой. Во время второго пожара жители Костромы могли наблюдать чудесное явление. Когда пламя огня уничтожало храм, лик Богородицы виднелся над пламенем в воздухе.
После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы Богоматери Феодоровская особый храм – Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарём он был обращён не на восток, а на север – к месту обретения иконы.
Феодоровская икона пребывала в этом соборе до 1929 года.
Подлинная Феодоровская икона Божией Матери, к счастью, не утрачена, что было подтверждено, как это ни удивительно, экспедицией Наркомпроса в 1919 году. Она никогда не покидала церковных стен, перед ней никогда не прекращалась молитва. В новейшей истории Русской Православной Церкви этот случай можно по праву назвать уникальным.
В годы гонений на Церковь она, после закрытия и разрушения кафедрального Успенского собора, хранилась сначала в храме свт. Иоанна Златоуста, а затем в соборе Воскресения Христова на Дебре. 18 августа 1991 года икона была перенесена в кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии.
Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. Позднее для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг.
Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. В 1948 году патриарх Алексий I пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, достойной духовного величия святыни.
Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.
В 2003 году Святейший Патриарх Алексий II преподал благословение на разработку проекта и изготовление точной копии утраченной драгоценной ризы (1891 г.), а Костромская епархия начала сбор пожертвований.
![]() |
![]() |
В 1869 г. в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Анна Васильевна Левина пожертвовала список с древней костромской иконы Феодоровской Божией Матери. Св. праведный Алексий(Мечев) очень этот образ чтил, имел обыкновение каждую среду после вечерни совершать перед ним молебен с чтением канона. Однажды в преддверии событий 1917 г.
во время служения такого молебна из глаз Царицы Небесной покатились слезы. Св. прав. Алексий был этим потрясен.
Преподобный Амвросий Оптинский благословлял прибегать к молитве перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы женщинам, ожидающим ребенка. И ныне женщины, носящие дитя во чреве, молятся перед этим образом Божией Матери, просят Ее помощи в благополучном разрешении от бремени, а девицы молятся о счастье в браке.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее «Феодоровская»: О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему Единому по вся дни живота нашего.
О, Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней.
Спаси, Владычице, вся страны и грады и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый.
Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти и во время исхода нашего предстани нам, явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на страшнем Судищи Христове стати одесную и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое Имя Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем и Святым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас4: Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к Кивоту Завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим Матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем под сень крова Твоего прибегающим мир и велию милость.
Кондак, глас8:
Благодарственная приносяще Ти раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем к Тебе, и милися деем: не престани, Владычице, Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами подавати вся благая и спасительная всем верою и любовию вопиющим Ти: Радуйся, Дево, христиан похвало. Назад к списку
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/ikony_bozhiejj_materi/view/id/1116213
Чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская» — акафист феодоровской божьей матери
Древняя российская святыня — икона Феодоровской Матери Божией издавна почитается верующими как особая покровительница семейного благополучия, воспитания детей, помощница при родах.Эта святыня была явлена в XII веке в Костроме, и с тех пор почитают ее местные жители как свою заступницу и покровительницу. Но чудотворная икона время от времени покидает древний град Кострому и отправляется в паломничество.Соловки, Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург. География паломничеств Феодоровской иконы широка. И везде по молитвам перед ней совершались чудеса. Люди исцелялись от недугов, получали поддержку и вразумление.
Но особенно откликается Феодоровская святыня на просьбы о рождении ребенка. Так, например, из Нижегородской области приехал в Кострому диакон Василий Шлогов. И рассказал о чуде. Семь лет у них с женой не было детей.
Целый год по благословению священника они читали акафист Феодоровской иконе. Ни дня не пропустили. И были щедро вознаграждены рождением сына.
Сочли своим долгом приехать в Кострому, поблагодарить Пресвятую Богородицу Феодоровскую за дарованное чудо.
Другая супружеская пара приехала из Москвы с группой паломников. У женщины серьезное гинекологическое заболевание, врачи категорически запретили ей рожать. Долго молились перед чудотворным образом.
Проходит время, получает обитель письмо от тех москвичей: «У нас родился мальчик! Чудо! Смилостивилась над нами Матерь Божия!»А жительница города Красноармейска Московской области Алла Анатольевна Тарасова очень переживала за свою дочь, которая родила двоих детей удачно, а после рождения третьего заболела так серьезно, что оказалась на грани жизни и смерти. Алла Анатольевна приехала е Троице-Сергиеву Лавру.
Там ей и посоветовали заказывать молебен Феодоровской иконе и читать ей акафист. Так она и сделала. Вскоре дочь поправилась, вместе с ребенком выписалась из больницы. Слава Богу. Алла Анатольевна сразу отправилась в Кострому поклониться чудотворной иконе и поблагодарить Царицу Небесную за спасение дочери.Супруги Басенковы долго не имели детей. Соседка привезла им из Костромы маслице от лампады перед Феодоровской иконой и маленькую икон очку, освященную перед чудотворным образом в Богоявленско-Анастасиином соборе.
Женщина с трепетом приняла дары, стала молиться, помазая себя святым маслицем. А через три месяца она забеременела.Когда икона находилась в Москве, к ней притекало много православных христиан с молитвами и просьбами. Супруги Евгений и Ирина Саранские тоже пришли, прося помощи в предстоящих родах. Они ждали четвертого ребенка и очень переживали, потому что в трех предыдущих родах у матери были серьезные осложнения. Трижды стояли Саранские в очереди, трижды прикладывались к чудотворному образу, прося помощи.
Трижды просили маслице от лампады перед иконой. Этим маслом женщина и помазывалась каждый день вплоть до родов. Все прошло на удивление легко. И мать и ребенок здоровы.
Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/sterility/1633898
Чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская»
27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе.
«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник.
Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы.
Так была спасена Кострома».
Икона Божьей Матери «Феодоровская». История
У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых.
Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским.
Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.
Икона. Как создается чудо
Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились.
Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы.
На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.
Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского — на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.
За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать.
Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромичей.
В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.
Чудо в нашей жизни — как молиться о чуде?
Икона Божьей Матери «Феодоровская» — чудо
Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы — избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова.
В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны.
Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонила Марфу к согласию благословить своего сына на царство.
Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.
Существует несколько списков с иконы «Феодоровская», первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.
Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю — в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта — в память об избрании Михаила Романова на царство.
Кому молиться перед иконой Божьей Матери «Феодоровская»
Феодоровская икона Божьей Матери почитается как:
- покровительница невест, семейного благополучия;
- рождения детей у бездетных пар;
- помогающая в трудных родах.
Источник: https://www.pravmir.ru/chudotvornaya-ikona-bozhej-materi-feodorovskaya/
Икона Феодоровская Божья Матерь: в чем она помогает и каково ее значение
Феодоровская Божья Матерь, почитаемая Русской православной церковью, является давней защитницей России. Богородица на иконе изображена с младенцем Иисусом на руках. В прошлом эта икона была молитвенным образом легендарного князя Александра Невского и покровительницей царской семьи Романовых.
Немного истории
Существует несколько версий того, как был обретен лик Феодоровской Богородицы. Однако истинность каждой из них так и не удалось установить, как и не удалось опровергнуть их подлинность. По преданию икона Богородицы «Феодоровская» была написана рукой святого евангелиста Луки. По стилю исполнения она схожа с ликом Владимирской иконы.
Предположительно образ получил свое название в честь великого князя Киевского и Владимирского Ярослава Всеволодовича, который был отцом храброго и благочестивого Александра Невского. Князь Ярослав был крещен под именем Феодор в честь христианского мученика Феодора Стратилата, жившего в III-IV ст.
Это интересно!Подбираем 3 самые сильные молитвы на удачу.
Согласно одной из популярных версий, чудодейственный лик был найден братом Ярослава Всеволодовича, Юрием (в крещении Георгий), в небольшой часовенке близ городка Городец. Впоследствии на том месте был основан великолепный храм. Образ необъяснимым образом уцелел во время сильного пожара, потому был признан чудотворным.
Князь Ярослав благословил иконой своего великого сына. С тех пор лик Божьей Матери всегда был при Александре Невском. К нему благоверный князь часто обращался с молитвой, брал во все свои походы и всегда одерживал победу.
Важно!Где и как освятить купленный крестик самому: правила обряда.
После смерти Александра Невского образ перешел к его младшему брату – князю Василию Ярославовичу, который, согласно летописям, питал сильную любовь к духовной жизни. Феодоровская Божия Матерь явила перед князем множество чудес, стала его защитой и символом веры. После смерти князя святыня была передана в церковь Св. Феодора Стратилата, расположенную в Костроме.
Образ является весьма необычным, так как он имеет две стороны. С одной стороны изображена Матерь Божия, а на второй стороне – мученица Параскева. По некоторым предположениям, святой лик на обратной стороне иконы связывают с женой Александра Невского – Александрой Полоцкой.
Обратите внимание! Феодоровская икона является одной из главных святынь России. Первые упоминания о ней относятся к XII ст. До сих пор остается неизвестным, кто и когда привез ее в страну.
Значение и чудодейственная сила
Значение иконы для России невероятно велико. К Феодоровской Богоматери обращались многие цари и правители. Ее лик был родовой святыней легендарной династии Романовых. Чудодейственный образ всегда брал с собой в походы князь Александр Невский.
Этот лик никогда не оставался без молитв. География его паломничества больше, чем у какого-либо другого образа Богородицы. За все время своего существования икона побывала в Москве, Костроме, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и других городах России.
Полезно!Сильная молитва святому Иоанну Сочавскому на успешную торговлю.
Издавна Феодоровская Божия Матерь считается небесной покровительницам женщин, помогает представительницам прекрасного пола в различных жизненных ситуациях:
- молодым девушкам, которые мечтают о счастливом замужестве, Богоматерь устраивает встречу с будущим супругам;
- бездетным парам дарит долгожданных детей;
- беременным женщинам помогает в благополучном родоразрешении.
В чем помогает еще этот чудодейственный лик. У Божией Матери также часто просят здоровья и исцеления от тяжелого заболевания. Богородица помогает не только в рождении малышей и выздоровлении, но и в воспитании благочестивых детей, становлении мира в семье и налаживании взаимопонимания между супругами. Каждый человек обращается к образцу с тем, что его волнует больше всего.
Интересно! Известно большое количество случаев чудодейственной помощи лика Феодоровской Богоматери.
Бездетная пара из Нижегородской области 7 лет мечтала о ребенке, но у супругов ничего не получалось. Они решили обратиться к Богородице. Каждый день на протяжении одного года муж с женой молились перед образом, не пропуская ни дня. Через год счастье пришло к супругам. Они узнали, что скоро в их семье будет ребенок. Благодаря помощи и милости Богородицы у них родился прекрасный мальчик.
Какие молитвы читать
Перед Феодоровской Богоматерью можно читать абсолютно любые молитвы, посвященные Богородице. Однако не стоит относиться к ним, как к некому заговору или даже заклинанию. Молитва – это сокровенный разговор с Богом или с Божией Матерью. Поэтому молиться надо искренне и от чистого сердца. Только в этом случае можно надеяться, что прошение будет услышано.
О чем молятся Богородице. Обращаться к Божией Матери можно с абсолютно любой просьбой, которая касается мирской и духовной жизни ,здоровья, близких людей, духовного развития, поиска истины, очищения от греха.
После прочтения молитвы нужно обязательно поблагодарить Богоматерь о ее милости и заступничестве перед Господом.
Также необходимо попросить о даровании силы преодолеть все трудности и испытания, которые будут возникать на жизненном пути.
Это интересно!История иконы Взыскание погибших: ее значение и в чем она помогает.
Если не хватает слов и духовного опыта, то не следует самостоятельно придумывать текст обращения к Богородице. Можно прибегнуть к уже готовым молитвам из молитвослова.
Особенной силой обладает акафист Пресвятой Богородице, который рекомендуется читать перед иконой Феодоровской Божией Матери ежедневно.
Перед чтением акафиста необходимо:
- Точно сформулировать просьбу, которая будет обращена к Богородице.
- Прошение не должно противоречить христианским заповедям.
- Очистить душу, исповедовавшись и причастившись в церкви.
- Отбросить все негативные и корыстные мысли.
- Принять Бога в сердце и искренне поверить в помощь Божией Матери.
Не стоит ожидать, что только после одной молитвы желаемое исполнится. Иногда на то, чтобы просьба была выполнена, могут потребоваться годы. Возможно, человек еще не готов получить, то, что он просит, а возможно Господь проверяет его, насколько просьба является истинной и желанной.
Молитва о даровании ребенка
К Феодоровской Богоматери часто обращаются супружеские пары, которые уже отчаялись иметь детей. Этот святой образ способен творить истинные чудеса. Благодаря ежедневным обращениям, посту и смирению многие пары получили милость Богоматери в рождении здорового ребенка. Богородица дарила ребенка даже тем супругам, которым не была способна помочь современная медицина.
Полезно знать! Святой Иоанн Воин: чудесное житие и значение его иконы.
Перед молитвой следует очистить разум и сердце, перекреститься и прочитать «Отче наш». Желательно читать молитвослов перед ликом Богородицы и зажженной свечой, пламя которой поможет сконцентрировать свое внимание. Текст обращения к Богоматери лучше всего выучить наизусть. Однако не запрещено молиться своими словами.
Молитву перед иконой Богоматери «Феодоровская» также могут читать женщины во время беременности и перед родами. Она поможет благополучно выносить и родить здорового ребенка. Читать ее необходимо ежедневно, не пропуская ни одного дня.
Обратите внимание! Желательно не только ежедневно молиться, но и посещать службы в храме, совершать паломничества по священным местам и окунаться в святых источниках.
Местонахождение образа
До 1929 года образ хранился в Успенском храме в Костроме. После этого чудодейственный лик был перевезен в Москву на реставрацию.
В ходе реставрационных работ было выявлено, что большая часть старинной живописи утрачена и восстановить ее будет очень трудно.
После разрушения Успенского собора чудодейственный лик был перевезен в храм Св. Иоанна Богослова, а затем в церковь Св. Иоанна Златоуста.
Сегодня оригинальная икона Федоровской Богоматери хранится в Богоявленском-Анастасиином женском монастыре города Костромы.
Ее подлинность подтвердила комиссия музейного отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР в начале XX ст. Лик Богородицы в настоящее время обрамлен драгоценной ризой, изготовленной из серебра и позолоты, что полностью отвечает высокому статусу святыни.
До этого он был облачен в роскошную золотую ризу с драгоценными камнями (бриллиантами, рубинами, яхонтами и изумрудами), изготовленную за счет пожертвований жителей Костромы.
Чудодейственный лик Богородицы не всегда пребывает в стенах Богоявленского собора. Периодически его привозят в различные храмы страны, чтобы верующие со всей России имели возможность поклониться и почтить эту великую святыню.
В 2013 году образ побывал в Москве. На протяжении нескольких недель он находился на территории Донского мужского монастыря.
Богоявленский кафедральный собор в Костроме, где находится подлинный лик Феодоровской Богоматери, расположен на улице Симановского.
Важная информация! Дни почитания образа: 27 марта и 29 августа. Поклониться Божьей Матери в Костромском соборе может каждый верующий в любое время года.
Фотографии
Фото Феодоровской Богоматери и описание этого чудодейственного лика можно увидеть на православных сайтах. Это удивительный образ Богородицы и Иисуса Христа, наполненный милосердием и любовью. Он умиротворяет, дарит надежду и просветление. Смотреть на него необходимо с уважением и молитвой в сердце, прославляющей великую Божию Матерь.
Источник: https://religiya.guru/ikony/o-chem-molyatsya-ikone-feodorovskoj-bozhej-materi.html
Феодоровская икона Богородицы: о чем молятся Божией Матери в Костроме
Свято почитается верующими Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня Костромской земли, находящаяся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре. Образ Богородицы — эта древняя реликвия — является Помощницей и Заступницей всех обращающихся к ней с молитвой и помогает во многих жизненных обстоятельствах.
История святого Образа
Появление иконы на Руси
По существующей старинной легенде, это изображение написал сам апостол Лука — первый иконописец, покровитель врачей и художников. Но о том, как образ оказался на русской земле, никаких точных сведений нет.
Достоверно известно только, что в 12 веке она уже находилась в небольшой деревянной часовенке возле поволжского города, который так и назывался — Городец. Чуть позже на этом месте построили монастырь, где и находилась икона.
Но при нашествии татар многие города древней Руси были уничтожены. Такая же участь постигла и Городец. Город был разрушен, а место, где хранилось изображение, полностью сожжено. Образ Богоматери пропал неведомо куда. Только через несколько лет произошло чудесное повторное обретение иконы.
Обретение иконы жителями Костромы
Однажды костромской князь, охотясь, увидел её на дереве. Когда он протянул к ней руки и хотел снять, икона поднялась вверх. Удивлённый этим чудом, князь позвал простых людей и служителей церкви. После торжественной молитвы образ осторожно сняли и поместили в один из храмов города Костромы.
Позже выяснилось, что очень многие городские жители видели воина в красивой, богатой одежде, который перед этим шёл по городу с образом в руках. По изображениям, находящимся в костромских церквях, в нём признали святого Феодора Стратилата.
Вот поэтому, в его честь и стали называть икону Феодоровской. А жители разграбленного ранее Городца, пришедшие помолиться новоявленному образу, признали в нем тот, что находился ранее в обители их города.
Современные варианты появления святого образа
Учёные нашего времени предполагают 3 версии происхождения этого изображения Богородицы:
- она была написана в 1164 году специально для монастыря в Городце;
- ещё по одной версии икону написали в 1218 году по заказу князя Ярослава Всеволодовича в честь того, что ему возвратили жену — Феодосию, которую из-за разногласий отнял у него свёкор. И в честь знаменательного для семьи события — появления на свет сына Феодора;
- икону написали специально к свадьбе Александра Невского в 1239 году. Эта версия подтверждается тем, что с обратной стороны образа изображена святая Параскева, которая считается покровительницей невест.
Святыня династии Романовых
Образ Федоровской Божией Матери также связывают в России с окончанием Смутного времени — времени войн, разрухи и засилья чужеземцев. Она сыграла огромное значение в истории русских правителей. Именно этой, ставшей особо почитаемой в царском Доме Романовых иконой, благословили на царствование первого царя из династии Романовых — Михаила.
Шестнадцатилетний царь взял список иконы в Москву и торжественно поставил его храниться в придворной церкви. С тех самых пор, по традиции, все иностранные принцессы, выходившие замуж за русских князей и императоров, после крещения принимали отчество — Феодоровна.
Существует даже такой факт, что при заключении брака царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Салтыковой, отца которой звали Александром, изменили не только отчество невесты, но и имя её отцу. Его стали звать Фёдором.
Чудесные животворящие силы костромской иконы
Чудотворной икона стала называться после того, как чудесным образом уцелела при двух страшных пожарах.
Следующим чудом иконы стала её помощь в победе русских войск над татарами в битве на Святом озере. Своим необычным сиянием Образ Богородицы ослепил татарского военачальника и обратил в бегство воинов-татар. На месте, где произошла битва, сначала поставили памятный крест, а позже возвели каменную часовню.
Говорят даже, что в годы Великой Отечественной войны, по приказу Сталина самолёт с образом Заступницы трижды облетел Москву своеобразным крестным ходом. После такой молитвы русских людей о помощи внезапно изменилась погода: сильно похолодало, что парализовало движение вражеских сил.
Молитва к Богородице
По традиции жители Костромы, каждый год 29 августа совершают крестный ход, неся перед собой чудотворный образ Богоматери.
Со всего мира приезжают в Кострому люди, чтобы посмотреть и помолиться чудотворной иконе. Почему это происходит? О чем молятся и в чем помогает Пресвятая Дева?
Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/feodorovskaya-ikona-bozhiej-materi/
О чем молиться феодоровской иконе божией матери
День памяти — 27 марта 2019 года
Феодоровская — Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата.
Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца — позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.
Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории.
С ним, продолжателем славных традиций дяди — святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца — Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века.
Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237–1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами.
Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела.
Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути — военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца — постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича.
В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии — Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела — наименее значительного во владениях его отца.
Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272–1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями.
Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц.
Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу.
По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской.
Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.
Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей.
Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор.
Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона († 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III († 1282) и собором русских святителей.
Содержание соборных деяний было очень широко — это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только оправлялась от постигшего ее бедствия.
Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности — восстановление традиций древнерусского «княжеского строения».
Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги — основного канонического кодекса православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени.
В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта.
Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой.
Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.
В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти, своя хронология, свои законы.
Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.
Оригинал иконы хранится в Богоявленском-Анастасиином женский монастыре.
Источник: http://orthodoxmoscow.ru/o-chem-molitsya-feodorovskoj-ikone-bozhiej-materi/
Феодоровская икона Божией Матери
Страдания и унижения революции даны нам для того, чтобы мы увидели ту бездну, в которую нас тянули дореволюционные соблазнители, и чтобы мы восхотели Божьего; чтобы мы очистились, возродились и заткали ткань новой России.
И потому нелепо нам гордиться тем, что мы-де «ничего не пересмотрели» и «ничему не научились», и еще нелепее нам опять «идти побираться под окнами» западной культуры, западной религиозности, философии и политики и выпрашивать себе «на бедность» черствые корки европейских рассудочных выдумок.
Россия ждет от нас своего видения, своей веры, своей мысли и своей государственной формы. И мы должны готовиться к тому дню, когда рухнет в России засилье дьявола.
Свой рассказ о чудотворной иконе Божией Матери Феодоровской мы не случайно начали со слов замечательного русского философа Ивана Александровича Ильина. Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.
Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца. В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.
Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону. Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах.
Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны.
Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.
На месте явления иконы, на берегу реки Запрудня, основан был монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас — Спасо-Запрудненская церковь). Алтарь снесенного в 1930-х годах кафедрального собора Костромы был обращен не на восток, как обычно, а на север — в сторону Запрудни, к месту второго дивного явления чудотворной. В прежние времена туда ежегодно 16 августа совершался крестный ход.
В 1239 году Феодоровская икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах.
После смерти князя в 1262 году младший его брат, Василий, вернул чудотворный образ в Кострому. В 1272 году к Костроме подступили татары и городу угрожало полное разорение.
Выступив против татар, князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали.
Спустя три с лишним века именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол.
Он долго не решался дать свое согласие, и тогда архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога».
Инокиня Марфа поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведен на престол. Было это в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе.
В Москве – в Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы «на сенях», — с того времени хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в костромском Успенском соборе. Список этот привезла в Москву из Костромы сама инокиня Марфа.
Другие чудотворные списки с Феодоровской имелись в Вознесенском монастыре в Сызрани, в Нижнем Новгороде в церкви во имя святого митрополита Алексия, в Феодоровском Гродецком монастыре Нижегородской епархии, в Троицкой церкви в Казани (ее поставил туда святитель Гермоген), в Моршанске, Ярославле и во многих иных местах. В Москве помимо списка в дворцовой церкви находился еще и другой, очень древний и точный, список с Феодоровской — в храме на Малой Алексеевской улице в Рогожской слободе.
Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси.
Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и в послепетровское время принимавшим Православие иноверным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось обычно отчество Феодоровна.
Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону.
В Царском Селе ею был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала.
В 1930-х годах костромской Успенский собор — место постоянного многовекового пребывания иконы — был разрушен.
Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление.
В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.
Промыслительно, что когда рухнуло в России «засилье дьявола», возобновились и крестные ходы с Феодоровской иконой. И, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руки Алексий II, ходы эти «ныне приобретают государственное общероссийское значение».
До 2001 года Феодоровская икона ни разу не покидала пределов Костромской земли (за исключением 1940-х годов, когда ее реставрировал И.Э. Грабарь).
В начале третьего тысячелетия чудотворная, издавна чтимая как нарочитая покровительница православной семьи и подрастающего поколения, с благословения предстоятеля Русской Православной Церкви навестила Москву и Екатеринбург, где освящала собою крупные православные молодежные форумы.
Феодоровскую икону в этих длительных путешествиях сопровождал архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Московского Патриархата.
За время пребывания святыни в Москве и Екатеринбурге сотни тысяч православных смогли поклониться ей и получить благодатное утешение. В столицу Урала икона была доставлена по воздуху, и этот крестный ход сопровождался чудесными знамениями.
Несмотря на очень плохую погоду, самолет со святыней на борту — единственный из десятков других — сумел совершить посадку в аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения святых царственных страстотерпцев.
Событие это, учитывая историческую и духовную связь иконы с царской семьей, несомненно, имеет глубокое символическое значение.
Затем святыню по просьбе епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (уроженца Костромы) привозили на Север по случаю празднования трехсотдвадцатилетия Архангельской и Холмогорской епархии.
После Божественной литургии в кафедральном соборе Костромы святыня торжественно отбыла в Ярославль, где около четырех часов находилась в Феодоровском кафедральном соборе: ей пришли поклониться тысячи православных. Для доставки святыни в Архангельск руководство Северной железной дороги выделило два специальных вагона.
На набережной Северной Двины в Архангельске состоялся молебен перед святыней. Знаменательно, что это был первый крестный ход по улицам Архангельска после 1917 года. В кафедральном Свято-Ильинском соборе Феодоровская икона находилась два дня, за это время ей поклонилось более ста тысяч архангелогородцев.
А затем чудотворная была доставлена по воздуху в Соловецкую обитель. Как сказал по этому случаю еписком Александр, «нет, наверное, на Русской земле места, в котором бы в такой степени были сконцентрированы беззакония революционной стихии. Соловецкая земля — это живой антиминс, обагренный кровью праведной.
Общество отвергло от себя соловецких узников, а вместе с ними отвергло и те духовные начала, на которых веками основывалось Российское государство, начала христианские. Но время ясно показало, что без истинных духовных ценностей невозможно построить благополучное общество, это будет «дом на песке».
Поэтому нынешнее пребывание чудотворной покровительницы Российской державы на Соловках можно расценивать как акт покаяния, аналогичный прошлогоднему крестному ходу со святыней в Екатеринбурге».
В крестных ходах с Феодоровской иконой приняли участие многие сотни тысяч людей. Воистину это был подлинный акт великого всенародного покаяния. Россия возрождается — сначала духовно, затем, будем надеяться, экономически. Для России, удела Пресвятой Богородицы, важнее всего вернуться к своим духовным корням и выйти на собственную дорогу. Об этом и писал великий русский мыслитель И.А. Ильин.
Тропарь, глас 4
Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость.
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матерее, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебного образа, днесь боя вися нам пресветлое великое солнце, придите, вся богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неосудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, христианом похвало.
Молитва первая
О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Не презри слез наших, не возгнушаяся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и житии Ему единому по вся дни живота нашего.
О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней.
Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый.
Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О Премилосердая Госпоже Царице Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и Прибежище наше, и не возгнушайся нас недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами.
Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего.
Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому.
О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали.
Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам бытии Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения.
О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшегося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья.
К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей, к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго.
Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастей, избави от озлоблении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение.
Твоему матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и надежда, покров, и помощь, и заступление, радость, и утешение, и скорая во всем Помощница. О чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе без Твоея всесильные помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения.
Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.
Источник: https://pravoslavie.ru/1916.html