Отец Иоанн Крестьянкин: биография

Архимандрит Иоанн Крестьянкин прошёл необычный путь — от бухгалтера до старца. Чего только не случалось за это время! Безработица, тюрьма, лагерь.

Несмотря на статус старца, отец Иоанн производил впечатление не мудреца, пришедшего из глубокой древности, а современного и прогрессивного человека.

Он не боялся перемен и утверждал, что внешняя сторона православия не может повлиять на его внутреннее содержание.

Иван Крестьянкин вырос в многодетной семье с верующей матерью

Иван Михайлович Крестьянкин родился в Орле 11 апреля 1910 года. Сестёр и братьев у него насчитывалось восемь, а сам он был девятым по счёту. Так начинается почти любая биография того времени.

И эта стала бы такой же, но усугубило всё то, что отец, Михаил Дмитриевич, умер рано, так что все заботы о семье упали на мать — Елизавету Илларионовну Крестьянкину.

Она отличалась глубокой и искренней верой, которой делилась с детьми. Именно она и стала тем человеком, который открыл маленькому Ивану путь в духовную жизнь, — рассказал о Боге и Благой Вести.

С детства ваня тянулся к богу и помогал в церкви

Маленький Иван оказался болезненным ребёнком, что не могло не огорчать мать. Здоровье в то время — это возможность себя прокормить, а вот постоянные недуги — тревожный звонок, даже страшный. Елизавета Илларионовна так боялась за сына, что дала обед: если всё с ребёнком будет хорошо, она посвятит его Господу. Так и получилось.

Ваня чувствовал себя своим в церкви. Она казалась ему чем-то привычным, ведь посещать храм он стал в раннем возрасте. Причём что-то в мальчике виделось особое, нечто такое, что заметил архиерей. Впрочем, не заметить юного верующего — задача трудная. Ведь он носился за каретой архиерея, когда тот ездил в церковь!

Отец Иоанн Крестьянкин: биография

Однажды священник не выдержал и остановился. Он подозвал маленького Ваню и спросил, хочет ли тот стать помощником при алтаре. Такое предложение очень воодушевило ребёнка. Он и помыслить не мог о подобном! Это был восторг. Мальчик согласился.

Иван всё детство посещал храм, а когда работа в Орле этому помещала, с ней пришлось порвать

В шесть лет Иван стал пономарём в местной церкви. Затем — иподьяконом. Он не просто слепо выполнял обязанности, а действительно духовно развивался, искал новых знаний.

Он общался с протоиереями, которых можно назвать его духовными наставниками. Но наибольшее влияние оказал архиепископ Серафим Остроумов.

Прошло шесть лет, в течение которых желание служить Богу никуда не исчезло, а лишь укрепилось. Ваня решил стать монахом. Священники это одобрили, но для рукоположения было ещё рано.

Юноша ходил в школу и окончил её в 1929 году. Затем избрал для себя работу бухгалтера — отучился на специальных курсах. Нашёл соответствующую образованию должность.

Иван Крестьянкин заявил руководству, что работа мешает ему посещать храм.

Дел оказалось так много, что Иван Михайлович просто не успевал попадать в храм. Жизнь пошла совсем не теми темпами и совсем не в том направлении, в каком он рассчитывал.

Это вызывало досаду. Своё раздражение бухгалтер высказал руководству, за что быстро лишился должности.

В москве иоанн михайлович нашёл время для духовной жизни и стал священником

В Орле с работой больше с тех пор не ладилось, и Иван Михайлович принял решение уехать в Москву. Там он снова нашёл для себя место. На сей раз получше — главным бухгалтером, хоть предприятие и было небольшим. Шёл 1932 год.

В Москве не составило проблемы совмещать светскую и духовную жизнь. Иван Михайлович посещал церковь и завёл немало знакомств среди верующих. Он ощущал, что движется в правильном направлении и снова стал задумываться о службе Господу. Но важный шаг он совершил не скоро.

В 1944 году Иван Михайлович стал псаломщиком в столичном храме Рождества Христова.

Через год Иван Михайлович — дьякон, а следом, под конец 1945, — священник. Рукополагал сам патриарх Алексий I.

Как можно заметить, дело проходило в военное время, но на судьбе будущего монаха это нисколько не отражалось. Со здоровьем у него всегда были проблемы. Близорукость сделала его непригодным к воинской службе.

Отец Иван не смог закончить духовную семинарию из-за ареста

Иван Михайлович серьёзно подошёл к воплощению своего замысла — устроился в Московскую Духовную Семинарию. Попутно активно проповедовал, что привлекло к нему взгляд властей.

Если в годы войны православие могло на время забыть о преследовании, то сразу за ней его позиции снова стали ненадёжны. Первыми под удар попали самые ревностные и непримиримые православные христиане. Отец Иван — в их числе.

Он не успел завершить семинарское образование. Оставалась кандидатская диссертация, но арест нарушил планы. Обвинение, как это часто бывало, — антисоветское содержание проповедей.

Прихожане полагали, что донёс на отца Ивана другой священник, которого тут же бойкотировали. Но арестованному это уже ничем не помогло.

Биография отца Ивана приняла суровый оборот: его посадили на семь лет за «антисоветчину»

В августе 1950 года отца Ивана посадили в Бутырскую тюрьму. До этого содержали в Лефортовской. Постоянные допросы преследовали множество типичных для советской власти целей:

  • запугать;
  • подавить;
  • заставить признаться в несовершённых преступлениях.

Но батюшка держался спокойно, на провокации не реагировал. По крайней мере, не подавал виду. С клеветой он не мирился.

Однажды к нему привели того самого священника, который и сделал донос. Отец Иоанн отнёсся к нему с такой теплотой и радостью, что тому вдруг стало нехорошо. Быть может, напомнила о себе совесть. Доносчик потерял сознание.

Хотя отец Иван не признал вины, его всё равно приговорили к семи годам лишения свободы и отправили в Каргопольлаг. Это было сложное время.

Ведь батюшка был не простым заключённым, но ещё и человеком со слабым здоровьем. Лесоповал мог стать для него губительным. К счастью, через время отца Ивана перевели в другое место.

Отец Иван сменил 9 приходов, прежде чем стал монахом

Семилетний срок не пришлось досиживать до конца. За два года до его окончания отца Иоанна освободили. Можно было продолжать службу.

Так что вместо лагерей и тюрем отец Иоанн трудился в приятном для души месте — в Псковской епархии. Почему не в Москве? Дело в ограничении для судимых. Закон запрещал им жить в столице.

Отец Иоанн Крестьянкин: биографияНа фото Иван Крестьянкин в 1955 году

Размышляя о гонениях верующих, отец Иван писал:

«Не лишим себя храма, когда можем, но и с собою носить его поучимся: сердцем упражняйся в незлобии, телом — в чистоте, то и другое сделает тебя храмом Божиим».

Но и там священник не задержался. Слишком активно он вёл проповедь и раздражал тех, кого злить было опасно.

Следом была Рязанская епархия. Начались постоянные перемещения их храма в храм, пока в 1966 году отца Ивана не рукоположили в монаха.

Ему дали имя Иоанн. В 1967 году монаха перевели в Успенский Псково-Печерский монастырь.

К тому моменту этот повидавший много человек сменил уже девять приходов, и ему вот-вот сулил десятый, если бы не монашество.

Иоанн Крестьянкин читал проповеди, их сегодня можно послушать в аудио

Иоанн Крестьянкин прочёл много проповедей. Часть из них сохранили. Вот отрывок одной из них:

«Господь наставляет, предупреждает, остерегает, умоляет. И надо всем нам усилиться услышать слово Божие, ибо верно – нечто совсем страшное для жизни таится в деле разделения.

Народ на народ, и царство на царство, и соседи на соседей, и родители на детей, и дети на родителей – все восстает, все распадается.

Читайте также:  Когда католическая Пасха: какого числа

Нет единодушия, и иссякает любовь — единственный источник истинного неложного знания.

А для тех, кому слово Божие — сама жизнь, нет страха. Покроет их Господь в тайне селения Своего.

Они не поколеблются, но останутся верны и в тяжкую годину испытаний. И слово Божие проведет их сквозь тень и сень смертную. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

Все у вас да будет с любовью» (Кор.16,13-14). А Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения.

  • Она, по словам святителя Иоанна Златоуста, — первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница зтих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее.
  • Так будет всегда, до последнего часа и мгновения жизни мира.
  • И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах.

И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь»

В монастыре отец иоанн принимал людей более 30 лет, давал советы

В монастыре жизнь стала спокойнее. Монах не столь беспокоил власть, как священник. В 1970 году — он игумен, в 1973 — архимандрит.

Но всё же отец Иоанн не был бы собой, если бы позабыл о недавнем шумном прошлом. Ему нравилось проповедовать и давать наставления. А потому он взял на себя обязанность общаться с людьми, которые искали советов, благословений или просили о молитвах.

Отец Иоанн имел большую библиотеку и подарил её монастырю.

Отец Иоанн всегда легко располагал к себе людей, так что верующие быстро к нему потянулись. Поток желающих пообщаться не иссякал со времени после Божественной литургии и допоздна, иногда за полночь. Монах делал лишь перерыв на трапезу и снова приступал к обязанностям.

Верующие сразу дали понять, что для них он не просто монах, а старец с даром прозорливости. Хотя сам он с такой оценкой не соглашался.

Ему привозили книги со всей страны — кто житие, кто духовную литературу. Со временем накопилась большая библиотека. Её батюшка подарил монастырю.

Широкое распространение получило его высказывание на счёт опасений в связи с присвоением людям номеров при принятии ИНН в 2001 году:

«Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять своё христианское имя, заменив его номером?

Но разве это может случиться в очах Божиих?»

Отец Иоанн умер 5 февраля 2006, но в наследие оставил свои духовные книги и письма

Отец Иоанн никогда не отличался хорошим здоровьем, а его деятельность весьма изматывала. Он старался для духовных чад, как мог, но с возрастом уже просто не находил сил, чтобы пообщаться со всеми, кто приезжал или приходил на встречу.

Тогда на помощь пришёл другой способ общаться — письма. На них старец отвечал усердно до своих последних дней. Причём их духовная сила столь велика, что православная Церковь посчитала необходимым издать несколько томов с наставлениями архимандрита Иоанна.

Вот пример одного такого письма:

«Дорогая о Господе В.!

Жизнь — это искусство. И нет общего рецепта на все случаи жизни. Одно только несомненно — взятые обеты надо выполнять.

А Вы, приведя супруга к алтарю Господню и обещав ему пред Богом любовь, верность и послушание, нарушаете взятые на себя обязанности.

Ведь надо терпеливо подождать, чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий.

А пока их нет, надо уступать ему. Когда Вы поженились, вы с ним одинаково воспринимали жизнь, не забегайте и теперь далеко вперед от него.

Карточки пока брать можно, ибо там не стоит вопрос о Вашем вероисповедании.

Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием верните себе расположение мужа.

Умудри Вас Господь!»

Отец Иоанн Крестьянкин: биография

Более тридцати лет отдал отец Иоанн служению в монастыре и умер в возрасте 95 лет. Произошло это 5 февраля 2006 года. Погребли архимандрита в священных пещерах.

От старца Иоанна остались не только письма и истории, но и книги. Этот монах много полезного поведал о духовной жизни. Его проповеди, высказывания, наставления — это богатейший наследственный дар православному миру.

Опыт построения исповеди — духовные размышления Иоанна Крестьянкина

Опыт построения исповеди. Это записи бесед с отцом Иоанном. Здесь нашлось место и обличению, и врачеванию душ, и пасторскому назиданию.

Цитата из книги:

«Корень всех греховных мыслей, желаний и действий с их горькими последствиями есть самолюбие, превратное стремление нашего духа от бесконечного к конечному — удаление от Бога в себя».

«Неведомому чаду» — книга с письмами Иоанна Крестьянкина

Неведомому чаду. Деятельные и созерцательные слова (обретённые в переписке). Выдержки из писем отца Иоанна, которые могут пригодиться любому верующему человеку на духовном пути.

Цитата из книги:

«А ты попробуй поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой. Кто ты есть по отношению к людям? Сначала узнай себя, потом попробуй пожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно; а узнав, научишься снисхождению к немощам человеческим и не будешь никого осуждать».

Некоторые душеполезные наставления Иоанна Крестьянкина

Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук — духовной жизни — по-вашему, учиться не надо?

Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно.

Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.

Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению.

Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь — и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства — от Бога, и они даны нам в помощь.

Источник: https://hranitel.club/651-ioann-krestyankin

Иоанн (крестьянкин)

Отец Иоанн Крестьянкин: биография
Архим. Иоанн (Крестьянкин)

Иоанн (Крестьянкин) (1910 — 2006), архимандрит.

В миру Крестьянкин Иван Михайлович, родился 29 марта 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных. Был восьмым ребенком в семье. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника.

В детстве прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама.

Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин.

В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.

Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.

  • После средней школы он окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности.
  • 14 января 1945 года рукоположен в сан диакона митрополитом Николаем (Ярушевичем) в храме на Ваганькове.
  • 25 октября того же года был рукоположен в сан священника патриархом Алексием I в Измайловском Рождественском храме в Москве, где и остался служить.

Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось.

Читайте также:  Мытарь и Фарисей: притча и толкование

В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.

Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына.

10 июня 1966 года о. Иоанн принял монашество в городе Сухуми.

Отец Иоанн Крестьянкин: биография
Архим. Иоанн (Крестьянкин)

5 марта 1967 года поступил в Псково-Печерский монастырь.

  1. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена.
  2. 7 апреля 1973 года возведен в сан архимандрита.
  3. Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).

Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви.

Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря.

Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.

Среди наиболее известных и популярных книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.

Скончался 5 февраля 2006 г., в возрасте 95 лет, в Псково-Печерском монастыре.

Завещание архим. Иоанна (Крестьянкина)

Дорогие мои, родные и близкие! К закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. В первый раз десять лет тому назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли.

А вот теперь, 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что уже переплыл реку моей жизни, и стою в преддверии Вечности.

И как благодарность Богу и святой Матери Церкви, а главное во свидетельство о том, что Промысл Божий ведет нас по жизненному пути, оставляю эти краткие записи, как зерцало, отражающее эту очевидную истину. Мои разрозненные эпизодические повествования записывали с 1981 года.

И это не были рассказы обо мне, но иллюстрации некоторых жизненных ситуаций для других из моей жизни. Теперь же, когда это «лоскутное одеяло» сложилось, и я перелистал страницы своей жизни, возвращаясь в прошлое, я сам умилился, узрев богатство милости Божией ко мне, убогому и грешному человеку.

И на пороге Новой Жизни, той Жизни, которая вызрела на земных пажитях, стою я с замиранием сердца в ожидании встречи с моим Господом, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь. А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне, оставляю эти записи о жизни в Боге и проверенное самой моей жизнью завещание:

Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних.

И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/2852.html

Иоанн Крестьянкин: биография архимандрита, его советы духовным чадам, высказывания и книги

Великий свет современной Православной церкви — отец Иоанн Крестьянкин — преставился несколько лет назад в Псково-Печерском монастыре. Под конец своей жизни он находился в сане архимандрита, будучи почитаемым старцем.

К нему ездили люди издалека, со всех концов земли за советом и поддержкой. Всех отец Иоанн утешал добрым словом, наставлением. Также известны его проповеди, открывающие самую суть православной веры.

Откуда родом этот дивный старец, кто его родители и чем он занимался до принятия монашества, будет рассказано далее.

Детство Иоанна

Происхождение и рождение

Иван Крестьянкин появился на свет в 1910 году, его биография началась в Орловской губернии. Родители его были мещанами. В те тяжелые для страны времена всем слоям общества пришлось тяжело.

Смена власти, смена строя, разруха, голод, раскулачивание. В семье Крестьянкиных всего было восемь детей. Сказать, что они жили богато, невозможно.

Маленький Ваня, как и остальные члены семьи, хлебнули совсем нелегкой жизни.

Семья

Все члены семейства Крестьянкиных были верующими. С раннего возраста Ваню, как и остальных семерых детей в семье, воспитывали в православной вере, часто водили в храм, причащали Святых Христовых Таин.

Ваня был не таким, как все дети, он очень любил Богослужение, всегда с особым вниманием выстаивал его полностью.

За особое благоговение его взяли прислуживать архиепископу Орловскому Серафиму (который позже стал священномучеником).

В шестилетнем возрасте Ваню сделали пономарем, а в десять лет уже он был иподиаконом у Владыки. В двенадцать лет Иван принял осознанное решение стать монахом. Когда Елецкий архиерей Николай давал благословение прихожанам, к нему подошел Ваня и попросил благословения.

«На что же тебя благословить?» — спросил Владыка.

«Благословите меня стать монахом!» — смело ответил мальчик.

«Ну сначала закончи школу, в сане священника послужи, а потом будешь монахом обязательно!» — ответил архиерей, и его слова сбылись.

Юношеские годы и молодость

Работа бухгалтером

После окончания средней школы Иван решил отучиться на бухгалтера. Получив эту специальность на курсах, он стал работать бухгалтером в городе Орел.

Но напряженная работа мешала ему часто посещать Богослужения, поэтому он уволился. В 1932 г. Иван переехал в столицу, где устроился главным бухгалтером. Эта деятельность не мешала его активной церковной жизни.

Иван мог часто посещать церковь, где после служб встречался с молодыми людьми и беседовал с ними о вере.

Рукоположение в сан диакона

В 34 года Ивана благословили быть псаломщиком в одном из храмов столицы. Молодой человек усердно трудился на своем посту, и уже через год был рукоположен в сан диакона. Иван решил не вступать в брак, поэтому стал целибатом. Рукополагал его митрополит Крутицкий и Коломенский Николай Ярушевич.

Духовное образование

В 1945 г. отец Иоанн окончил духовную семинарию и был рукоположен в иерея Патриархом Алексием I. Молодой батюшка стал служить в Рождественском храме в Измайлове.

Проповеди отца Иоанна пользовались популярностью у прихожан. В то трудное для страны время советская власть притесняла Церковь, преследовала верующих.

Неопытный священник не знал, как себя вести с властями, которые требовали от него исполнения своей воли.

Тогда отец Иоанн написал Патриарху Алексию I с просьбой о вразумлении. Тот ответил, чтобы он отдавал больше внимания церковному служению, а все находящие на него скорби терпел бы с благодушием.

В 1946 году отец Иоанн полгода служил в Троице-Сергиевой лавре, а потом снова вернулся в свой приходской храм. Одновременно со службой молодой священник учился заочно в Духовной академии Москвы. Он готовился защитить кандидатскую диссертацию, но его ждал другой путь.

Зрелый возраст

Арест и заключение

Весной 1950 года батюшка был арестован. Некоторое время он провел в Лефортовской тюрьме, затем был переведен в Бутырскую. По статье «антисоветская деятельность» о. Иоанн был осужден на семь лет заключения в колонии строгого режима.

Читайте также:  Церковь святой Марии Магдалины: Гефсимания

Его переслали в Архангельскую область, где он трудился на лесоповале. Ни тяжелый труд, ни невыносимые условия жизни не смогли сломить дух о. Иоанна.

Он всегда имел бодрый, веселый вид, его глаза светились добротой и любовью ко всем. Батюшка не только не озлобился, не отчаялся, но и укреплял веру других заключенных.

Он всегда отличался вежливостью, терпеливостью и хорошими интеллигентными манерами.

Через три года по состоянию здоровья, которое стало заметно ухудшаться от непомерного труда, его перевели в Куйбышевскую область, где среди других инвалидов он работал бухгалтером. Спустя два года его досрочно освободили.

Служение в епархиях

После освобождения батюшке не разрешили вернуться в Москву, и он стал служить в Псковской области. Вскоре властям стало известно, что он снова служит священником, поэтому ему пришлось переехать в Рязанскую епархию. Здесь он служил на разных приходах, менять их пришлось, потому что властям не нравилось, что батюшка активный, благоустраивает храмы, читает проповеди.

Монашеский постриг

В 1966 году о. Иоанн был подстрижен в монашеский чин старцем Глинской пустыни Серафимом Романцовым. На будущий год Патриарх направил его в Псково-Печерский монастырь. В этой обители он и пробыл до своей кончины. В 1970 г. он стал игуменом, спустя три года — архимандритом.

Жизнь в монастыре

Почти сразу после поселения старца в монастыре к нему стали съезжаться люди с самых разных уголков страны. Потом слух о святом старце разошелся и за рубежом. Приезжали люди за духовным наставлением, утешением, советом. О.

Иоанн имел очень напряженный рабочий день. После Литургии его ждали в алтаре священники, которые приехали к нему за решением церковных дел. Затем около храма уже толпился простой народ, духовные чада, которые ждали от старца советов о том, как спасаться.

Он еле мог пробраться в трапезную, чтобы пообедать.

По выходу из трапезной толпа опять сопровождала о. Иоанна до келии. Иногда он добирался до нее целый час, беседуя с приезжими людьми, отвечая на их вопросы. В келии его тоже ждал народ. И так до позднего вечера.

Потом старец шел на службу. И такой распорядок дня был у архимандрита Иоанна Крестьянкина ежедневно. Он совсем не имел покоя, личного времени. В свободное время старец молился за всех, помня имена многих наизусть.

Сам отец Иоанн не любил, когда его называли «старцем». Он говорил, что старцев сейчас нет, потому что нет истинного послушания.

Компания против ИНН

Когда была создана компания по отказу от ИНН, то о. Иоанн выступил против нее. Он уговаривал верующих не поддаваться всеобщей панике, потому что до времени пришествия антихриста все эти нововведения не являются опасными.

Говорящим, что при принятии ИНН имя крещенного человека заменяют номером, он отвечал, что Господь помнит все имена людей! Старец не уставал внушать всем, что нет никакой опасности в ИНН, в электронных паспортах и т. д.

Потому что от нас еще не требуется отречение от веры.

Последние годы жизни

В 2000 году к нему приехал молодой тогда еще глава государства — президент Путин. Они долго беседовали, сохранились их совместные фото.

В последние годы жизни о. Иоанн много болел, не мог встать с кровати. Преставился старец в 95-летнем возрасте. Тело его покоится в пещерах монастыря, где похоронены и другие подвижники обители.

Старец при жизни получил награды от правительства:

  • Орден пр. Сергия Радонежского;
  • Орден св. князя Владимира;
  • Орден пр. Серафима Саровского;
  • Орден благ. князя Даниила Московского.

В данное время рассматривается вопрос о канонизации о. Иоанна Крестьянкина.

Письма архимандрита

Старец физически не мог принять всех желающих, поэтому он многим отвечал в письмах. Некоторые из них вошли в книги, которые издавались в разное время.

Нравственно-аскетические труды

Наиболее почитаемой является его книга «Опыт построения исповеди». В ее основу легли проповеди батюшки, которые он произносил в Великий пост на повечерии.

Они подробно разъясняют, как следует готовиться к исповеди, что говорить на этом Таинстве. Многие люди приходят неподготовленными к исповеди, не знают, что говорить, а то и вовсе не видят за собой грехов.

Батюшка объяснил в этой книге, что грешат абсолютно все, раскрыл глаза на многие поступки, которые не принято считать грехами.

Само называние этой книги говорит о том, что старец имеет огромный опыт в покаянии и стремится передать его другим. Он не замыкается в себе, а хочет спасения всем.

Проповеди и слова

Архимандрит часто говорил проповеди на Богослужениях. В них он разъяснял суть православия, просвещал прихожан, предостерегал от грехопадений. Все его высказывания полны любви, советы даются с рассуждением, по всему видно, что это был Божий человек.

Другие труды автора

Старец за всю свою жизнь написал немного книг, но многие его проповеди и слова изложены и изданы после его кончины разными авторами. Также есть немало книг, повествующих о житии угодника Божия.

Таковыми являются:

  1. «Неведомому чаду» содержит избранные письма старца.
  2. «Так говорил Иоанн Крестьянкин» — проповеди.
  3. «Живое предание. Старец Иоанн Крестьянкин» — жизнеописание. Автор Л. Ильюнина.
  4. «Божий инок» — издана к столетию со дня рождения батюшки.
  5. «По трудам архимандрита Иоанна Крестьянкина» Е. Лугового.
  6. «Цена нашего спасения: размышления перед Крестом Христовым».
  7. «Проповеди. Размышления. Поздравления».

О старце много писал митрополит Тихон Шевкунов. В книге его «Несвятые святые» можно прочитать о его житии, также описаны случаи прозорливости о. Иоанна.

Цитаты и высказывания Иоанна Крестьянкина

Батюшка много говорил о спасении своим духовным чадам. Это дело он полагал во главу угла жизни каждого верующего. Стремиться к Царствию Небесному он призывал всю свою жизнь, а не только под конец ее, как считают некоторые. Известны многие его советы священникам, монашествующим и простым мирянам. Его слова довольно просты, но полны мудрости.

О. Иоанн считал, что оба пути — монашество и брак — равны между собой, но оба являются крестоношением. Также батюшка считал, что в жизни верующих людей нет случайностей, все попускается Промыслом Свыше.

Поэтому следует терпеливо нести все трудности, которые ниспосылаются человеку, без ропота и отчаяния.

Самое главное в этой жизни, уверял старец, держаться православной веры, не отрекаться от Матери-Церкви в наше трудное время.

Особое внимание он уделял священнослужителям, призывая их к строгости жизни, вниманию к себе. Тех священников, которые увлекались раньше рок-музыкой он предупреждал, что они будут недостойно служить или пускаться в тяжкие грехи.

Насчет смуты, связанной с введением ИНН, новых паспортов и т. д., старец предупреждал, что не следует предаваться панике. Время антихриста еще не наступило. Вот его слова на этот счет:

«Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога.»

  • Также старец призывал не отчаиваться в милости Божией, если даже имеется множество грехов, ведь Бог в силах простить все наши грехи, потому что милость Его безмерна.
  • Насчет компьютеров старец сказал, что можно с их помощью как спастись, так и погибнуть, смотря в каком направлении используются они.
  • Любовь к народу старец называл «словесным блудом», предпочтение он отдавал любви к конкретному человеку, поскольку это нелегкий каждодневный труд, требующий самопожертвования.
  • Также стала знаменитой его фраза:

«Главное в духовной жизни — вера в Промысел Божий и рассуждение с советом.»

Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/svyashenniki/ioann-krestyankin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector